Конспект ОД "В мире звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Юмашева Марина Максимовна

Цель: уточнение характеристики гласных, согласных звуков, формирование умения определять первый звук в слове

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_v_mire_zvukov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Конспект

образовательной деятельности

по развитию речи

«В мире звуков»

Подготовила воспитатель 1 категории: Юмашева М.М.

Цель: уточнение характеристики гласных, согласных звуков, формирование умения определять первый звук в слове.

     1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков.]

Здравствуйте, дети, меня зовут Абвгдейка! И сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебный мир звуков. Скажите, кто издает такой звук? Ш-ш-ш-ш?

Дети. Змея

Давайте вместе пошипим. Сделаем чашечку, спрячем ее за зубы и подуем: ш-ш-ш-ш…

Дети. Ш-ш-ш-ш…

А кто издает такой звук? Ж-ж-ж-ж…

Дети. Ж-ж-ж-ж….

. А как водичка льется?

Дети. С-с-с-с…

 Комар летит?

Дети. З-з-з-з…

     2. Подвижная игра «определи звук» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых - мягких].

 Молодцы! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слушали?

Дети. Звуки

 Правильно – звуки. И речь наша тоже состоит из звуков. Речевые звуки складываются в слова. А слова строятся в предложения. Скажите, а на какие две группы мы делим звуки?

Дети. Гласные и согласные.

 . Правильно, а что умеют делать гласные звуки?

 Дети. Они умеют петь.

 Давайте вместе тихонечко споем.

 Дети. [А-а-а-а], [О-о-о-о], [У-у-у-у], [И-и-и-и] (воспитатель беззвучно показывает артикуляцию звука, дети тянут нужный звук).

Когда мы пели гласные звуки, была у нас во рту преграда?

Дети. Нет.

Врспитатель. Правильно. Гласные звуки тем и отличаются от согласных, что, когда мы их произносим, во рту нет никакой преграды. А согласные звуки умеют петь?

Дети. Нет.

. Точно они не поют, они только пыхтят, шипят, свистят, мычат, и, когда мы их произносим, во рту у нас преграда – или зубы, или губы, или язык, или небо. А вот все ли согласные одинаковые? Что мы знаем про согласные звуки? На какие группы делятся согласные звуки?

Дети. Твердые и мягкие.

Точно. Звук [Б] какой?

Дети. Твердый.

 А звук [Б‘]?

Дети. Мягкий.

. Правильно! Давайте поиграем в игру? Я буду произносить звуки. А вы будете слушать. Если услышите гласный звук, вставайте на носочки и тяните руки вверх. Если услышите твердый согласный звук – руки по швам и стойте, как солдатики. А если услышите мягкий звук – садитесь на пенечки.

[А], [Б], [Б’], [У], [И],  [Т’], [П], [П”].

Дети выполняют движения в соответствии с заданием.

 Молодцы! Отлично!

     3. «Что общего и что лишнее» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых – мягких в начале слова].

. Посмотрите у нас тут три домика: синий, зеленый и красный. В каком домике живут гласные звуки?

Дети. В красном.

. Правильно. А твердые согласные звуки?

Дети. В синем.

 А мягкие согласные звуки?

Дети. В зеленом.

. Возьмите красный, зеленый и синий кружочек и садитесь, будем смотреть картинки.

Просмотр презентации. 

Назовите, пожалуйста, что изображено на картинках.

Ребенок. Утка, утюг, улитка, удав.

Правильно. Теперь каждый подумает, с какого звука начинаются слова, и поднимет нужный кружочек.

Дети поднимают красный кружок.

На следующем слайде: Топор, трактор, тапки, торт.

Дети поднимают синий кружок.

На следующем слайде: Тигр, тень, терка, телефон.

Дети поднимают зеленый кружок.

  А теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, что лишнее?

На следующем слайде: Кошка, корабль, кенгуру, карандаш.

Дети. Кенгуру.

Почему?

Дети. В слове кенгуру первый звук – мягкий согласный. А остальные слова начинаются с твердого согласного звука.

 Правильно, молодцы.

На следующем слайде: мяч, машина, медведь, месяц.

Теперь, посмотрите, какой предмет лишний?

Дети. Машина.

 Почему?

Дети. В слове машина первый звук – твердый согласный. А остальные слова начинаются с мягкого согласного звука.

 Правильно, молодцы.

     4. Игра «Сложи букву» [Закрепление образа букв, профилактика оптической дисграфии].

 Ребята, скажите, а звуки можно увидеть?

Дети. Нет.

 А с помощью чего, можно записать слова на бумаге?

Дети. С помощью букв.

  Точно. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Подойдите к столу. (На столе рассыпаны палочки Кьюзенера.) И сделайте мне букву А. Сколько понадобится палочек?

Дети. Три.

А теперь превратите эту букву в букву П, Т, М, У, Н, Г.

Дети последовательно выполняют задание.

 

     5. Игра «Звуки подружились» [формирование навыков фонематического синтеза].

Хотите, я расскажу вам сказку? Однажды согласные звуки загрустили, что они не умеют петь. Грустно жить без песен, правда? И заплакали: [П-п-п-п], [К-к-к-к], [Х-х-х-х]. Услышали это согласные звуки и пожалели своих соседей. Звук [А] подбежал к звуку [П], встал после него, и они вместе запели – [Па]. [О] подбежал к звуку [Х], встал перед ним, и получилось – [Ох]. А теперь поиграем в игру. Я буду кидать свой волшебный кубик и называть какие звуки подружились, а вы будете петь их песенку.

 [Т], [О].

1-ый ребенок. [То].

 [Ш] [А].

2-ой ребенок. [Ша].

. [С], [У].

3-ий ребенок. [Су].

. [А], [К].

4-ый ребенок. [Ак].

 [Д], [О], [М].

5-ый ребенок. [Дом].

Отлично!

     6. Упражнение «Посчитай слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Видите, какие гласные звуки нужные. А еще по количеству гласных звуков мы делим слова на части. Помните? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Давайте отхлопаем слово – девочка.

Дети. Де-воч-ка.

Воспитатель. Сколько частей?

Дети. Три.

Книга.

Дети. Кни-га. Две части.

Мышь.

Дети. Мышь. Одна часть.

Велосипед.

 Дети. Ве-ло-си-пед. Четыре части.

. Мо-лод-цы! А теперь, поиграем. Я раздам вам карточки с картинками. Вы посмотрите на предмет, который там изображен. Подумаете сколько слогов в его названии и выберете нужную карточку с соответствующим количеством кружочков.

На ковре разложены карточки с одним – четырьмя кружками. Детям раздаются картинки с одно-двух-трех-четырехсложными словами. Они ищут нужную карточку. Затем воспитатель с детьми проверяет правильность выполнения задания.

     7. Игра «Слова рассыпались». [Совершенствование навыка фонематического синтеза слов.]

Ребята ветер пошалил и рассыпал все слова. Помогите мне, пожалуйста, собрать слова. Ковь-мор.

Дети. Морковь.

Те-фон-ле.

Дети. Телефон.

. Ва- тра.

Дети. Трава.

. Ныш-сол-ко.

Дети. Солнышко.

 Ре- во-де.

Дети. Дерево.

 Молодцы!

      8. Окончание занятия. [Оценка работы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»

Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»...

Конспект "В мире звуков"

На занятии дети знакомятся с шумовыми звуками...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»

Конспект  фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...