Главные вкладки

    мир сказочных слов
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Монгуш Айсуу Николаевна

     Приобщение детей к миру сказок; ознакомление с образными словами русских народных сказок; научить понимать смысл и употреблять в речи образные слова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Мир сказочных слов»

    Цель: приобщить детей к миру сказок; познакомить с образными словами русских народных сказок; научить понимать смысл и употреблять в речи образные слова.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с художественными образными средствами, ещё их называют – тропами. Выразительность и образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Такие слова называются тропами. Тропы делятся на метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения.

    Одним из самых распространённых тропов является метафора. Писатели любят использовать их для придания речи особой выразительности и эмоциональности. Попробуем рассмотреть этот троп на примере отрывка из сказки «Царевна-лягушка»: Изукрашен ковёр златом-серебром, хитрыми узорами.

    Словом «хитрыми» здесь обозначают, что узоры сделаны очень красивые, простой человек не может повторить их. Узорам дали определение характера, которое присуще только человеку, живым существам. Такой перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется метафорой.

    В любой сказке, в любом произведении вы найдете сравнения — образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется (сказка «Морозко»).А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины. (Снегурочка)

    Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. 

    Молочная речка, кисельные берега. Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (вода в реке -  молоко; берега речки похожи на кисель). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например: Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные (сказка «Крошечка-Хаврошечка»).

    Олицетворение состоит в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, — дар речи, способность мыслить и чувствовать. Тяжёл камень на дно тянет,

    Шелкова трава ноги спутала. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Речка посадила их под бережок, гуси пролетели (Гуси-лебеди).Тут Мороз сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами (Морозко)

     Воспитатель: Как вы поняли у нас сегодня с вами необычное занятие. Что это значит? Вы сейчас сами поймете. Итак, наше занятие мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками?.. Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима... правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Скажите, волшебник ли написал рассказ, который вы сейчас услышите?
    Жил старик со своей женой. Была у мужа дочь и у жены дочка. Заинтересовал ли вас этот рассказ? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают начало сказки мастера художественной литературы – писатели.

              В: Послушайте такие отрывки:

    В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею. У него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

    В каком царстве, государстве жили?

              Д: В некотором.

              В:Сыновья у них какие?

              Д:Молодые, холостые, удальцы такие

    В: Слова молодые, холостые являются художественными образными определениями, которые называются эпитеты. А как вы уже знаете эпитет используется для создания образа. А какое ещё изобразительно – выразительное средство использует поэт в этом отрывке?

     Д: Сравнение. Ни в сказке сказать, ни пером написать.  

    В:«Царевич прицелился, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим голосом». Здесь используется олицетворение: птица провещала человечьим голосом.

    В: Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться. Итак, что же мы будем сочинять? Мы будем сочинять сказочку про ваши любимые игрушки. Назовите про какие игрушки вам больше всего хочется сочинить сказку.

    Д: Зайчишка, лошадка, машинка…

    В: Хорошо, вы назвали много игрушек. Мы выберем только одного, Зайчишку, и нам нужно попробовать оживить её. Используя художественные образные слова опишите, пожалуйста, зайчонка.

      Д: У зайца длинненькие ушки, белая, как снег, пушистая шубка.

              В: Сейчас мы создаем свою сказку. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы зайчик был пушистым, – он будет таким. Захотим, чтобы он был быстрым, как ветер, – и произойдет чудо! Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка? Пока чуда не произошло, но все в наших силах. Попробуем подобрать определения к слову зайчик.

    Д:  Зайчик лесной, трусливый, быстрый, пушистый.

    В:  Какого цвета шубка у зайчика?

    Д: Белого зимой, серого летом.

    В: Давайте придумаем сначала, в какое время происходит история в нашей сказке..

     Д:Зимой, в лесу.

     В:А теперь попробуем описать звуки леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют зимнему лесу: мороз, снег, шелест листьев, завывание ветра. Опишите лес, используя выбранные вами слова.

    Д: Зимой в лесу все покрыто белым снегом.

    Д: Там тихо, только слышны шелест листьев и завывание ветра.

    В:  Попробуем составить начало, как в настоящих сказках. Как мы уже заметили, в сказках сначала героям плохо, а потом у них все хорошо, и они живут счастливо.

    Д: Жил был в зимнем лесу зайчик. Он был один-одинешенек, он был очень трусливый, все время прятался и никто не видел как он выглядит.

    В: Кто еще может жить в зимнем лесу?

    Д: Птицы, другие звери, хитрая лиса, голодный волк.

    В: А теперь придумаем, как встретились наш зайчишка и другие зверушки леса. И прочитаем наш рассказ целиком.

              Жил был в зимнем лесу зайчик. Он был один-одинешенек, он был очень трусливый, все время прятался в дупле, внизу большого дерева и никто не видел, как он выглядит. Однажды зимним днем, он сидел и смотрел на белую и сверкающую от снега поляну, и  ему так захотелось побегать, что он вышел из своего укрытия. Вдруг мимо пробегала лиса и увидела: что-то бегает по поляне с длинными ушами, белое и пушистое, как снег на деревьях и на поляне. Лиса удивилась невиданному зверьку, позвала волка и спросила, не знает ли он кто это там бегает. Волк тоже его впервые видел, а все потому, что зайчик из-за трусости и боязни прятался долго. Лиса и волк из любопытства хотели подойти к нему и спросить, кто он такой. Но зайчик испугался и убежал от них быстрее ветра.

    И с тех пор лиса и волк гоняются за ним, все хотят спросить, что он за зверек такой удивительный.        

    В: А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников. Возьмите в руки краски и кисть. Изобразим нашего придуманного сказочного героя на бумаге.

    В: Рисунки готовы. Покажите рисунки друзьям.

    В: Итак, мы подошли к концу нашего занятия.

    В:С какими образными средствами вы сегодня познакомились?

    Д: Эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения.

    Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте образные («красивые») слова и выражения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия на тему: «Сказочное слово» (подготовительная группа)

    Духовно-нравственное воспитание дошкольниковпо программе «Социокультурные истоки»Семинар-практикум для воспитателей«Раскрытие социокультурной категории «Слово»Конспект занятия на тему: «Сказочное слов...

    Конспект активного занятия с родителями "Мудрость сказочного слова"

    Активное занятие с родителями по программе "Истоки"...

    конспект занятия "сказочное слово"

    духовно - нравственное воспитание...

    Сказочное слово

    В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество им часто сложно. Вот почему так необходи...

    Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...

    Конспект ООД "Путешествие в страну сказочное слово"

    В моей методической копилке разработаны ООД, игры с неживой природой, мультимедийная игра "В царстве". Из этой копилки воспитатели и родители возьмут для себя полезную информацию....