Конспект НОД "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пырлик Татьяна Валерьевна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа.

«Дикие животные».

Цели:

  1. Уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
  2. Образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов;
  3.  Развивать словарь по данной теме.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных Логопед выставляет картинки животных.

— Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?

а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса —

А зовут ее ... (Лиса.)

— Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...) Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)

 Образование сложных прилагательных:

— У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

— У лисы длинный нос.

— У лисы острые уши.

— У лисы короткие усы.

— У лисы рыжий хвост.

— У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро  раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.

б) Логопед загадывает загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

— Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)  Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.) Как называется жилище медведя? (Берлога.)

— У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при Ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку:

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

— Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

— У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.) — Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)

— Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой — летом. (Заяц.)

— Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи   наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — грустный, умный — глупый, длинный — короткий.

— У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных а) Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...) Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один — (Бельчонок.)  Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый ост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах пасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках дерева и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж.)

— Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...) Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи   предложение».

— Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... (сом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ку. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

— Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

— Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося серовато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

  1. Итог занятия . О каких животных мы сегодня говорили? Почему их называют дикими?
  2. Про каких животных говорят:

Хитрая -, колючий-, злой-, неуклюжий-, косой-, быстроногий-, ловкая-, рыжая-.

  1. «Кто, кем был?»

Медведь был…, ёжик был…, лиса была…, лось -…, волк-…, барсук - …, белка-…, заяц-…, кабан-… .

  1. «О чем думают животные?» Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.

Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).

  1. «Загадочное животное». Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.
  2. Физминутка.

Медвежонок – топ-топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп-хлоп,

А волчонок – щёлк-щёлк-щёлк,

А зайчонок – скок-скок-скок,

А лисёнок – шмыг-шмыг-шмыг,

А лосёнок – брык-брык-брык,

А рысёнок – прыг-прыг-прыг,

И бельчонок – прыг-прыг-прыг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...

Конспект занятия "Животные" с использованием ТСО

Конспект занятия по окружающему с использование ТСО и ЭВМ...

Методическая разработка конспект НОД Животные Африки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....

конспект занятия животные

На занятии дети вспоминают животных по-английски,тем самым помогая главному герою с заданиями....

Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей ...

Конспект «Дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. ЗАДАЧИОбразовательные:- продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прит...

План-конспект НОД "Животные леса - наши друзья"

Интегрированное занятие  по художественно-эстетическому развитию детей средней группы...