Конспект НОД по развитию речи «Птички, птички-невелички» для детей младшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Прядеина Тамара Геннадьевна

продолжать знакомить с характерными признаками весны.

- закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

- расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

- продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Птички, птички-невелички» для детей  младшей группы.

Тема занятия: «Птички, птички невелички»

Цель - продолжать развивать связную речь детей; учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; активизировать словарь: «гнездо», «скворечник», «грач», «чирикают», «щебечут», «ласточка», «стайки воробьев».

Задачи:

Развивающая:

- развивать интерес к жизни птиц;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

- развивать речь детей, обогащать их словарь;

- учить понимать образный смысл загадок.

Образовательная:

- продолжать знакомить с характерными признаками весны.

- закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

- расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

- продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Воспитательная:

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

- воспитывать любознательность, сочувствие.

Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач, звуковая фонограмма пения птиц, фишки с изображением птиц.

Предварительная работа:

- Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

- Загадывание загадок.

- Прослушивание аудиокассет «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».

- Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай по описанию», «Чьи детки».

- Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет».

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, игры, вопросы, рассматривание картинок, наблюдение, показ, уточнение, сюрпризный момент.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом, лицом к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А когда наступает весна?

Дети: После зимы.

Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.

Воспитатель: Сосульки весной что делают?

Дети: тают, падают…

Воспитатель: Снег что делает?

Дети: тает, исчезает…

Воспитатель: Погода весной какая?

Дети: тёплая, дождливая, ветреная…

Воспитатель: Солнце весной какое?

Дети: яркое, тёплое…

Воспитатель: Что происходит с деревьями?

Дети: появляются листочки, оживают…

Воспитатель: Весной на земле появляется, что?

Дети: травка

Воспитатель: Какая она?

Дети: зелёная

Воспитатель: Весной птицы что делают?

Дети: прилетают

Воспитатель: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной — это то, что именно весной к нам из теплых стран возвращаются пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!». В далекие времена говорили: «Грач зиму ломает».

Есть еще и такая примета: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Звучит мелодия «Звуки и голоса природы».

Раздается стук в дверь. Входит Лисичка.

Лисичка: Здравствуйте, ребята! Я — лисичка. Шла я мимо, да случайно услышала как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки умные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, знают, что весной на улице происходит. А вот умеете ли вы отгадывать загадки?

Дети: Умеем.

Лисичка: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить?

Дети: Да.

Лисичка: Тогда внимательно слушайте.

1. Вот вещунья — белобока,

А зовут её: (сорока)

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

3. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто же это: (воробей)

4. Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

Раздалось вокруг «ку-ку»

(кукушка).

5. Кто присел на толстый сук

И стучит «Тук-тук, тук-тук»

(дятел).

6. На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его: (скворец)

После каждой правильно отгаданной загадки, Белочка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её доску.

Лисичка: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.

Воспитатель: Давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, какой красивый получилась веселая, весенняя картинка (показывает на фланелеграф). Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.

Дети перечисляют птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.

Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.                                                                                                                                                                                                                    

Воспитатель: Молодцы! Смотрите кто это к нам в гости пришел?

Белочка: Здравствуйте ребята,я белочка ,очень сильно люблю играть ,а вы любите играть? Так давайте-ка начнем.

 Дидактическая игра:

«На птичьем дворе»

Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Словарь: курица, гусь, утка, утенок, цыпленок.

Ход:

Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.

В: кто это?

Д: курица

В: Как она кричит?

Д: ко-ко-ко.

“Назови ласково”

Цель: Упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Ход:

Педагог кидает ребенку мячик и называет птицу, а ребенок должен назвать уменьшительно ласкательным словом .Например:

  • Утка-утенок
  • Воробей-воробушек
  • Синица-синичка

И т.д

Белочка: Какие молодцы . Ребята, становитесь в круг.Скажите,а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные картинки и вернутся обратно в круг .Разойдитесь по группе и поищите волшебные картинки.

-Раз, два, три,

Волшебные картинки ищи.

Дети ходят по группе, ищут карточки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.

Белочка: Я уже вижу, что все нашли волшебные картинки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:

-Раз, два, три (хлопают в ладоши,

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)

И быстро в птичку превратись!

Белочка: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?

Давайте посчитаем:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички,

Птички — невелички.

Весело скакали

Зернышки клевали

И быстро улетали.

(Дети сели на места)

Белочка: Вам, понравились мои игры? Ну мне уже пора домой , до свидания!

Воспитатель: Ребята,  как называется дом птицы?

Дети: Гнездо.

Воспитатель: А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит свое гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живет скворец?(показывает гнезда и говрит где,кто живет)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? А о чем мы с вами говорили на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, лисичка что-то несет..

Лисичка: Ребята ,вы такие молодцы, как я обещала   принесла я Вам волшебную шкатулку, давайте-ка откроем ее и посмотрим что там?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Птички"

конспект по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Конспект занятия по развитию речи «Птичка прилетела к нам» в младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи «Птичка прилетела к нам» в младшей группе.Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для детей от 1,5 до 2,5 лет по теме «Птичка прилетела к...

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птички» во второй младшей группе

Задачи:- продолжаем формировать представления детей о временах года;- знакомить детей с основными признаки осени;- расширить активный словарь детей такими словами как: листопад, лужи, непогода, облета...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....