КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игры с карточками для детей
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Коренева Ольга Анатольевна

 

Игры с карточками для детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kartochkami.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с карточками для детей

Предметными называют картинки, на которых изображен один объект без сюжета (например, береза, мяч, Солнце или облако, василек, дельфин и так далее).

Можно сделать такие карточки и самим, вырезав предметные изображения из раскрасок и журналов, рекламных буклетов и наклеив их на плотных картон.

Желательно, чтобы все карточки были одного размера, но это вовсе не обязательно.

В качестве мини-карточек также можно использовать картинки от старых настольных игр — лото и домино на разные темы («транспорт», «овощи», «игрушки» и т.д.)

ТРЕБОВАНИЯ К КАРТОЧКАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

— реалистичное, хорошо узнаваемое изображение (или крупная фотография объекта), на котором отчетливо видны все детали,

— понятный ребенку ракурс изображения,

— плотный картон, яркая четкая печать картинки,

— отсутствие лишних отвлекающих деталей на картинке.

Производителей карточек много, но по качеству мне лично (это моё субъективное мнение, конечно), очень нравятся карточки «Маленький гений», потому что:

1) они выполнены на картоне отличного качества и будут служить долго,

2)   в этой серии карточек отличное качество изображения.

Также очень хорошего качества карточки под названием «Умные карточки».

Как раздаточный материал для группы детей удобны мини-карточки на разные темы, которые выпускаются издательством «Сфера» и называются «раздаточные карточки».

Примеры наборов карточек для скачивания даны в конце этой статьи.

 

ИГРЫ С КАРТОЧКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБКА»

Это игра для детей с пяти лет, в самом простом варианте можно играть с детьми с четырех лет. Игра развивает фантазию детей, что очень важно не только само по себе, но и для развития творческих игр дошкольников (сюжетно — ролевой и режиссерской).

Автор игры — Е.Е. Кравцова, известный детский психолог.

Подготовка к игре: перемешайте карточки на разные темы в одной коробке. Можно туда же положить и детские кубики с буквами, и картинки из лото или из домино на разные темы. Закройте коробку. Это наши «сокровища», которые мы будем брать с закрытыми глазами в ходе игры из этой коробки.

Ход игры:

Первый уровень игры.

Шаг 1. Рассмотрите с детьми картинку с изображением колдуна (или игрушку — колдуна). В качестве игрушки — колдуна можно использовать самую обычную пластиковую бутылку от воды, если приклеить к ней детали лица и обмотать в «волшебный плащ» — лоскуток ткани.

Расскажите ребенку сказку об этом колдуне: «Жил — был в одной пещере колдун. Она умел заколдовывать разные вещи: заколдует — и унесет к себе в пещеру. Но колдун мог заколдовать только   те картинки, у которых не было пары. Если картинки становились парами — то колдун не мог их взять».

Шаг 2. После этого дайте ребенку в руки коробку и предложите с закрытыми глазами достать из нее две карточки (две картинки). Нужно объединить эти две картинки одной историей.

Например, если выпадет картинка «снеговик» и «корзина», то можно придумать, что снеговик в корзину положил подарки и пошел поздравлять своих друзей с Днем рождения или с Новым годом. Придумайте сначала такую историю сами по тем картинкам, которые вытащил ребенок из коробки. Затем предложите ребенку придумать свою историю по новым двум картинкам.

Некоторым детям легко дается эта игра, другим — трудно. Если ребенку трудно придумать — придумывайте сначала вместе с ним. Предлагайте малышу вариант: «Как ты думаешь, куда пошел снеговик с корзиной — в магазин или в лес? Нет? А куда? А что он в корзину положил? Ты бы что положил бы?»

Второй уровень игры. Ко второму уровню игры можно переходить, если Ваш ребенок очень легко связывает в одной истории два объекта (две карточки). Предлагайте ребенку вытащить из коробки сначала три картинки, потом четыре- пять картинок. И связать их в один сюжет. Если ребенку трудно самому придумать историю — сочиняйте вместе!

Третий уровень игры. Нужно построить целую цепочку из 15-20 случайно выбранных из нашей коробки картинок и сочинить рассказ по ней.

Как играть с карточками:

Берем из коробки по очереди с закрытыми глазами карточки и сочиняем общую историю. Например, начинаете Вы как взрослый. Вы берете карточку и придумываете по ней начало истории: «Жил-был.. И был он очень… Однажды …». На этом Вы прерываете свою историю и передаете ход ребенку.  Ребенок вытаскивает вторую карточку и придумывает продолжение. Затем снова Ваша очередь — берем третью карточку и продолжаем нашу историю. И так до 15- 20 карточек.  Карточки выкладываем в ряд друг за другом слева направо. В заключении этапа ребенок сам может объединить картинки в общий сюжет.

Варианты проведения игры:

Эту игру можно проводить и с 2-3 детьми одновременно, сочиняя общую историю. А можно соревноваться: у кого история длиннее: у команды папы с мамой или у разновозрастной команды детей? Побеждает в игре тот, кто смог объединить наибольшее количество картинок.

Как играть в игру

Первая игра. Вариант игры с карточками для группы детей

Ход игры:  

Можно играть в паре и в группе детей. 

Каждый ребенок с закрытыми глазами берет себе карточку, открывает глаза, рассматривает ее и прячет.

Ведущий задает игрокам вопросы:

— На чем ты приехал домой?

— Что ты сегодня ел на завтрак?

— Что тебе подарили на День рождения? и другие.

Игрок должен отвечать, используя слово со своей карточки.

Пример 1: у игрока карточка «окно». Тогда он отвечает так: «Я приехал на окне. Я ел на завтрак окно. На день рождения мне подарили окно».

Пример 2: Или может получиться такой смешной диалог. У игрока карточка — ведро.

— Из чего ты пьешь компот?

— Из ведра.

— На чем ты спишь?

— На ведре.

— Чем ты рисуешь рисунки?

— Ведром.

Вторая игра. Вариант игры «Смешинки с карточками» в паре «взрослый — ребенок»

Игрок с закрытыми глазами берет из коробки с карточками одну картинку. Открывает глаза, рассматривает ее и прячет от второго игрока. Например, у него оказалась карточка «синица».

Второй игрок задает вопрос: Чем ты поливаешь цветы? Игрок показывает карточку и отвечает с использованием своего слова (Я поливаю цветы синицей)

Дальше они меняются ролями. Второй игрок берет карточку с закрытыми глазами, а первый задает ему вопросы.

Получаются очень смешные диалоги, а по сути это грамматические упражнения, в которых ребенок упражняется в правильном согласовании слов в падеже, роде, числе.

После игры попросите ребенка навести порядок в карточках и найти каждой карточке «свой домик», то есть положить ее в нужную тематическую папку или коробку. Объяснить, почему эту карточку он положил именно в этот «домик» (почему он считает, что морковка — это овощ, черника — это ягода, берет — это головной убор и др).

 Третья игра. Вариант игры с карточками в круге с группой детей

Какие карточки подходят для этого варианта игры: Изображены на карточках могут быть и старинные предметы (сундук, кочерга, понёва), и современные предметы, и инструменты. Перед игрой уточните, чтобы дети знали эти предметы и могли объяснить, для чего они нужны человеку.

Шаг 1. Все встают в круг. По считалке выбирается ведущий, который встает вовнуть нашего хоровода. Каждый игрок с закрытыми глазами берет себе карточку.

Шаг 2. Ведущий ходит по кругу и по очереди всем игрокам задает разные вопросы. Сначала роль ведущего выполняет взрослый, чтобы показать малышам образец диалога в этой игре. Затем эту роль смогут выполнять и дети.

Например,

— На чем ты сидишь?

— На кочерге! (показывает для проверки свою картинку)

— Чем ты причесываешь волосы?

— Паяльником (показывает свою карточку).

— Что ты ешь на обед?

— Вёдра (показывает карточку, на которой изображены вёдра).

Эта игра с карточками может проводиться в трех разных вариантах и развивает связную речь детей.

Основной вариант игры с карточками «Да и нет»

Игра научит малыша задавать вопросы в логической последовательности, вести диалог. В этом варианте в игру можно играть с пяти лети и старше.

Вам понадобится для игры: несколько тематических наборов карточек, которые нужно перемешать.

Ход игры: Возьмите коробку или красивый непрозрачный мешочек (пакет, папку). Ведущий игры должен спрятать в коробку (мешочек, папку, пакет) карточку, а игрок — отгадать, что спрятано. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» и нет».

Сначала роль ведущего выполняет ребенок (или группа детей), а взрослый задает вопросы:

— Это живое?

— Нет.

— Это неживое?

— Да.

— Это предмет?

— Да.

— Его надевают? Им шьют и так далее (он большой? он нужен чтобы…?)

Логика вопросов в игре: определить, живой объект или неживой, далее его назначение (это мебель, одежда, обувь, головной убор, электроприбор, транспорт, музыкальный инструмент, спортивное снаряжение?) и его внешние признаки. Затем назвать отгадку.