Сказочное слово
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

romanovaei
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество им часто сложно. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnoe_slovo_romanova.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1908»

Принято на    заседании  методического совета       Протокол №___      

от «__»_______20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____ Луговая Н.А.

«__» _______20___г

«Утверждаю»

Директор школы

_________ Булаева М.В.  Приказ  № ___

 от «__»_______20___г

                                                           

                                     .                     .

Дополнительная общеразвивающая программа

«Сказочное слово»

   Направленность: коррекционно - развивающая

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                          Автор составитель:

                                                                                                  Романова Елена Ивановна,

                                                                                        педагог дополнительного образования

Москва

2017 -2018 уч.год

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа коррекционно – развивающей направленности ознакомительного уровня.

Актуальность программы.

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество им часто сложно. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Данная рабочая программа рассчитана на 29 часов (два занятия по полчаса в неделю). Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. 

В последнее время появилось новое оригинальное направление работы психолога в области эмоционально-личностной коррекции – сказкотерапия. Авторские психологические сказки – это особые сказки. Обычно их пишут психологи. Авторские сказки, несмотря на присутствующее в них волшебство, по сути, являются рассказами о тех жизненных ситуациях, в которых может оказаться человек, и о чувствах, связанных с ними.

Помимо обучения родной речи, сказка даёт возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Сказка может оказать помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии. В результате работы со сказками у детей изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, что в дальнейшем будет способствовать более успешной школьной адаптации детей.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии с успешным овладением грамотной и связной речью. После чтения сказки проводится беседа по её содержанию и анализ, включающий нравственный урок и воспитание добрых чувств. Перед детьми ставятся проблемные вопросы, отвечая на которые, дети учатся формулировать свои мысли и доносить их до слушателей.

Основные цели программы — развитие речи и формирование нравственных чувств.

Задачи программы

Обучающие:

​- Вызывать интерес к родному языку.

- Обеспечить творческий характер речи.

​- Формировать у ребёнка тенденции к саморазвитию собственной речи.

- Развитие навыков устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения лексико-грамматических категорий.

- Формирование навыков общения.

- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

- формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации

Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы

- помощь детям в построении отношений, развитию разнообразных форм коммуникации.

- преодоление агрессии, страхов,

- развитие произвольного внимания, памяти,

- развитие воображения, как основы творческой деятельности

- совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями.

Воспитывающие:

- развитие нравственных чувств, представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо,

- развитие навыков совместной деятельности в коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

- развитие духовного мира детей, представлений о нравственных ценностях

Группа учащихся

Участие возможно для детей 5-6 лет, специального отбора нет. В начале сентября проводится запись всех желающих.

Расписание составляется исходя из интересов и возможностей учащихся, не меняется в течение учебного года.

Особенности организации образовательного процесса

Форма работы – групповая. В группу принимаются дети 5-6 лет. Численность группы – порядка 15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по полчаса во второй половине дня. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану.

Срок реализации программы – 1 учебный год, 29 часов.

Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.

.

Предполагаемые результаты

Программа направлена на повышение уровня готовности ребенка к школе, в процессе работы по программе у детей будут сформированы предпосылки для принятия внутренней позиции школьника.

В плане развития речи дети научатся:

- Проявлять стремление к общению с книгой;

- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали);

- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям;

- Пересказывать произведение по ролям;

- Задавать и отвечать на проблемные вопросы,

- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;

- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;

- Внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал

- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)

- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)

- Использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

          В процессе работы по программе у учащихся будут сформированы следующие предпосылки универсальных учебных действий:

Предпосылки личностных универсальных учебных действий:

- умение проявить инициативу и самостоятельность

- умение положительно относиться к себе, другим людям,

- умение уважать достоинство других

- умение беречь свои вещи

- умение оценить свои и чужие поступки,

- представление о том, что такое хорошо и что такое плохо

Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-умение сохранять заданную цель;

-умение находить ошибки и исправлять их;

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

- способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,

- умение слушать и выполнять инструкцию;

- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

Предпосылки познавательных универсальных учебных действий:

- проявление любознательности, способность задавать вопросы взрослым и сверстникам,

- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонность наблюдать, экспериментировать.

- развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности,

- владение разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуации,

Предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий:

-умение доброжелательно относиться к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека

-умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способность вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

- умение в обществе сверстников выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

- умение поддержать разговор на интересную ребенка тему

- эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства других,

- овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Принципы реализации программы

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

Психогимнастические игры

Чтение сказки

Рассказ о сказочных героях.

Пересказ сказки.        

Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Инсценирование сказки

Иллюстрирование сказки

Постановка проблемных вопросов и ответы на них

Коммуникативные упражнении

Игры, направленные на развитие воображения

Воспитательная работа:

Одним из важных принципов работы является индивидуальный подход к каждому ребёнку, к его потребностям. Ценится личность каждого члена группы. Психолог специально организует деятельность детей таким образом, чтобы в процессе работу дети учились вежливому и доброму отношению друг другу. Чтобы дети могли и, главное, имели желание поддерживать друг друга, помогать друг другу.

Работа с родителями

Чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них поддержку и понимание, в начале учебного рода планируется проведение родительских собраний, где будет рассказано о целях и задачах данной программы, планах работы, практической полезности проекта для становления личности подростка.

В течение учебного года возможны консультации для родителей по запросу по темам, связанным с развитием ребёнка в группе, его особенностями. Психолог может делиться с родителями своими наблюдениями за детьми, сделанными выводами, может давать рекомендации о воспитании и поддержке конкретного ребёнка.

Учебно – тематический план курса

тема

часы

Формы аттестации (контроля)

практика

теория

всего

диагностика речевого и нравственного развития учащихся

1

Бережливость

1

0

1

-

2

Благодарность

1

0

1

-

3

Бережем природу

1

0

1

-

4

Бескорыстие

1

0

1

-

5

Вежливость

1

0

1

-

6

Взаимопомощь

1

0

1

-

7

Верность

1

0

1

-

8

Гостеприимство

1

0

1

Творческий показ

9

Доброта

1

0

1

-

10

Дружба

1

0

1

-

11

Заботливость

1

0

1

-

12

Любовь

1

0

1

-

13

Любознательность

1

0

1

-

14

Милосердие

1

0

1

-

15

Мудрость

1

0

1

-

16

Ответственность

1

0

1

-

17

Отзывчивость

1

0

1

-

18

Правдивость

1

0

1

-

19

Скромность

1

0

1

-

20

Сострадание

1

0

1

-

21

Счастье

1

0

1

Творческий показ

22

Трудолюбие

1

0

1

-

23

Уважение

1

0

1

-

24

Ум

1

0

1

-

25

Умение прощать

1

0

1

-

26

Умение сотрудничать

1

0

1

-

27

Храбрость

1

0

1

-

28

Щедрость

1

0

1

-

29

Портфель хороших качеств

1

0

1

диагностика речевого и нравственного развития учащихся

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Бережливость

Практика (1 ч.) Диагностика речевого и нравственного развития учащихся, Игра «Фея бережливости», рисунок «Любимая вещь»

Тема 2. Благодарность

Практика (1 ч.) Игра «Птица благодарности», сказка «кто вырастил яблочко», творческое задание «Спасибо природе», рисунок «Благодарное сердце»

Тема 3. Бережем природу

Практика (1 ч.) Игра «Мир природы», сказка «Майский жук», творческое задание «Любимый хозяин», рисунок «В гостях у жука»

Тема 4. Бескорыстие

Практика (1 ч.) Игра «Подумаем о доброте», сказка «Осколки доброты», творческое задание «Осколок доброты», рисунок «Фея доброты»

Тема 5. Вежливость

Практика (1 ч.) Игра «Школа вежливости», сказка «Вежливый кролик», творческое задание «Приветливые люди», рисунок «Вежливый человек»

Тема 6. Взаимопомощь

Практика (1 ч.) Игра «Палочка-выручалочка», сказка «Лесной мишка и проказница мышка», творческое задание «Мышка и медведь», рисунок «Слабые и сильные»

Тема 7. Верность

Практика (1 ч.) Игра «Наши верные друзья», сказка «Пуговица и рукавичка», творческое задание «Верные друзья», рисунок «верные рукавички»

Тема 8. Гостеприимство

Практика (1 ч.) Игра «Гостеприимные цветы», сказка «Пчела и Тыквенный цветок», рисунок «Встречаем гостей», творческое задание «В гостях у тыквы»

Тема 9. Доброта

Практика (1 ч.) Игра «Добрый дождик», сказка «Даром ни одно доброе дело не пропадает», творческое задание «Доброе дело», рисунок «Дерево доброты»

Тема 10. Дружба

Практика (1 ч.) Игра «Школа дружбы», сказка «Девочка и ромашка», творческое задание «Сказочные друзья», рисунок «Друг цветок»

Тема 11. Заботливость

Практика (1 ч.) Игра «Заботливый хозяин», сказка «Волчья ягода», творческое задание «Заботливый мир», рисунок «Заботимся о родителях»

Тема 12. Любовь

Практика (1 ч.) Игра «Фея любви», сказка «капелька росы», творческое задание «Звезды любви», рисунок «Дом для феи Любви»

Тема 13. Любознательность

Практика (1 ч.) Игра «Любопытные друзья», сказка «Птенец выпал из гнезда», игра «Любознательные птенцы», рисунок «Мы путешествуем»

Тема 14. Милосердие

Практика (1 ч.) Игра «Солнышко милосердия», сказка «Птичка», творческое задание «Законы милосердия», рисунок «День милосердия»

Тема 15. Мудрость

Практика (1 ч.) Игра «Мудрый совет», сказка «Мальчик и злая медведица», творческое задание «Поможем людям», рисунок «Частица мудрости»

Тема 16. Ответственность

Практика (1 ч.) Игра «За что мы отвечаем», сказка «Старик и яблоня», творческое задание «Кто ответственный», рисунок «Посадим деревце»

Тема 17. Отзывчивость

Практика (1 ч.) Игра «Отзывчивый колобок», сказка «Ветерок», творческое задание «Помогаем в беде», рисунок «Подарки для жителей земли»

Тема 18. Правдивость

Практика (1 ч.) Игра «Сердечко честности», сказка «Честный мальчик», творческое задание «Честные люди», рисунок «Солнышко правдивости»

Тема 19. Скромность

Практика (1 ч.) Игра «Скромные звери», сказка «Волшебная арфа», творческое задание «Скромный человек», рисунок «Украшение скромности»

Тема 20. Сострадание

Практика (1 ч.) Игра «Добрый лесник», сказка «цена деньгам», творческое задание «Фея сострадания», рисунок «Помогаем людям»

Тема 21. Счастье

Практика (1 ч.) Игра «Кто нам дарит счастье», сказка «Як», рисунок «Исполнение мечты», творческое задание «Счастье и радость»

Тема 22. Трудолюбие

Практика (1 ч.) Игра «Трудимся с любовью», сказка «Ласточка и воробей», творческое задание «Маленькое дело», рисунок «Строим домик»

Тема 23. Уважение

Практика (1 ч.) Игра «Учимся уважать», сказка «Добрая собака», творческое задание «Молодые и старые», рисунок «Достойные поступки»

Тема 24. Ум

Практика (1 ч.) Игра «Как нам помогает ум», сказка «Чужой ум», рисунок «Умные обитатели земли», творческое задание «Умный человек»

Тема 25. Умение прощать

Практика (1 ч.) Игра «Цветок примирения», сказка «Тысячецвет», игра «Добрый ручеек», рисунок «Когда земля прощает нас»

Тема 26. Умение сотрудничать

Практика (1 ч.) Игра «Строим дом», сказка «Лесные певцы», игра «Полезное дело», рисунок «Наш сад»

Тема 27. Храбрость

Практика (1 ч.) Игра «Колечко храбрости», сказка «Храбрая лягушка», творческое задание «Школа храбрости», рисунок «Храбрые путешественники»

Тема 28. Щедрость

Практика (1 ч.) Игра «Щедрые звездочки», сказка «Сердобольные подсолнух», творческое задание «Учимся делиться», рисунок «Новый подсолнух»

Тема 29. Портфель хороших качеств

Практика (1 ч.) Игра «Собираем портфель», Диагностика речевого и нравственного развития учащихся

Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год

п/п

Число

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

практическое

0,5

Бережливость

Класс/игровая

2

практическое

0,5

Бережливость

Класс/игровая

3

практическое

0,5

Благодарность

Класс/игровая

4

практическое

0,5

Благодарность

Класс/игровая

5

практическое

0,5

Бережем природу

Класс/игровая

6

практическое

0,5

Бережем природу

Класс/игровая

7

практическое

0,5

Бескорыстие

Класс/игровая

8

практическое

0,5

Бескорыстие

Класс/игровая

9

практическое

0,5

Вежливость

Класс/игровая

10

практическое

0,5

Вежливость

Класс/игровая

11

практическое

0,5

Взаимопомощь

Класс/игровая

12

практическое

0,5

Взаимопомощь

Класс/игровая

13

практическое

0,5

Верность

Класс/игровая

14

практическое

0,5

Верность

Класс/игровая

15

практическое

0,5

Гостеприимство

Класс/игровая

16

практическое

0,5

Гостеприимство

Класс/игровая

17

практическое

0,5

Доброта

Класс/игровая

18

практическое

0,5

Доброта

Класс/игровая

19

практическое

0,5

Дружба

Класс/игровая

20

практическое

0,5

Дружба

Класс/игровая

21

практическое

0,5

Заботливость

Класс/игровая

22

практическое

0,5

Заботливость

Класс/игровая

23

практическое

0,5

Любовь

Класс/игровая

24

практическое

0,5

Любовь

Класс/игровая

25

практическое

0,5

Любознательность

Класс/игровая

26

практическое

0,5

Любознательность

Класс/игровая

27

практическое

0,5

Милосердие

Класс/игровая

28

практическое

0,5

Милосердие

Класс/игровая

29

практическое

0,5

Мудрость

Класс/игровая

30

практическое

0,5

Мудрость

Класс/игровая

31

практическое

0,5

Ответственность

Класс/игровая

32

практическое

0,5

Ответственность

Класс/игровая

33

практическое

0,5

Отзывчивость

Класс/игровая

34

практическое

0,5

Отзывчивость

Класс/игровая

35

практическое

0,5

Правдивость

Класс/игровая

36

практическое

0,5

Правдивость

Класс/игровая

37

практическое

0,5

Скромность

Класс/игровая

38

практическое

0,5

Скромность

Класс/игровая

39

практическое

0,5

Сострадание

Класс/игровая

40

практическое

0,5

Сострадание

Класс/игровая

41

практическое

0,5

Счастье

Класс/игровая

42

практическое

0,5

Счастье

Класс/игровая

43

практическое

0,5

Трудолюбие

Класс/игровая

44

практическое

0,5

Трудолюбие

Класс/игровая

45

практическое

0,5

Уважение

Класс/игровая

46

практическое

0,5

Уважение

Класс/игровая

47

практическое

0,5

Ум

Класс/игровая

48

практическое

0,5

Ум

Класс/игровая

49

практическое

0,5

Умение прощать

Класс/игровая

50

практическое

0,5

Умение прощать

Класс/игровая

51

практическое

0,5

Умение сотрудничать

Класс/игровая

52

практическое

0,5

Умение сотрудничать

Класс/игровая

53

практическое

0,5

Храбрость

Класс/игровая

54

практическое

0,5

Храбрость

Класс/игровая

55

практическое

0,5

Щедрость

Класс/игровая

56

практическое

0,5

Щедрость

Класс/игровая

57

практическое

0,5

Портфель хороших качеств

Класс/игровая

58

теоретическое

0,5

Портфель хороших качеств

Класс/игровая

Формы аттестации и оценочного материала  

Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.

Отслеживание результативности работы по программе осуществляется с помощью психодиагностики (на входе и на выходе), а также с помощью экспертных оценок родителей и, при необходимости, педагогов.

Материалы для диагностики для ведущего программы.

Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина)

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Инструкция к тесту

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории.

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе.

Тестовый материал

История 1. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…

Вопросы: Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Вопросы: Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…

Вопросы: Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

 История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил...

Вопросы: Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов теста

0 баллов – не может оценить поступки детей.

1 балл – оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 

Обработка результатов теста

 

Баллы

Действия детей

Уровни осознания

Интерпретация уровней

0 баллов

Ребенок не может оценить поступки детей.

Первоначальный уровень

(критический)

Дети не знакомы с нравственными нормами.

1 балл

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Второй уровень

(оптимальный)

Дети не осознают нравственные нормы.

2 балла

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку

Третий уровень

(допустимый)

Дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания).

3 балла

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку

Высокий уровень

Дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни.

Диагностика уровня речевого развития дошкольников (5-6 лет) Безруковой, Каленковой

тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

Блок I

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.

Рисунки:

скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель, колокольчики, одуванчик, дуб, синица, дятел, носорог, бегемот, рысь.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 15.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка поливает сметаной вареники.

Мальчик раскрашивает картинку.

Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

Мальчик выбивает ковер.

Девочка выливает воду.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 4. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:

вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;

морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.

ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

 

 Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

 

Задание 1. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист—листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.

Задание 2. Закончи предложение.
Тигр живет с тигрицей, а лев ...
Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы ...
На гитаре играет гитарист, а на скрипке ...
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины ...
Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы ...
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

 

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.
Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула 
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 4. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.
На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.

Задание 1. Повтори слоги: па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 2 Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук_
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (; пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

 Задание 3.

1. Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым. Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.

ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, не правильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

2. Сколько звуков в слове «жук»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

Максимальное количество баллов за все задание — 2.

 

Задание 4. Повтори предложения с разной интонацией.
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила
 вчера в магазин?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированное™ связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 1. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

  1. На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
  2. Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.
  3. Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
  4. Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
  5. Мальчик помог девочке перейти через лужу. 

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 2. Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).
ОЦЕНКА:

2 балла:

а) в рассказе верно передан сюжет;

б)  в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в) тема раскрыта полностью;

г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.

1 балл:

а) сюжет передан частично;

б) логическая последовательность событий не нарушена;

в)  в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г)  ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

0  баллов:

а) рассказ не передает предложенный сюжет;

б) нарушена логическая последовательность событий;

в)  ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Задание 3. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Лев и медведь

Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

 ОЦЕНКА:

2  балла:

а) в пересказе полностью передано содержание текста;

б)  пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;

в) при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а) содержание текста передано частично;

б) в пересказе присутствует только основная информация;

в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.

 0 баллов:

а) пересказ не соответствует оригиналу;

б) нарушена смысловая организация текста;

в) значительные трудности в языковом оформлении текста.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Учебно – информационное обеспечение программы

Раздаточные материалы для участников. Наглядные пособия (схемы, плакаты).

Фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие курс. Методические разработки педагога (план – конспекты занятий, методические разработки к отдельным разделам образовательной программы).

Методическое обеспечение

Основные методы и формы, используемые на занятиях

Методы:

- групповая дискуссия,

- ролевая игра,

- психогимнастика,

- рисунок,

- когнитивные методы,

- развитие воображения,

- коммуникативные игры,

- интеллектуальные задания,

- психологическая информация

- диагностика

- самодиагностика

- наблюдение

- показ

- объяснение

- изучение

- самостоятельная работа

- контроль

Формы:

- мини - лекции

- беседы

- практические задания

- групповая

- подгрупповая

- показ

Материально- техническое оснащение

Школьный класс с партами, просторный, с возможностью организации свободного пространства в центре (для активных двигательных упражнений, ролевых игр, сценок), или игровая комната. Желательны компьютер и проектор (для просмотра мультфильмов).

Литература:

1. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981

2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

4. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми дошкольного возраста). – М.: «Амрита-Русь», 2004. – 288 с.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада - М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.

7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.

8. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.

10. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.