Отчет педагога по осетинскому языку
материал по развитию речи на тему

Национальный   язык является одним из условий и форм влияния национальной психологии на личность и гарантом существования нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochet_diana.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

педагога по осетинскому языку Апаевой Д.Ц.

Введение

ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.

Республика Северная Осетия - Алания – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Северная Осетия - Алания «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь  воспитания и обучения  с жизнью и национальными культурными традициями. Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении родным языком.

Актуальная на сегодняшний день проблема, как приобщить ребенка к национальной культуре, сохранить родной язык – одна из важнейших для каждого из нас, особенно немногочисленных народов, к которым относится и осетинский. Национальный   язык является одним из условий и форм влияния национальной психологии на личность и гарантом существования нации. Поэтому активизация внимания общества к вопросам развития национальной культуры, сохранения культурно - исторического наследия приобретает особую актуальность.

Основная цель моей педагогической работы:

Развитие  умственных, творческих и эмоциональных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с ценностями национальной культуры.

Задачи:

  • Сформировать у детей осознанные представления, знания о природно-климатическом, этнографическом, топонимическом, экологическом, семантическом своеобразии РСО-Алания.
  • Создать условия для развития внутренней положительной мотивации.
  • Развивать у детей чувственное восприятие через искусство и красоту.
  • Приобщать детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям.
  • Воспитывать гражданскую активность; толерантное отношение к представителям других культур.
  • Способствовать формированию словаря, побуждать детей применять изученные слова в своей речи;
  • Формировать навык элементарного речевого общения на осетинском языке;
  • Знакомить детей с литературными произведениями (авторскими и народными, играми, песнями на осетинском языке).

  1. Современные технологии в работе педагога по осетинскому языку

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе образовательной деятельности эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Использование пословиц и поговорок в образовательной деятельности и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

В педагогической деятельности с  дошкольниками наряду с традиционными средствами развития, я использую информационно коммуникативные технологии. Это позволяет повысить образовательную деятельность воспитанников, осуществлять индивидуальный поход, объективно и своевременно проводить анализ непосредственной образовательной деятельности.

Большую помощь в организации образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Игры  и игровые упражнения обеспечивают заинтересованность детей в восприятии изучаемого материала, к запоминанию новой информацией. Делают более доступными игровые задачи.

Игровые образовательные технологии позволяют воспитанникам легче воспринимать информационный материал, увлекая их во время образовательной деятельности. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В течение года использовалась проектная деятельность: «Мæ Ирыстон»

В старшей и средней группах.

Для укрепления и здоровья детей использовала различные артикуляционные, дыхательная и двигательные гимнастики плюс речь в движении.

Работа с интернет - ресурсами позволила мне познакомиться с системой образования порталов, находить и использовать очень важную и нужную информацию на сайтах.

- Подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности, оформление родительских уголков, стендов, папок - передвижек

- Подбор познавательного материала к занятиям.

- Оформление документации.

  1. Образовательная  деятельность

Образовательная деятельность проводится по подгруппам, сформированным с учетом уровня овладения языком, в игровой форме с использованием наглядности, игровых упражнений, художественной литературы, фольклора, музыки, песен.  Длительность соответствует      возрастным требованиям важнейшей предпосылкой практического усвоения родного языка, как орудия общения, является не только хорошая организация процесса овладения им, но и достаточная практика использования языка. Приобщение дошкольников к национальной культуре пронизывает всю деятельность детей в режиме дня и происходит в рамках организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, в повседневной жизни в ходе бесед, чтения художественной литературы, экскурсий в ближайшее окружение, игр с национальным содержанием, развлечений и праздников. Детей знакомлю:

  • С историей и культурой своего народа и народов совместного проживания (особенности быта, уклада (костюм, утварь, жилище, обряды и обычаи);
  • С различными видами национального искусства (литературой, музыкой, живописью, архитектурой);
  •  С народных игр, развлечениями, праздниками, традициями.

В каждой группе непосредственно образовательная деятельность проходила два раза в неделю по СаНПиН.

Велась работа как групповая, так и подгрупповая (группы владеющие и не владеющие языком). На протяжении всего года работа с детьми в соответствии с Рабочей программой с некоторыми индивидуальными закладками в ходе которых была выполнена следующая работа:

Систематически велась совместная деятельность с детьми: игры, художественная деятельность, развитие речи

Мною были проведены следующие мероприятия:

  • «День рождения К.Л.Хетагурова»
  • «День осетинского языка»
  • Совместное развлечение с учителем-логопедом «КВН»
  • Открытый  просмотр образовательной деятельности на республиканском уровне «Мæ райгуырæн бæстæ» с последующим семинаром.

  1. Эффективность педагогической  деятельности:

Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.

В результате проделанной работы у моих воспитанников были выявлены следующие результаты:

Учеб-ный год

2014– 2015

2015 – 2016

2016 – 2017

Владеющие дети осетинским языком

Кол-во детей

45

47

45

Уровни

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сформ.

15 – 33%

32 – 71%

28 – 60%

 37 - 79%

23 - 51%

39 – 87 %

Частич

23 – 51%

13 – 29%

19 – 40%

17- 21%

17- 49%

8 - 13%

Несфор

7 – 16%

-

-

-

-

-

Не владеющие дети осетинским языком

Кол-во детей

41

40

42

Сформ.

12 – 29%

17 – 41%

15 – 38%

27 – 68%

17 – 41%

31 – 73%

Частич

17 – 41%

19 – 46%

14 – 35%

13 – 32%

16 – 38%

11 – 27%

Несфор

12 – 30%

5 -13%

11 – 27%

-

9 – 21%

-

Таким образом, проанализировав результаты промежуточного мониторинга за последние три года, я увидела положительную динамику освоения детьми осетинского языка. Данные мониторинга показывает, что в моей работе с детьми был системный подход.

Дети владеющие языком:

  • Обладают  начальными знаниями о себе,
  • Знаниями о природном и социальном мире
  • Достаточно  хорошо владеют устной речью,
  • Могут  выражать свои мысли и желания,
  • Строят  речевые высказывания в ситуации общения;
  • Способны  договариваться в игре, учитывать интересы и чувства других;
  • Проявляют  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Активно  взаимодействуют со сверстниками и взрослыми
  • Умеют  использовать считалки, рифмовки,
  • Знают  потешки, стихотворения, песни.

Дети не владеющие языком:

  • Понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению образовательной деятельности.
  •  Понимают  на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях.
  • Умеют отвечать на вопросы.
  • Формировать  простые просьбы.
  •  Обращаться к педагогу и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения.
  •  Умеют использовать считалки, рифмовки, знают потешки, стихотворения, песни.

  1. Предметно-развивающая среда

Особое внимание уделяю созданию предметно-развивающая среды в детском саду.  В учреждении имеется оборудованный кабинет осетинского языка.  В групповых комнатах оборудованы зоны осетинского национального быта и культуры здесь можно увидеть:

  • Картины и репродукции осетинских художников, которые призваны для формирования эстетического отношения к действительности, художественного вкуса, способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать.
  • Предметы декоративно-прикладного искусства формируют у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Образцы осетинского орнамента, предметы национальной одежды.
  • Осетинская литература.
  • Атрибуты театральной деятельности.
  • Краеведческий материал.
  • Куклы в национальных костюмах (для  обыгрывания ситуаций из быта осетинского народа, активного общения на родном языке).
  • Флаги и гербы РСО-Алания и Российской Федерации.
  • Картотека осетинских  подвижных игр.

  1. Работа с родителями

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по  повышению воспитательных возможностей родителей так как семейное воспитание играет огромную роль в дошкольном периоде развития ребенка - именно  в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Основной целью всех форм взаимодействия  ДОУ с семьей, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

Использую на ряду с традиционными формами и не традиционные формы работы с родителями:

  1. Принимаю активное участие в родительских собраниях проводимых в группах
  2. Консультации:
  • «Как сохранить осетинский язык»
  • «Роль родителей в возрождении национальных традиций»
  • «Осетинские традиции в нашей семье».
  • «Воспитательный потенциал семьи в обучении детей осетинскому языку»
  • «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю»
  • «Воспитание у детей любви к родному краю»
  • «Семья – хранительница традиций»
  1. Викторины с участием родителей и детей.
  2. Конкурсы
  3. Выпуск стенгазеты «Семейные традиции»
  4. Родительская гостиная «Как сохранить осетинский язык»

  1. Достижения моих воспитанников

Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ:  читают стихи на праздниках,  проводимых учреждением, поют песни, показывают инсценированные произведения разных жанров на осетинском языке. При этом участвуют дети как владеющие, так и не владеющие.

Мои воспитанники являются активными участниками  конкурса чтецов  на осетинском языке «Зондый къуыбылой».

2016году:

  • На  районном уровне мой воспитанник занял  I  место.
  • На  республиканском почетное II место.

Дети были награждены грамотами, а победители призами. Почетную грамоту привезли и для детского сада на имя заведующего.

2017году:

  • На  районном уровне моя воспитанница заняла  III  место.
  • Участник   республиканского конкурса.

Активное участие мои воспитанники принимают в фестивалях и концертах проводимых на районном уровне, а также участники мероприятий проводимых внутри детского сада.

  1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Повышение  уровня профессиональной компетентности педагога, является одним из условий обеспечивающих эффективность дальнейшей стратегии развития родного языка в в условиях ДОУ.

Поэтому, вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Принимаю активное участие в жизни детского сада, в течение нескольких лет являлась председателем профсоюзного комитета ДОУ, имею грамоту за успешную профсоюзную работу. Открыла свою страницу в международном русскоязычном социальном образовательном интернет – проекте Mааm.ru, на сайте ДОУ
http://kolosok11doya5.ru,  свой мини-сайт в социальной сети работников образования Nsportal.ru.  Где выставляю свои методические разработки, веду сотрудничество с коллегами.

Являюсь активным участником методической работы на уровне ДОУ и района мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • Открытый  просмотр образовательной деятельности  на республиканском уровне                      «Мæ райгуырæн бæстæ» с последующим семинаром.
  • Открытый  просмотр образовательной деятельности  на уровне ДОУ

Вывод:

Считаю, что все поставленные цели и задачи по развитию и обучению детей осетинскому языку выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Осетинского языка

День Осетинского языка...

Конспект развлечения в старшей группе "Мады бон"(на осетинском языке)

Конспект развлечения в старшей группе "Мады бон"(на осетинском языке)...

Речевое развитие + осетинский язык в старшей группе ТЕМА: «Дом» - Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку

Конспект занятия  по речевому развитию с элементами обучения роднму языку в старшей группе...

Рабочая программа по осетинскому языку

Целесообразность обучения родному языку с дошкольного возраста обусловлена тем, что этот период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, более быстрым и лег...

Потешка на осетинском языке

Материал к полилингвальной системе образования....

перспективный план работы по осетинскому языку старшей группы

План работы образовательной деятельнсти по осетинскому языку в старшей группе...

Речевое развитие + осетинский язык ТЕМА: «Дом» - Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку

Речевое развитие + осетинский языкТЕМА: «Дом» -  Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку...