Статья " Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей".
статья по развитию речи на тему

Смирнова Елена Викторовна

В статье  раскрывается значение беседы для умственного и речевого развития детей. Приводятся примеры вопросов, используемых во время проведения беседы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей».

 Беседа – это целенаправленный, последовательный разговор воспитателя со всеми детьми, посвященный одному вопросу.

 Задачами беседы являются:

- уточнение и упорядочивание  опыта детей по одной теме,

-формирование навыков идеологической речи.

-обучение детей умению анализировать, синтезировать, обобщать материал, логически мыслить,

-воспитание чувств ( в зависимости от темы).

 Во время беседы с детьми мы формируем обобщенные знания об окружающем мире и способствуем развитию сложных форм связной речи. Во время беседы мы помогаем детям проанализировать то, что они увидели и узнали. В процессе  беседы нужно задавать поисковые вопросы ( почему? для чего? зачем?),  направленные на установление причинно-следственных связей, на систематизацию связей.  Каждый  участник беседы должен получить возможность активной речевой деятельности.

Итоговые беседы требуют  предварительной  подготовки детей. Это могут быть экскурсии, чтение книг, игры, рассматривание картин,  иллюстраций, приглашение в группу и разговор с интересными людьми, рисование, задание детям на дом ( посмотреть передачу, сходить куда-то).

В начале беседы нужно создать эмоциональный настрой (послушать песню, загадку, стихотворение). Главным приемом обучения является вопрос. Чтобы дети отвечали распространенными ответами, надо перед вопросами ставить: докажите, объясните, как вы догадались? т.е. так поставить вопрос, чтобы  ребенок был вынужден высказаться полно, точно, чтобы его мысль стала понятной другим. Можно предложить детям поправить ответ товарища, сказать короче, красивее. Во всех беседах должны быть вопросы, требующие  самостоятельного формулирования вывода.  Преимущественное положение должны занимать вопросы поискового характера, т.к. они оказывают положительное влияние  на развитие связной речи, побуждают всех участников беседы к самостоятельным  суждениям, дают возможность для организации соревнования ( кто скажет правильнее, точнее). Использование поисковых вопросов создает базу для активной мыслительной и речевой деятельности.

Выполнение намеченных задач осуществляется в 3 этапа.

 На 1 этапе ставится задача – оживить представления, восстановить опыт.

На 2 этапе – сформировать умения устанавливать связи, анализировать факты и давать ответы на вопросы: Зачем? Почему? Для чего?

На 3 этапе – подводим детей к формулировке обобщенных выводов.



Предварительный просмотр:

Статья

«Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей».

 Беседа – это целенаправленный, последовательный разговор воспитателя со всеми детьми, посвященный одному вопросу.

 Задачами беседы являются:

- уточнение и упорядочивание  опыта детей по одной теме,

-формирование навыков идеологической речи.

-обучение детей умению анализировать, синтезировать, обобщать материал, логически мыслить,

-воспитание чувств ( в зависимости от темы).

 Во время беседы с детьми мы формируем обобщенные знания об окружающем мире и способствуем развитию сложных форм связной речи. Во время беседы мы помогаем детям проанализировать то, что они увидели и узнали. В процессе  беседы нужно задавать поисковые вопросы ( почему? для чего? зачем?),  направленные на установление причинно-следственных связей, на систематизацию связей.  Каждый  участник беседы должен получить возможность активной речевой деятельности.

Итоговые беседы требуют  предварительной  подготовки детей. Это могут быть экскурсии, чтение книг, игры, рассматривание картин,  иллюстраций, приглашение в группу и разговор с интересными людьми, рисование, задание детям на дом ( посмотреть передачу, сходить куда-то).

В начале беседы нужно создать эмоциональный настрой (послушать песню, загадку, стихотворение). Главным приемом обучения является вопрос. Чтобы дети отвечали распространенными ответами, надо перед вопросами ставить: докажите, объясните, как вы догадались? т.е. так поставить вопрос, чтобы  ребенок был вынужден высказаться полно, точно, чтобы его мысль стала понятной другим. Можно предложить детям поправить ответ товарища, сказать короче, красивее. Во всех беседах должны быть вопросы, требующие  самостоятельного формулирования вывода.  Преимущественное положение должны занимать вопросы поискового характера, т.к. они оказывают положительное влияние  на развитие связной речи, побуждают всех участников беседы к самостоятельным  суждениям, дают возможность для организации соревнования ( кто скажет правильнее, точнее). Использование поисковых вопросов создает базу для активной мыслительной и речевой деятельности.

Выполнение намеченных задач осуществляется в 3 этапа.

 На 1 этапе ставится задача – оживить представления, восстановить опыт.

На 2 этапе – сформировать умения устанавливать связи, анализировать факты и давать ответы на вопросы: Зачем? Почему? Для чего?

На 3 этапе – подводим детей к формулировке обобщенных выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...

"Аппликация как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух - трёх лет"

Разносторонее и гармоничное развитие детей двух - трёх лет в процессе  специально организованного обучения аппликативной деятельности....

"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"

"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"Консультация для родителей "Аппликация помогает ребёнку развиваться".Уважаемы...

Влияние прогулки на умственное и физическое развитие детей

Как правильно организованная воспитателем прогулка влияет на развитие дошкольника как физически, так и умственно....

Методическая разработка. Аппликация – как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет

Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учрежд...