Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Никитина Татьяна Валерьевна

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: Учить детей  самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета.

Образовательные задачи:

ü    формировать образную речь.

ü    умения подбирать образные выражения.

ü    учить составлять предложения.

ü    учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Развивающие задачи:

ü    развивать речь, память.

ü    образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

ü    воспитывать эстетические качества.

ü    учить выслушивать рассказы товарищей.

Предварительная работа с детьми:

ü    знакомство со сказками,с героями сказок

ü    чтение сказок.

I.Организационный момент.

У нас сегодня необычное занятие, оно волшебное, сказочное. Но чтобы попасть в сказку, надо каждому получить пропуск, как в театр. А дают этот пропуск герои волшебных сказок. Они сами рассказывают о себе. Угадайте их!

II.Основная часть.

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».
(Золушка)

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)

А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, – ….
(Мальвина)

Путешествие в сказочную страну.

Я поздравляю вас, ребята! Вы справились с трудным заданием, а теперь наш путь лежит в сказочную страну. На чем же мы туда отправимся? (ответы детей, например: на ковре самолёте, с помощью  волшебного клубочка или волшебной палочки).  Ой, смотрите воздушные шары! На них-то мы быстро доберемся в сказочную страну.

 Вот мы с вами на сказочной поляне. Ребята, что это перед нами? (Ответы).  Значит мы с вами попали в гости к героям волшебных сказок.

Смотрите, ребята, здесь какой-то интересный стул. Он, наверное, волшебный. Давайте прочитаем, что на нем написано.

(На стуле надпись: сказочник)

А вы хотите быть сказочниками? Я подозреваю, что тот, кто сядет на этот стул, станет на время сказочником. Правда, здорово? Давайте сядем, отдохнем, а заодно вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки? ( ответы детей). С самого начала должно быть ясно, понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки. (Однажды.… Давно это было…)

Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Так как мы с вами в гостях у сказочных героев,вы бы могли им рассказать расскажи из нашей жизни или сказки которые вы придумали. Я думаю им будет интересно послушать ваши новые сказки.может кто-то из вас придумает новых сказочных персонажей или расскажет интересный рассказ.

У сказок обязательно должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (ответы детей). В русских народных сказках - это присказка:

«Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

А вы в конце своей сказки скажите о своих чувствах, которые испытали при сочинении ее. (Жаль, что сказка быстро кончается… Мне так понравилась эта сказка… Я долго буду вспоминать эту сказку…)

 Давайте наберемся сил вместе со сказочными героями:

 Физминутка.

Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит сказка. О чем вы будете рассказывать в основной части? (ответы детей).

.А теперь занимайте места и начинайте сочинять сказки. Вы заметили, что превратились в сказочников? Я думаю, музыка вам поможет придумать интересные сказки

Ну, вот музыка закончилась, а у вас, наверное, появились новые сказки. Давайте послушаем их.

(ребенок, который рассказывает сказку садится на волшебный стул)

Заслушиваются 3-4 ребенка.

Чья сказка вам понравилась больше всего и почему? Дети оценивают сказки, придуманные сверстниками. Воспитатель тоже дает оценку сказкам. 

III. Итог.

Ребята, вам понравилось в сказочной стране ? А понравилось быть сказочниками? А мне было приятно слушать ваши сказки. Остальные ваши сказки мы послушаем позже. Все сказки мы запишем в тетрадь, и у нас получится книга сказок.

Скажите, пожалуйста, зачем нам будет нужна эта книга? ( Мы будем знакомить с ней детей, родителей, гостей города).

В свободное время дети рисуют картинки к сюжетам своих сказок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"


Цель:

  1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.
  2. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.
  3. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
  4. Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).

Оборудование: клубочек, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

(дети заходят по сказочную музыку в группу)
- Поздоровайтесь с гостями ребята.
- Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это? (клубочек)
- Как вы думаете, какой он? (волшебный)
- Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Ире и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете. Ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку (надеть волшебные башмачки).
- А еще как можно? (перечисляют, имитируют надевание).
- Ребята! Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно» (под музыку).
- Руки расставьте в стороны как птицы. Летим… теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно, легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
- И вот мы с вами в гостях у сказки.
- Как обычно начинается сказка? С каких слов? (жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.)
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях).
- Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В каких случаях ее говорят (когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
- Давайте еще раз повторим пословицу. Сказка, которою вы сейчас услышите называется так же, как и пословица: «У страха глаза велики».
- А теперь сказку слушайте (чтение сказки).
- Ребята понравилась вам сказка?
- Кто же главный герой в сказке?
- Как их зовут – называют?
- С какими ведрами они ходили за водой?
- Как они воду носили домой?
- Что случилось однажды?
- Кто же на самом деле испугал водоносов?
- Кому, что померещилось? А теперь послушайте внимательно сказку еще раз, постарайтесь запомнить ее и пересказать (чтение сказки второй раз).
Пересказ.
- Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему?

Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.

- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно о них сказать? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые)
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрае).
- Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?
- А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его назовем? (медвежонок, мишенька, медведюшко).
- Как мы называем большого сильного волка? (волчище).
- А не очень большого, но сильного? (волчишко).
- Как назвать лису ласково? (лисонька, лисичка).
- В сказке мышка сказала «котище – то какой усатый»
- А как ласково сказать про кота? Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. А сейчас послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?»
(дать установку: запомните что правда, а что нет в этом стихотворении)

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
И зимой среди ветвей, 
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?

(дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили)
- Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Пусть ваши дружные пальчики возьмут карандаши и закрасят прямоугольник цветом, которым вы раскрасите свое настроение после сегодняшнего занятия.