Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Беляева Яна Александровна

     Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

                Содержание работы:     

       1.      План работы по самообразованию

2.      Метод сказкотерапии как   средство развития речи детей 2-3 лет

3.      Материалы по работе с детьми

4.      Материалы по работе с родителями

       5.      Материалы по работе с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_2-3_sayt.docx136.42 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ  «Детский сад № 17 «Сказка» г.Новая Ладога»

Беляева Яна Александровна

Стаж работы: 3 года

Тема: «Сказкотерапия как средство развития речи детей 2-3 лет»

2017 уч.год, группа раннего возраста

 Содержание

  1. План работы по самообразованию……………………………………
  2. Метод сказкотерапии как   средство развития речи детей 2-3 лет……
  3. Материалы по работе с детьми……………………………………….
  4. Материалы по работе с родителями…………………………………..
  5. Материалы по работе с педагогами…………………………………..

План по самообразованию педагога

Тема самообразования: «Сказкотерапия как средство развития речи детей 2-3 лет».

Цель:

  • Повышение  своего профессионального уровня;
  • Развитие речи и навыков свободного общения у детей.

Задачи:    

  • Формирование интереса к чтению;
  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к               окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Решение проблем поведения;
  • Совершенствованиее диалогической формы речи;
  • Развитие монологической формы речи;
  • Обучение связному, последовательному и выразительному пересказу небольших  сказок, рассказов;
  • Обучение  рассказыванию о предмете; составлению рассказа по картинкам с   последовательно развивающимися событиями.

 

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Работа с детьми

1.09.16-1.11.16

  1. Развивающие занятия с использованием сказкотерапии для детей 2-3 лет.
  2. Чтение детских психотерапевтических и др. сказок.
  1. Список сказок.
  2. Конспекты  занятий.
  3. Картотека игр.

Работа с родителями

1.11.16-1.02.17

Разработка консультаций  и презентаций для родителей воспитанников основанных на содержании сказок.

  1. Подготовить памятки для родителей по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок.
  2. Составить список рекомендованных сказок.
  3. Подготовить презентацию для педагогов и родителей.

Самореализация

1.02.17-1.04.17

  1. Разработка конспектов занятий и игр с использованием приёмов и методов сказкотерапии.
  2. Создание презентации.

  1. Картотека занятий и игр с использованием методов сказкотерапии.
  2. Создание презентации для родителей и педагогов ДОУ.

Изучение методической литературы

1.04.17-25.05.17

  1. Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в воспитании (методические пособия, наработки педагогов).
  2. Изучение материалов на интернет- ресурсах.

Метод сказкотерапии  как  средство развития речи детей 2-3 лет

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка [1].

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности [2].

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

- функция социализации;

- креативная;

- голографическая;

- развивающее – терапевтическая;

- культурно – этническая;

- лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки [3].

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятся ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

  1. чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
  3. драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре [4].

Сказкотерапия это:

  • процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;
  • процесс переноса сказочных символов в реальность;
  • созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
  • терапия средой, особой сказочной обстановкой;
  • выявление и развитие творческого потенциала;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

  • развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  • формирование навыков адекватного выражения эмоций;
  • укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме [5].

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Материалы по работе с детьми

1. Конспект совместной деятельности взрослых и детей  

с использованием элементов сказкотерапии в период адаптации «Осенняя сказка» для детей 2-3 лет и родителей.

Программное содержание.

  • Создание благоприятной атмосферы в группе в период адаптации;
  • Развивать социальные и коммуникативные умения у детей раннего возраста (ОО «Коммуникация»);
  • Развивать познавательную активность детей раннего возраста (ОО «Познание»);
  • Развивать эмоциональную сферу детей раннего возраста (сопереживание героям сказок, развитие эмпатии) (ОО «Социализация»);
  • Формировать умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами (ОО «Коммуникация»);
  • Упражнять в произношении звукосочетаний (чух – чух, ту-ту) (ОО «Коммуникация»);
  • Развивать мелкую моторику рук (ОО «Познание»);
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития и укрепления здоровья (ОО «Здоровье»)детей раннего возраста.

Оборудование:  солнышко, полянка с цветами, бабочки из бумаги по количеству участников, пенек, игрушка ёжик, ширма для показа кукольного театра, желтые листья, куклы на руку (ёж и волк), яблоки из бумаги для аппликации, клейстер, кисточки, бумажные салфетки красного цвета, мячик, аудиозапись «Поезд мчится и грохочет».

Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание иллюстраций «Овощи и фрукты», предварительное знакомство родителей со сказкой, разучивание пальчиковых и массажных игр.

Подготовка к НОД: проветривание помещения, влажная уборка, размещение необходимого оборудования (ширма, пенек, полянка с цветами)


Методы и приемы организации НОД

В раздевальной комнате педагог-психолог приветствует родителей и малышей, встречает их с мячиком. Передавая мячик друг другу, участники называют свои имена  (ребенка и мамы). Приглашает в групповую комнату, предлагает поиграть с игрушками.

Когда дети поиграли в игрушки (не более 10 минут), педагог-психолог говорит слова:

Педагог-психолог: Мы дружные ребята,

Скорее за уборку!

Игрушки аккуратно

Поставим мы на полку!

Дети и родители начинают расставлять игрушки по местам.

Педагог-психолог: Игрушки мы убрали, теперь мы можем сесть на стульчики.

Ритуал приветствия.

Педагог-психолог показывает солнышко (ребенок сидит на коленях у мамы)

В колыбельке золотой    (ручки малышей складывают перед грудью),

Спало солнце за рекой    (образуя круг- «колыбельку». Имитация    качания младенца на руках)

Встало солнце по утру   (руки плавно поднимаются, разъединяются).

 Разбудило детвору         (руки плавно опускаются).

Вышли детки погулять    (Хлопки ладошками по ножкам поочередно)

Стали прыгать и скакать   (Одновременное похлопывание)

И «имя ребенка» здесь       (Показываем открытыми ладошками)

Мама «имя мамы» здесь    (на называемых детей и родителей)

Педагог-психолог:

А теперь совет для мам:

На занятии не спим,

В уголочке не сидим!

Малышу мы помогаем –

Дружно весело играем!

Педагог-психолог: Ребята, а вы любите гулять?

Дети: Да!

Педагог-психолог: А на чём бы вы хотели сегодня отправиться в путешествие? Я предлагаю отправиться в путешествие в сказочный лес на волшебном паровозе. Вы готовы отправиться вместе со мной?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Ребята, а как же гудит паровозик?

Педагог-психолог: Давайте с вами вдохнем воздух носиком и произнесем на выдохе ТУ-ТУ-ТУ, ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (повторить 2-3 раза)

Звучит музыка и паровозик отправляется в путь. (Мамы с детьми за ручку идут по кругу под слова психолога)

Педагог-психолог:

Поезд мчится и грохочет

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Машинист во всю хлопочет

ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ-УХ

Поезд мчится под горой

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Для детей вагон второй

ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Поезд мчится вдоль полей

ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Цветы скорей водой полей

ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ! ( Дети вместе с мамами повторяют простые слова)

Педагог-психолог: Ой, ребята, посмотрите, куда мы с вами приехали? Мы с вами приехали на сказочную полянку. Что же такое растет на полянке? (Дети с мамами  присаживаются на коврик около полянки)

Дети: Цветы.

А посмотрите, кто же сидит около цветочка?

Дети: бабочка

Педагог-психолог:

Где лес шумит, листвой играя.

И ветер теплый травы гнет,

Среди цветов легко летая,

Малютка бабочка живет.

Педагог-психолог:  Ребята, а что умеют делать бабочки?

Дети: летать

Педагог-психолог: Ребята, а сейчас давайте подуем на бабочек, чтобы они на цветочки полетели. Но дуть мы с вами будем так, чтобы наши щечки не раздувались. Мы будем носиком вдыхать, а через ротик будем дуть на бабочку, так чтобы каждая бабочка улетела на свой цветочек.

- Молодцы, у всех бабочки прилетели на цветочек, посмотрите, как красиво стало на нашей полянке.

Основная часть

(плачет ежик).

Педагог-психолог:  Ой, ребята, посмотрите, а кто это сидит на пенечке и плачет?

Дети: Ежик

Педагог-психолог: Ежик, а почему ты плачешь?

Ёжик: Да вот, ребята, нашел в лесу такую красивую книжку, а читать не умею…

Педагог-психолог:  Ой, ежик, и правда, какая красивая и интересная книжка. Да ты не переживай, ежик, наши детки тоже пока читать не умеют. Но мы тебе можем сказку рассказать, хочешь?

Ежик: Да  

Педагог-психолог: А вы, ребята, хотите сказку посмотреть?

Дети: Да.

Педагог-психолог: Тогда проходите на стульчики, садитесь поудобнее, будем внимательно смотреть и слушать, а разговаривать во время сказки нельзя, сказка любит тишину! Давайте позовем сказку вместе: Раз, два, три, сказка, сказка, приходи!

Показ сказки «Маленький ежик»

Куча листьев здесь лежит,

Кто-то листьями шуршит.

Из-под листьев – черный нос,

Клубок иголками оброс.

Вы конечно, догадались, мы с ежонком повстречались!

Топ-топ-топ сюда,

Топ-топ-топ туда (2 раза)

Маленький ежик – четверо ножек,

По лесу гуляет – подарки собирает

Если ягодку найдет – на иголочку наткнет,

Если яблочко найдет – на иголочку наткнет,

Если листочек найдет – на иголочку наткнет,

Если грибочек найдет – на иголочку наткнет.

Педагог-психолог: Ребята, помогите пожалуйста, ежику подарки на иголочки нацепить. (У ёжика на спине пришиты пуговицы, яблочки, грибочки, листочки вырезаны из плотной ткани и имеют прорезь для пуговицы. Дети с помощью мам пристегивают их ёжику на спину).

Педагог-психолог: Молодцы, ребята, помогли ёжику собрать подарки! Будем дальше сказку смотреть?

Дети: Да!

Далее сказка продолжается:

Вдруг выходит страшный волк.

Страшный волк, зубами щелк.

Не боюсь я волка! Вот мои иголки!

Испугался волк – убежал.

Маленький ежик – четверо ножек,

По лесу идет, подарки несет!

Достал яблочки и стал делить:

Стал он яблочки делить,

Стал он детушек кормить.

Яблочко Саше,, яблочко Маше…(раздает детям картонные яблочки для аппликации)

Ну и яблочко себе!

Ах, какое яблочко вкусное!

Съел ежик яблочко, «спасибо» сказал, и спать улегся.

«Хр- пси, хр-пси!»

Педагог-психолог:  Не будем ему мешать! А давайте посмотрим на наши подарки, что нам ёжик подарил?

Дети: Яблочки!

Педагог-психолог: Только что-то яблочки у нас белые, давайте украсим их? (дети вместе с мамами садятся за стол для аппликации)

Аппликация из салфеток «Яблоко» (Дети сминают кусочки бумажной салфетки красного цвета в комочки, мамы намазывают клейстером поверхность яблочка, и вместе с детьми приклеивают эти бумажные комочки)

Педагог-психолог: Молодцы ребята, красивые яблочки у вас получились! Ёжик проснется и очень обрадуется.

Педагог-психолог обращает внимание детей на паутинку с паучком, расположенную на ширме.

Педагог-психолог:  Ребята, а пока мы с вами были заняты делом, наш паучок тоже трудился, посмотрите, какую паутину сплел. А вы хотите, чтобы он и с вами поиграл?

Игровой массаж «Паучок»

Ребенок лежит животом на коленях у мамы.

Пау- паучина     (Плавно водим по спине указательным пальцем по спирали)

Паутинку шил    .

Вдруг закапал дождик    (Постукиваем пальцами по спине)

Паутинку смыл   (Поглаживаем от шейки к пояснице).

Солнышко всходит   (Сильно прижимаем ладонь к спине, согревая кожу)

Стало припекать      

 Пау-паучина          

Трудится опять      (снова указательным пальцем

водим по спине по спирали).

(Можно сделать 1-2 раза)

Педагог-психолог: Ребята, какое интересное путешествие мы сегодня с вами совершили, вам понравилось? А вот и наш мячик прикатился… будем прощаться…

Покатился, покатился мячик по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок, в (имя) ладошки.

До свидания, (имя)

До свидания (отвечает ребенок)

Свободная игра детей

Домашнее задание:

  1. Повторить  содержание сказки «Репка»
  2. Изготовление персонажей к сказке (мастер-класс «Театр на кружках» сопровождается показом компьютерной презентации)

Использование художественного слова

Тактильная игра

Постановка цели для родителей

Создание интереса

Артикуляционная гимнастика

Сюрпризный момент

Использование художественного слова

Дыхательная гимнастика

Поощрение

Сюрпризный момент

Показ сказки

Дидактическая игра

Поощрение

Объяснение способа действия

Поощрение

Игровой массаж

Подведение итогов

Ритуал прощания

2. Конспект занятия с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»

Коррекционно-образовательные цели.

  Закрепить представления детей о домашних животных.

  Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные».

  Коррекционно-развивающие цели.

  Развивать диалогическую речь.

  Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

  Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

  Коррекционно-воспитательные цели.

  Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.

  Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, и учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм.

  Оборудование:

  Декорации деревенского двора: домик, забор, песочница, мягкие игрушки, коврик.

  Пиктограммы с изображением эмоций. Шапочки персонажей сказки: пчелки, мышки, собаки, кошки, петушка, лягушки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  В зал входят дети с логопедом под музыку “Приход весны”. Гости в зрительном зале держат в руках цветы, изображая цветочную поляну.

  Психолог.  Ребята, мы с вами пришли на цветочную поляну. Посмотрите, какие красивые цветы растут на поляне. Они очень рады встрече с вами. Вот с этой поляны мы отправимся в сказку, а вы не забыли как нужно вести себя в сказке? (Дети перечисляют правила поведения в сказке). А как же мы туда попадем? (размышления детей), попадем мы туда с помощью волшебного ковра-самолета. Проходите, садитесь, приготовьтесь к полету.

  Звучит музыка, дети располагаются на мягком коврике.

  Психолог. Наш ковер-самолет поднимается все выше и выше. Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака. Так и хочется прикоснуться к ним, давайте потрогаем их руками, так изображают в руках облако). Какое облако, что вы чувствуете? (Дети рассказывают о своих ощущениях). Давайте отпустим облако, мы начинаем приземляться.

  Дети с психологом  сходят с ковра-самолета перед ними декорация деревенского двора (домик, изгородь, пруд, огород, домашние животные).

2. Работа по сказке «Кто сказал мяу» с использованием презентации

 Психолог. Посмотрите внимательно вокруг, кого вы видите во дворе? (Дети перечисляют животных). В какой сказке есть все эти персонажи? (В сказке “ Кто сказал мяу”). Ребята, значит, мы оказались именно в этой сказке. Располагайтесь на лужайке, сейчас мы вспомним эту сказку.

  Под музыку дети располагаются, на лужайке логопед дает каждому ребенку комплект пиктограмм, на которых изображены эмоции радости, грусти, удивления, страха.

 Психолог.  Кого первым встретил щенок во дворе? (Петушка) слайд №1. Покажите, как он удивился? (Дети изображают на лице удивление). Найдите картинку, на которой изображено удивление (дети показывают пиктограмму с эмоцией удивления). Вспомните, кто был вторым? (Мышка) слайд № 2 . А при встрече кого щенок испугался? Слайд № 3 (Собаки). Собака была третьей, а кто был четвертым? (Пчела) слайд № 4. Что сделала пчела? (Ужалила щенка в нос). Что случилось с ним дальше? (Он упал в пруд). И ему стало грустно. Покажите грустное лицо. (Дети показывают грусть на лице). Найдите на картинке грустную эмоцию. (Показывают пиктограмму с эмоцией грусти). Кого встретил щенок после пчелы? (лягушку) слайд №5 Молодцы! Так кто же сказал мяу? (Кошка) слайд № 6. Щенок рассердился и стал злым. Изобразите на лице злость (дети злятся). Покажите такую же картинку (показывают пиктограмму злости). Мне нравится, когда ваши лица радостные и веселые, улыбнитесь. Найдите на картинке радостную эмоцию. (Дети показывают пиктограмму с эмоцией радости) слайд № 7.

3. Имитация движений животных

  Психолог. Ребята, у нас во дворе есть волшебный домик. Кто туда войдет, тот в кого-нибудь превратится. Хотите попробовать? (Дети соглашаются).

  Звучит музыка. Дети по одному входят в домик, психолог  надевает им шапочку собаки, кошки, мышки, пчелки, петушка, лягушки.

  Психолог. Вы все превратились в героев сказки “Кто сказал мяу”. Теперь немного отдохните, возле домика посидите.

  Дети садятся на лавочку возле домика.

  Психолог. Предлагаю вам повеселиться. Чья музыка будет звучать, тот и будет танцевать.

Под музыку (по выбору педагога) дети имитируют движения тех животных, в которых они превратились. В конце каждого танца хвалят себя аплодисментами.

4. Работа с песком

  На нашем дворе есть песочница, давайте поиграем. Дети садятся к песочнице.

  Психолог. Ребята давайте сделаем отпечатки кистей рук. Что вы чувствуете?

  Дети: Я чувствую тепло (прохладу) песка. Маленькие песчинки. И т.д.

  Затем предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машинка); «пройтись» ладошками, каждым пальчиком оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней.

  Психолог:  Ребята, в песке спрятаны фигурки животных, которые живут на этом дворе. Давайте найдём их.

  Дети находят фигурки и озвучивают свои действия: Я нашёл корову, а я нашла козу. У меня попалась кошка, а у меня собака. А вот и медведь. У меня свинья.

  Психолог: Посмотрите на животных и скажите, кто здесь лишний?

  Дети: Медведь лишний. Потому что дикое животное, а все остальные домашние, живут с человеком.

5. Игра «Кто, какой голос подает»

  Психолог. Во дворе живут еще животные. Давайте послушаем звуки этих животных и угадаем кто это.

  Звучит музыка “Деревенская песенка” из кассеты “Волшебство природы”. Со звуками животных: коровы, овечек, курочки, поросят, уточки, лошадки.

  Психолог. Молодцы! Отгадали звуки всех животных, которые от нас спрятались.

  Психолог. Нам пора возвращаться, но сначала нам нужно превратиться обратно в детей.

  Под музыку дети по одному входят в домик, логопед снимает шапочки.

  Психолог. Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, умницы!

  Во время похвалы проводится релаксация, дети хвалят себя, поглаживая по голове, рукам.

  Психолог. Давайте попрощаемся с персонажами сказки (дети машут рукой). Ребята, с помощью чего мы можем возвратиться домой? (С помощью ковра-самолета). Занимайте места, мы взлетаем.

  Звучит музыка. Дети с психологом располагаются на коврике.

6.Окончание занятия

  Ребята, я вижу цветочную поляну, приготовьтесь к посадке. Вот мы и дома. Цветы рады, что вы вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

  Давайте попрощаемся с цветочной поляной, до новых встреч.

3.Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей. 

Цели и задачи: 
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам. 
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие. 
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. 
Была у них курочка ряба. 
Снесла курочка яичко, не простое - золотое. 
Дед бил, бил - не разбил. 
Баба била, била - не разбила. 
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. 
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: 
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко — не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного). 
Курочка-тараторочка
По двору ходит, 
Хохолок раздувает, 
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи) 
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы. 
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками). 

Выполняем упражнение: 
1) по скамеечке пройти, 
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять» 
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки 
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе) 
А за ней ребятки, 
Желтые цыплятки 
Съели толстого жука, (развести руки в стороны) 
Дождевого червяка, 
Выпили водицы (наклоны туловища вперед) 
Полное корытце. 
Ко-ко-ко, ко-ко-ко ( грозим пальцем) 
Не ходите далеко, 
Лапками гребите, (имитируют движения) 
Зернышки ищите. 
5. Ритуал прощания. 
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки! 
Все вы постарались, детки! 
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора! 

4.Конспект занятия по сказкотерапии "Сказка о Зайке"

Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «Сказка о зайке»
Занятие для детей  младшей  группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
•    Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
•    Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
•    Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
•    Принцип психологической комфортности
Цель занятия: закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук, чистка зубов.
Задачи:
•    прививать  желание заботиться о своём здоровье,
•    учить находить решение поставленной проблемы,
•    развивать речевую активность,
•    воспитывать доброжелательность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:


•    Наглядный метод (использование  игрушки, показ мытья рук с гигиеническими принадлежностями)
•    Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки, игра-песенка)
•    Словесный метод (рассказ сказки о зайце, зубной щетке, потешка «Водичка, водичка»)
•    Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет; зубная щетка в красивом оформлении)
•    Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра - песенка)
•    Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное стекло)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области: 
•    социализация (игра «Где же наши ручки?»); 
•    коммуникация (рассказ потешки); 
•    здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)
•    познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)
•    музыка (игра-песенка - пантомимические этюды)
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.  Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.  Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. 
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (зайчик заболел, почему?). Это достигается через рассказывание авторской сказки (сочиненной самой), в которой детям на примере непослушного зайчика раскрывается важность мытья рук. Прослушивание сказки детьми,  послужило поводом для обсуждения поведения зайчика, выявление, что «хорошо – плохо». Актуальность проблемы привязана к главному герою – зайчику, сказка подсказывает, что не мыть руки – плохо. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны, поступки лучше видно, и малыши с легкостью смогут  соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности дети увидели выход из сложившихся ситуаций. Чтобы повысить  внимание и заинтересовать  детей, сформировать  у них  позитивное поведение с опорой на примере положительных сказочных героев, была рассказана сказка от имени зубной щетки. Кто же теперь откажется от встречи с королевой – зубной щеткой, да еще в придачу с вкусной зубной пастой? Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о своем здоровье и о самом себе, естественно. 
По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).
Анализ сказок. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказка позволяет в канву  занятия вплести логопедические и физкультурные упражнения, игры под музыку. Поэтому после прослушивания  первой сказки использовалась арт-терапевтическая игра «Где же наши ручки», она же послужила физминуткой.  Данная  техника позволила работать непосредственно с эмоциями и отношениями, использовать механизмы отреагирования,  и, следовательно, корректировать проявления и формировать навыки саморегуляции.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия. 
Арт-терапевтические методики и, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей, являются достаточно эффективным средством  для привития  навыков личной гигиены, желания заботиться о своем здоровье. «Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»! Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Оборудование: игрушка зайчик, кукольная коляска; игрушечный таз, мыло и полотенце, зубная щетка в красивом оформлении (королева), в красивой коробочке; 
запись музыки «Где же наши ручки»; лупа.

Ход занятия:
I.    Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок  часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!  
II . Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и  он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч.  (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень  хорошее средство…ЭТО - МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток 
И кусался зубок».     
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из  веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? ( дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я  еще хочу рассказать сказку - о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка. 
Вот она!  (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):
- Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на  мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными. 
III .Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.


5. Методическая разработка по сказкотерапии с детьми 2-3 лет. Тема: «Теремок».

Цель: Помочь детям через сказку играть дружно, помогать друг другу в трудной ситуации.
Задачи:
1. Развивать умения детей внимательно слушать сказку.
2. Систематизировать умения детей отвечать на вопросы после просмотра сказок.
3. Развивать речь детей, помочь им использовать прилагательные в речи при описании героя сказки.
4. Воспитывать дружеские отношения друг с другом.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли в гости животные, они вам знакомы, назовите их ( дети называют волка, зайца, лису, мышь, лягушку и медведя). А какая в сказках лиса?
Дети: Хитрая, рыжая, зайчик её боится.
Воспитатель: Правильно, ребята. А волк какой?
Дети: Серый, злой.
Воспитатель: А мышка боится волка?
Дети: Да, боится, потому что она добрая, маленькая, а волк большой.
Воспитатель: А медведь какой в сказках?
Дети: Он очень большой, сильный и косолапый.
Воспитатель: Вот какие разные животные : большие, маленькие, добрые, злые. Но они пришли к нам вместе, значит они умеют дружить. Давайте посмотрим об этом сказку. Садитесь удобно и внимательно смотрите сказку. ( Показ кукольного театра, сказка «Теремок»).
Молодцы, ребята, вы очень внимательно смотрели сказку. А зайка из сказки хочет с вами поиграть, подходите ко мне и повторяйте движения за зайкой.
Игра: «Зайка серенький сидит».
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Кто то зайку испугал.
Зайка прыг и убежал.

Воспитатель: А кто из животных самый первый нашёл теремок?
Дети: Мышка.
Воспитатель: А как животные помогали друг другу?
Дети: Они вместе кушать варили, пол подметали.
Воспитатель: А кто сломал теремок?
Дети: Медведь, потому что он самый большой.
Воспитатель: А что потом сделали животные?
Дети: Они построили новый теремок и все вместе дружно стали в нём жить.
Воспитатель: Вот видите, как дружно можно жить, помогать друг другу и не ссориться. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей.

Обнимите друг друга и всегда играйте дружно.

6. Конспект интегрированного занятия (психолог + изобразительная деятельность). Тема: "Путешествие в страну Эмоций"

  Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.

  Задачи:

  • Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
  • Способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы.
  • Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
  • Развивать координацию движений. Умение взаимодействовать в паре.
  • Помочь детям осознавать и преодолевать страх, используя ахроматические цвета.
  • Закреплять знания основных и дополнительных цветов, холодную и теплую цветовую гамму, знания цветов спектра , последовательность и их расположения в радуге.

  Материалы и оборудование:

  Ткань для драпировки пещеры и полянки, воздушные шары черного цвета, компас, ленты по метру длинной (цвета спектра), вырезанные капельки из белой и синей ленты, большой карандаш- указка, нарисованные и вырезанные фиалки, несколько солнышек из прозрачной пленки желтого и красного цветов, сундучок, картинки “Что не так изображено”, веревка, игрушка – грустный Ослик, вода в стаканах, жидкая акварель в чашечках, пипетки, альбомные листы, восковые мелки по цвету радуги, магнитофон, СD с музыкой разного настроения.

Ход занятия:

  Ритуал приветствия:

  Психолог:

  Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся необычным способом. Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать жестами.

  - Как живешь? (вот так)

  - А плывешь? (вот так)

  - А бежишь? (вот так)

  - Вдаль глядишь? (вот так)

  - Ждешь обед? (вот так)

  - Машешь вслед? (вот так)

  - Утром спишь? (вот так)

  - А шалишь? (вот так)

  Психолог:

  Я понимаю, как вы себя чувствуете, и предлагаю отправиться в путешествие, в страну Эмоций. Согласны? (ответы детей) Но чтобы отправиться в путешествие, ведь оно может быть трудным и опасным, нам нужно взять с собой самые необходимые вещи. Скажите, что нам может понадобиться в пути? (ответы детей)

  Педагог по изо:

  Ребята, вы так интересно обо всем рассказываете, я тоже хочу отправиться с вами в путешествие. Возьмете меня с собой?

  (ответы детей)

  Психолог:

  Давайте поиграем в игру “Собери рюкзачок”

  Выбирается рюкзак (кто-то из детей с повышенной тревожностью), в него “накладывается” все необходимое (остальные дети).

  Педагог по изо:

  А я предлагаю взять с собой волшебный карандаш, думаю, он нам пригодится.

  Психолог:

  Теперь мы готовы отправиться в путешествие. Дорогу нам укажет волшебный компас, мы будем идти по направлению красной стрелки, давайте попросим компас указать нам дорогу:

  Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

  (Звучит веселая музыка)

1. “Фиалковая полянка”

  Педагог по изо:

  Посмотрите, какая замечательная полянка, а какие чудесные на ней цветы! Вы знаете, как они называются? Какого они цвета? Этот цвет основной или дополнительный в мире цвета? (ответы детей)

  Психолог:

  Давайте возьмем один цветочек на память и пойдем дальше.

  Педагог по изо:

  Этот цветок необычный, он связан из ленточки. Чтобы ленточка не потерялась, мы ее прикрепим на волшебный карандаш.

  Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

  (Звучит грустная музыка)

2. “Грустная полянка”

  (Преобладают синие и голубые цвета. На полянке сидит игрушка, грустный ослик.)

  Психолог:

  Посмотрите, кто это? (ответы детей)

  Как вы думаете, что он чувствует? (ответы детей)

  Педагог по изо:

 https://www.perluna-detyam.com.ua/images/stories/watermark.php.png Ребята, почему Ослик загрустил на этой полянке? Какие цвета вы видите здесь? Как они называются, теплые или холодные? Почему? (ответы детей)

  Психолог:

  Чем мы можем помочь? (ответы детей). Давайте скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы ему не было так грустно и одиноко. (ответы детей)

  Игра “Комплименты”

  Педагог по изо:

  За то, что вы порадовали ослика, он вам дарит на помять о своей полянке – синюю тучку, которая тоже сделана из ленточки. (дети прикрепляют ленточку к карандашу) Но это еще не все. Как вы знаете, из тучек идет дождик.

  (Показать капельки из ленточек синего и белого цвета)

  Когда они падают на землю, то собираются в лужицы. Как вы думаете, когда капельки перемешиваются между собой, какого цвета получается лужа? (ответы детей)

  Давайте проверим, так ли это? ( Положить все капельки в сундучок, перемешать их и сказать волшебные слова, вытащить из сундучка голубую ленточку, прикрепляют к карандашу)

  Психолог:

  Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

  (Звучит необычная музыка)

  Отправляемся дальше.

3. “Замок удивления”

  Психолог:

  Ребята, какой необыкновенный замок перед нами. Что вы чувствуете, глядя на него? (ответы детей)

  Игра “Что не так?”

  Необходимо найти, что изображено не так на рисунках.

  Педагог по изо:

  Ребята, а какого цвета должна быть трава, листва на деревьях? Правильно зеленого. Но если вы присмотритесь, то увидите, что зеленый цвет бывает разных оттенков. Почему, как вы считаете? (ответы детей) Верно, зеленый – составной цвет, если мы возьмем больше синего цвета, то при смешивании получится темно-зеленый, и наоборот, если мы при смешивании возьмем больше желтого цвета, то получится светло-зеленый оттенок.

  (Проводится эксперимент с водой, акварелью и пипетками; дети делятся на две группы и получают разные оттенки зеленого.)

  Психолог:

  Ребята, у нас есть две зеленые ленточки, разных оттенков. Какое настроение у вас появляется, когда вы смотрите на светло-зеленую ленточку и на темно-зеленую ленточку? Как вы думаете, какое настроение нам лучше всего взять с собой? (ответы детей, прикрепление выбранной ленточки к карандашу)

 Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

  (Звучит “страшная” музыка)

  Отправляемся дальше.

4. “Пещера злого колдуна”

  Психолог:

  Посмотрите, здесь живет злой колдун, но сейчас его нет в пещере, давайте посмотрим, что там внутри.

  Что вы чувствуете? (ответы детей)

  Посмотрите, здесь что-то лежит (куча воздушных шариков черного цвета), как вы думаете что это? (ответы детей)

  Злой колдун прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их здесь много, может быть, здесь живет и ваш страх. Что же нам с ними сделать? (ответы детей). Возьмите по шарику, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик. (дети лопают шарики)

  Мы уничтожили страх, колдун больше не опасен, его колдовство бессильно без этих шаров. Мы помогли многим детям, помогли и себе.

  Теперь пора продолжить наше путешествие.

  Психолог:

  Дорогу преграждает глубокий овраг, что же нам делать? (ответы детей) Да, у нас есть волшебная веревка, давайте сделаем мост.

  Игра “Пройди по мостику”

5. “Полянка радости

  Педагог по изо:

  Молодцы все преодолели овраг. Посмотрите вокруг, что вы видите? Куда мы попали? (ответы детей) Правильно, в гости к солнышку. Но у солнышка тоже бывает разное настроение, и тогда оно одевает разные наряды и по разному светит.

  (Дети рассматривают солнышки желтого и красного цвета.)

  Педагог по изо:

  Желтый и красный цвет – это основные или дополнительные цвета? Кто знает, как из желтого и красного получить оранжевый цвет? Он основной или дополнительный?

  (Эксперимент – наложение красного солнышка на желтое)

  Педагог по изо:

  Ребята, ваша дружная компания понравилась солнышку, поэтому от каждого своего наряда оно решило подарить вам по лучику.

  (Дети прикрепляют желтую, оранжевую и красную ленточки)

  Педагог по изо:

  Посмотрите, сколько ленточек мы собрали на волшебный карандаш. Он пригодился нам в путешествии.

  Семь цветов, как на параде,

  Чтобы не забыть их строй,

  Ты запомни шутки ради

  Для себя стишок такой:

  Как

Однажды

Жак

Звонарь

Городской

Сломал

Фонарь!

На каждом слове первой буквой

Обозначен каждый цвет,

Если верно понял, ну-ка,

Назови мне весь букет.

  (ответы детей, работа по ленточкам, психолог открывает задрапированную на стене радугу)

  Психолог:

  Ребята, волшебство нашего карандаша еще не закончилось.

  (Прикасаются к сундуку волшебным карандашом, произносят волшебные слова (карандашик помоги чудеса нам покажи) и достают из него альбомные листики и восковые мелки)

  Педагог по изо:

  Давайте нарисуем нашу радугу радости.

  (Повторение правил работы восковыми мелками, самостоятельная работа)

  Практическая работа: под музыку дети рисуют радугу.

  Психолог:

  Посмотрите на свои рисунки, какие чувства у вас возникают, глядя на них? (ответы детей)

  Давайте подарим, друг другу это настроение, поделимся самой теплой, самой доброй улыбкой друг с другом. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказкотерапия-основа развития речи детей».

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Использование элементов "сказкотерапии" для развития речи детей с нарушением зрения

На современном этапе развития коррекционной педагогике важным и актуальным остается вопрос освоения речи детьми с нарушением зрения в процессе общения. Для развития языковых способностей у детей с нар...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

"Сказкотерапия для развития речи детей 4-5 лет

Знакомство с эмоциями.  Радость. Развитие речи дошкольников методом сказкотерапии....

"Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей до...

Сказкотерапия в развитии речи детей

В настоящее время вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали отдавать больше предпочтение компьютеру и другими средствами ...