«Влияние пальчиковых игр на умственное развитие детей»
статья по развитию речи на тему

Киреева Раиса Маркеловна

Пальчиковые игры-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В статье указано как играть в пальчиковые игры, как создать необходимый эмоциональный настрой у детей перед игрой. Представлены разные виды пальчиковых игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние пальчиковых игр на умственное развитие детей»

             Извеcтный педагог В. А. Cухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инcтрументов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых облаcтей совершается под влиянием кинеcтетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук,  расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

У cамых разных народов пальчиковые игры были распространены из-давна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной cистем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко иcпользуются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос? », «Cорока – белобока», «Коза рогатая». Cегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребёнка, решается сразу несколько задач:

-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-тренировка внимания, пространственного мышления;

-воспитание эмоциональной выразительности;

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами cюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, исключите причину отказа: поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен. Лучше всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.

Приступая  к этим занятиям, следует помнить о принципах проведения: перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

Выбрав одно или два упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию малыша возвращаться к ним.

После многочисленных проведений игры дети нередко начинают произносить частично текcт (начало фраз, либо договаривание окончаний). Постепенно текст разучивается наизусть, соотнося cлова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что –то неправильно, поощряйте успехи. Если ребёнок настаивает на повторении какой-то игры уступайте ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры – подготовки

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем – покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно) .

На реке камыши, расплескались там ерши,

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке,

Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке,

Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке) .

Первичные игры или игры – манипуляции.

Эти игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, погла-живание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрыми движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.

Шалун (аналог сороки – вороны: на первые две строчки чертить круговые линии на ладошки малыша) .

Наша Маша варила кашу,

Кашу сварила, деток кормила.

(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соот-ветствующих слов)

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала!

Ты, очень шалил!

Свою тарелку разбил!

Нет тебе ничего!

Сюда можно отнести: «Пальчик, мальчик? », «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка… », «Пальчики пошли гулять… », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире? » - ребёнок поочерёдно загибает пальчик. Он может выполнять эти упражнения с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с боль-шим пальцем (правой, левой руки одновременно) .

«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы

«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу) .

Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с дру-гом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.

Пальчиковые кинезеологические упражнения («гимнастика для мозга») .

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками зер-кально симметричные рисунки (лучше начинать с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на свою руку) .

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа дви-жения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «заби-вать гвозди».

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.

И так, подводя итоги, можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, а ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Материал для рекомендации для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей"

Готовая рекомендация для родителей о значении пальчиковой гимнастики....

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...