Речевое развитие как средством общения детей 3-4 лет
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Бунякова Анна Ивановна

Речевое развитие как средством общения детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие как средством общения детей 3-4 лет

Сахалинская область

Корсаковского городского округа

с. Чапаево МБДОУ  «Тополек»

Воспитатель

Бунякова Анна Ивановна 

 (вторая группа раннего возраста)

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия воспитанниками нормами речи, воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание, желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развивающая речевая среда (от 2-3 лет), способствовать развитию речи, как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми(«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто там пришел… Что ты сказал Маше?») Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в  качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях( например, о повадках домашних животных), показывать на картинках состояние людей и животных( радуется, плачет).

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать, как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими, малыши часто обращаются с вопросами («Что это? Как? Зачем? Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками - это важная задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Развивать умение детей по словесному указанию воспитателя находить предметы по названию, цвету, размеру  («Возьми зеленый кубик, спой песенку кукле»), показывать их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко, стоят рядом»), имитировать действия людей и животных (походи, как медвежонок, как прыгает зайчик) Обогащать словарь детей:

1.существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены(расчески, полотенце, носовой платок и т.д), транспортных средств (машина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

2.Глаголами: обозначающими трудовые действия( стирать, мочить, поливать), действия противоположные по значению (открывать-закрывать; снимать-одевать; брать-класть).

Действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

3.Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (холодный, горячий, теплый, красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький).

4.Наречиями( близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Таким образом, речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется.

У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем («Чашка-это посуда. Из чашки пьют», Это морковь, она растет на грядке»). Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы, они легко повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.  Данные о росте словаря ребенка: в 2 года- 300 слов; в 3 года 6 мес.- 1100слов. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном, количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают наличие трех уровней усвоения слов- названий предметов, действий, качеств, отношений

1-ый уровень-ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-ый уровень-ребенок узнает и называет предмет;

3-ый уровень-ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых действиях.

В этот период начинается важный этап освоения родного языка-овладения его грамматической структурой.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком (ложка, кошка, мошка).

Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков, учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, используя в речи предлоги( в, на, у, за, под), упражнять в употреблении вопросительных слов( кто, что, где?)

Главным условием воспитателя у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета- его назначения, зависимость конструкции, строения и материала, из которого сделан предмет, от его назначения. Комплекс этих признаков помогает ребенку научиться различать и называть сходные предметы, например кресло-стул; халат-платье. Системный характер представлений с предметном мире способствует освоению детьми и родовых понятий( мебель, посуда, транспорт и т.д).

Воспитатель должен помогать детям отвечать на простейшие ( Что? Кто? Что делать?) и более сложные вопросы( Во что одет? Что везет? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?)

Таким образом, главное чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели умение придумывать интересное задание ребенку. Чем старше ребенок, тем более сложные вопросы и задания ему под силу. Речевая активность дошкольников-это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение к выполнению задания. Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, они активно пользуются речью. Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течении дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

                         Литература

     В.В. Гербова-«Развитие речи в детском              

        саду»

Н. В. Вераксы ,   Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой - Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до Школы»

Дошкольное воспитание 11.2014

«В. Касаткина, Л. Омельченко- развитие речи, как предметный мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....

Консультация для родителей "Речевое развитие как средство общения" март 2023г

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные фун...

"Речевое развитие, как средство общения" (03.2023)

В общей основе развития личности лежит овладение речью....

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...