Конспект НОД "Кто в избушке живёт?"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Гражданкина Надежда Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_v_izbushke_zhivet.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Кто в избушке живет?

(Устройство русской избы)

Цель: развитие у детей представлений об истории цивилизации.

Задачи: познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. Развить интерес к старинным играм и забавам.

Словарь: изба, сени, печь, горшок, ухват, кочерга, ушат, ковш, сундук, самовар, баранки, икона, красный угол.

Дидактический материал: макет дома, иллюстрации народных костюмов и предметов.

Ход:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами отправимся в прошлое, чтобы узнать, как же жили русские люди много лет назад

Дом, в котором они жили назывался изба. Маленький домик называли избушкой, а шутливо — «избушка на курьих ножках». Хотите узнать, как жили в этой избе? Сначала все входили в сени (прихожую), потом в избу. (Вносит макет.)  Давайте посмотрим, что же было в этой избе?

Подвести детей к макету рассмотреть его.

Воспитатель. Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу.

Ребята как вы думаете, что в избе самое главное? (картинка печь) Она грела, в ней готовили (вопрос детям: где сейчас готовит мама еду), на ней еще спали. Эта печь называется русской (такую делали только в России). Рядом с печкой всегда стояли ухват и кочерга (картинка кочерга и ухват) (Рассказать, как использовались кочерга и ухват). Зачем нужен ухват? (Потому что горшки в печи были очень горячие.) Как залезали на печь? (По лестнице.)

Раньше в каждой избе был «красный угол», в котором на рушнике стояли иконы. (показ и объяснение по макету).

Ребята, а что вы видите в избе, кроме печи и красного угла? (Лавки.) Ребята, как вы думаете почему они широкие? (Ответы детей). Вы сейчас где спите? (Ответы детей).  На лавках раньше спали. А теперь давайте с вами немного отдохнем.

 Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой,
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу,
(подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой,
(подскоки на месте). 

Молодцы ребята, а теперь еще раз давайте подойдем к избе.

А где вы сейчас храните свои вещи. (ответы детей).

 

А раньше вещи хранили в сундуке. Ребята, посмотрите внимательно, в нашей избе есть сундук. Где он? Правильно. Давайте в него заглянем, действительно ли в нём хранятся вещи? Мы с вами были правы, в нём на самом деле лежат какие-то вещи.

А сейчас ребята присядьте на свои места, а я покажу вам, какие же вещи носили люди раньше.

(показ картинок вещей мужчины, женщины и детей)

Давайте рассмотрим одежду людей. Удивительно красиво, и все делали своими руками: вышивали, вязали, шили! (Беседа по картинкам) 

Ребята, а откуда вы дома берёте воду? А где купаетесь? (ответы детей). А вот раньше воду набирали с реки или колодца и ставили в избу в вёдрах. Купались в ушате. Поливали на себя ковшом. (Показ картинок ведра, ушата, ковша).

Посередине избы стоял большой стол, за которым кушали. На столе обязательно был самовар (показ картинки) из которого наливали чай.

А когда люди отдыхали (в праздники), они любили игры и забавы. Хотите, мы тоже поиграем? (Дети играют в старинную игру «Золотые ворота»).

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:


Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!


После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Воспитатель. Молодцы ребята. А где мы сегодня с вами были? А что вы там видели интересного? (ответы детей). А в какую старинную игру мы с вами играли? Вам понравилось? Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Комплексное занятие по закреплению знаний о зимних явлениях природы, расширяет и обогащает словарный запас детей, воспитывает любовь к живому....

Конспект НОД «Заюшкина избушка"

Конспект образовательной деятельности во 2-младшей группе. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» (театр ложек)...

Конспект занятия Заюшкина избушка

Обучение средствам выразительной речи...

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Методичекая разработка по развтитию речи конспекта "Заюшкина избушка"...

Конспект занятия "Заюшкина избушка" и "Коза-Дереза"

       Конспект аппликация  для детей старшего дошкольного возраста ....