Занятие по речевому развитию в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Хилкова Татьяна Владимировна

Цель:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukts.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский

Занятие по речевому развитию в средней группе
на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Подготовила воспитатель:

Хилкова Татьяна Владимировна

 Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель

Место проведения: группа.

Образовательная область:  речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

Цель:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение самостоятельно отбирать  картинки с заданным звуком, произнося звук громче, чем остальные звуки в слове.

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Оборудование: игрушка цыпленок, яйцо в корзине, атрибуты для игры,   магнитный театр, магнитофон, флешка с музыкой.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент (появление цыпленка), активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), чистоговорка, физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.

Ход занятия:

В: Сегодняшнюю нашу встречу хотела бы начать со «Сказки про слоненка Сеню».

Жил-был слоненок Сеня и  у него был вот такой длинный хобот.


1.
Упражнение «хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

У него всегда было хорошее настроение и поэтому он много улыбался.

2.Упражнение «заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке.

За завтраком он съедал пять горячих лепешек.

  1. Упражнение «лепешка». Рот приоткрыт, широкий язык в спокойном положении лежит нижней губе и удерживается под счет от 1 до 5-10, а потом убирается во внутрь рта с произнесением слова «ам».

Шел гулять, напевая песенку.

  1. Упражнение «наказать непослушный язычок». Приоткрыв рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

Однажды слоненок Сеня встретил по дороге кошку. Кошка, увидев слоненка, очень испугалась и выгнула спинку.

  1. Упражнение «киска сердится». Рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается  в основания нижних зубов, спинка языка выгибается, затем встает в исходное положение.

Кошка зашипела, зафырчала на слоненка.

  1. Упражнение «кто дальше загонит мяч». Рот открыт, язык  высунут, боковые края лопатообразно подняты, как бы произнося  длительно звук «ф». Следить, чтобы щеки не надувались.

Кошка убежала по мостику от слоненка Сени.

  1. Упражнение «мостик». Рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов, спинка языка выгибается и удерживается в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Слоненок Сеня хотел догнать кошку, рассказать ей о том, что он добрый и хочет дружить с ней, но, ступив на мостик, мостик зашатался, потому что был старым и слоненок вернулся обратно.

  1. Упражнение «мостик шатается». Рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов. Спинка языка выгибается на счет 1 и опускается в исходное положение на счет 2, и так несколько раз.

Слышится звук вылупляющегося из яйца цыпленка.

В: Ребята, вы слышите, откуда идет звук?

Воспитатель с детьми идут на звук и находят яйцо.

В: Ребята, кто это?

Д: Цыпленок.

В: Верно, а  как называется его чудесный домик? (яйцо)

Воспитатель с детьми присаживается на пол.

Ц: Здравствуйте, дети!

Д: Здрасти!

В: Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. Спросить 2х детей.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »

-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]). Произнеси Варя, Лиза, Вика. Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Правильно, он стоит в начале слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок). Давайте скажем вместе это слово (проговаривают хором).

В: Ребята, Цыпа устал сидеть и хочет подвигаться. Он приглашает вас на веселый танец.

Физминутка-танец под песню «Цып-цып-цып, мои цыплятки» Дети встают в круг и под музыку повторяют знакомые танцевальные движения за воспитателем.

В: А как зовут тебя цыпленок? Мы даже не познакомились(Цыпа)

В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное  имя, почему, интересно, его так назвали? (подзывают - цып-цып)

В: Позови Ксюша – цып-цып-цып. А теперь ты Максим  (спросить нескольких детей) Давайте хором позовем Цыпу.

-Цып-цып-цып.

Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и  повторяйте дружно строки.

В: Це-це-це - дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков»                   

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)

Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)

В: Спасибо цыпленок за такое интересное стихотворение. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!

В: Дети, а играть вы любите? (Да) Вот и Цыпленок любит. И хочет с вами сыграть в игру «Курица и цыплята».

Подвижная игра «Курица и цыплята»

Кошку выбрать считалкой

Раз, два, три -
В кружочек встали,
Игроков пересчитали!
Где начало? Где конец?
Выйдет тот, кто молодец!

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают.

В: Ребята, а сказки любите слушать? Хотите вместе с ним послушать одну? Послушайте внимательно.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. Жили они дружно и счастливо.

В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?

(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] Цыпа, ты какое слово запомнил со звуком [ц]? (цифры) А вы дети? (ответы детей) Похвала воспитателя.

Молодцы! Кто сможет рассказать сказку, опираясь на эти картинки? (если позволит время -воспитатель спрашивает одного-двух детей) Похвала. Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].

Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Цель: Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. Задачи: • обу...

Конспект-доклад по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь]»

Конспект-доклад по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь]»...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Конспект ООД по речевому развитиюв средней группена тему: «Звуковая культура речи: звуки л, ль»...

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе на тему: «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У]»

Цель: упражнять в четкой артикуляции звука [у]; отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью; закреплять понятия высоты, цвета; учить расск...

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»

Цель:Развивать звуковую культуру речи и обогащать словарь детей.Задачи:- Упражнять детей в правильном произнесении звука «ц» как в изолированной позиции, так и в...