Методика использования мнемотаблиц со старшими дошкольниками
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин ( как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений можно рекомендовать  родителям, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx237.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Педагогический совет

«Методика использования мнемотаблиц со старшими дошкольниками»

https://i.pinimg.com/originals/de/cf/ab/decfab13dbb45610ba3a75bf3bec5522.gif

Подготовила и провела

воспитатель подготовительной группы:

Семенова О.Н.

г.Москва г.Троицк

2016 г.

 «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений

с детьми дошкольного возраста»

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников,  ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира.                                         

У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                                                             Понятие «Мнемотехника»  происходит от греческого – искусство запоминания. 

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания  информации  и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциацийКак любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.                        Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.  Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
   Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
        Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. 

Пример: Стихотворение «Осень» А.Н. Плещеев

1 Осень наступила,

 2  Высохли цветы

3  И глядят уныло Голые кусты.

 4 Вянет и желтеет Травка на лугах

5 Только зеленеет  Озимь на полях

6 Туча небо кроет,

7 Солнце не блестит

8 Ветер в поле воет,

9 Дождик моросит.

10 Зашумели воды   Быстрого ручья,

11 Птички улетели   В теплые края.

Данное стихотворение достаточно сложное, но дети смогли выучить его в рамках НОД (20 мин). По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.                 

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних - дети самостоятельно её заполняют, т.е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.  С чего нужно начать работу?                                                                                            

Описание методики:

  1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
  2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
  3. Воспитатель  читает отдельно каждую строчку или две ( или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциативный образ ( картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог, в зависимости от возрастной группы);
  4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;
  5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин ( как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений можно рекомендовать  родителям, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.

сканирование0015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования дидактических игр старших дошкольников

Методика использования дидактических игр старших дошкольников...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Использование мнемотаблиц в старшей и подготовительной группах

   Мнемотехника - эффективный приём обучения. Одним из приемов мнемотехники являются мнемотаблицы.      Мнемотаблицы - это графическое или частично графи...