Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Людмила Александровна Цыганкова

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе

 

Составление описательного рассказа об игрушке

Цель: формировать у детей умение составлять описательный рассказ про куклу и её одежду по образцу воспитателя; познакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определённой последовательности друг за другом; учить задавать друг другу вопросы.

Словарная работа: обогащать речь детей прилагательными, наречиями, глаголами, существительными.

Материал к занятию: посылка, кукла.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу и становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня я хочу поиграть с вами в игру «Где вы слышали эти слова».

Воспитатель называет слова, а дети говорят, где они слышали это слово. Итак, наша речь состоит из слов, и мы произносим те слова, какие вещи или действия хотим сделать.

Воспитатель: А теперь выберите себе глазами друга.

Работа в парах:

  1. Спросите, как зовут вашего друга.
  2. Как зовут маму вашего друга.
  3. Как зовут папу вашего друга.

Воспитатель: Ребята, а теперь спросите, как чувствует себя ваш друг, какое у него настроение.

А теперь сядьте так, чтоб ваш друг был с вами рядом.

Воспитатель: Ребята, пока мы спрашивали друг у друга о здоровье, настроении к нам пришла посылка. Вот она, какая большая. Вносит посылку.

Вы хотите узнать, что там внутри? Можно я посмотрю?

Начинается игра «Спрос-переспрос». Дети задают вопросы, чтоб узнать, что внутри: Это живое? Им можно играть? Это съедобное? Это игрушка? И т.д. По вопросам они узнают, что это кукла. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую куклу нам с вами прислали. Рассматриваем куклу.

Ребята, кукла хочет узнать какие у неё волосы?

Какие глаза?

Какое платье?

Какие носочки?

Какие у неё туфельки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что кукла очень любит слушать рассказы о себе. И она пообещала поиграть с тем, кто лучше всех составит про неё рассказ.

Воспитатель: Дорогая кукла, я тоже очень хочу с тобой поиграть, можно я расскажу про тебя и твой наряд. Слушайте.

Наша новая кукла очень красивая. У неё  светлые волосы, они заплетены в две косички. Завязаны косички синенькими бантиками. У куклы  голубые глаза. Кукла не только красивая, но и нарядная. На ней красивое красное платье в белый цветочек и чёрные листики. По краю платье отделано белым кружевом. На ногах у неё белые носочки и белые туфельки.

Физминутка: Гуси серые летели

                         На лужайке тихо сели.

                         Походили, поклевали

                         Потом быстро побежали.

Воспитатель: А сейчас, дорогая гостья, про тебя будут рассказывать дети.

Рассказы детей.

Кукла: Все ребята молодцы! Мне очень понравилось у вас и я, пожалуй, останусь и погощу у вас немного. Все ребята смогут со мной поиграть.

Воспитатель: Хорошо, кукла, мы согласны, тем более все ребята сегодня хорошо играли. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию

в старшей группе

 

«Что я знаю о своём городе?»

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного города, с тем, почему у нашего города такое название; закрепить знания детей о названии городов нашей страны, названии улицы, на которой живёт ребёнок, о том, что есть около каждого дома.

Словарная работа: обогащать словарь детей за счёт названий улиц, городов, переходить от пассивного словаря к активному.

Материал к занятию: фотоколлаж города, большая фотография каннского острога.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебная дудочка».

Д/и «Волшебная дудочка» (дудочка ходит по кругу и задаёт вопросы).

Что же хочет знать наша волшебная дудочка?

- Дудочка хочет узнать, название каких городов вы знаете.

- Как называется наша страна?

- Как называется наш край?

- Как называется наш город?

- Где он находится?

- Какой он, молодой или старый?

- Какие дома были раньше?

- Какие сейчас?

- Что у нас есть в городе?

- Кто из вас знает, почему наш город так назвали.

Дети передают дудочку друг другу по кругу и отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему наш город называется Канск?

Воспитатель: Очень давно, когда ещё на берегу реки шумела тайга, древним людям очень понравилось это место. В лесу было много пушного зверя, в реке водилось много рыбы. Племена, которые населяли эти места, занимались охотой. Сюда стали съезжаться русские купцы. Они строили свои зимовья на берегу реки и открывали торговлю. Так как местность была очень богатая, то за нее часто шли войны. Как-то раз на берегу реки произошло большое сражение между татарами и монголами. Битва происходила вечером. На берегу реки горело множество костров, сверкали сабли, слышался зов трубы, крики раненных, земля была изрыта копьями. Под натиском монголов воины отходили к реке и продолжали битву. От крови убитых, горевших костров, вода в реке казалась красной. Один воин захотел напиться, почерпнул в руки воды, взглянул на воду и с ужасом воскликнул «Кан», что по-татарски означает «кровь». С тех пор река и стала называться Кан, а город, который расположился на берегу этой реки – Канском.

Воспитатель: Вам понравилось?

Дети:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете на какой улице вы живёте?

Дети:

Воспитатель: Тогда давайте поиграем в игру «Назови улицу, на которой ты живёшь». Мы будем говорить такие слова: «Раз, два, три на чай к Люде иди». Люда должна сказать нам, куда приходить на чай, т.е. назвать улицу, дом и квартиру.

Воспитатель: Все молодцы, вы почти все знаете свой адрес. А кто мне расскажет, что есть у вас возле дома.

Дети:

Воспитатель: А как, одним словом это называется?

Дети:

Воспитатель: Правильно, место около дома называется «двор».

А хотите посмотреть фотографии нашего города? Может быть, кто-то из вас узнаёт места, которые на них изображены.

Рассматривание фотоколлажа «Мой город» под спокойную тихую музыку.

Воспитатель: Спасибо. Мы с вами хорошо поработали. Что мы узнали?

Ответы детей:

Воспитатель: Что вспомнили?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...