Роль игры в развитии речи детей
методическая разработка по развитию речи на тему

Кулеш Нина Ивановна

Материал выступления на Всероссийский практико-ориентированный семинар "Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения" тема выступления: "Роль игры в развитии речи детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Кулеш Н.И., воспитатель

                                                                       ГБДОУ детский сад №5 Петроградского района

                                                                                                                   Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии речи детей

Многие специалисты считают, что первым шагом на пути к речевому общению может стать совместная со взрослыми игра. Для ребенка дошкольного возраста, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые, хороводные, игры малой подвижности, народные и другие. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы – коммуникативные, познавательные, эмоциональные.

Игры выполняют множество функций в плане развития речи:

- формирование мотивации в процессе говорения;

- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

- активизация и обогащение словарного запаса детей;

- совершенствование грамматического строя речи;

- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- развитие общей и мелкой моторики руки: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- усвоение способов невербального общения: мимики, жестов, пантомимы, использование их в практике общения;

- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики руки, игры на развитие произношения звуков и так далее. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.

Игры с картинками:

1. «Назови правильно»

Ребенок произносит название картинки, стараясь правильно произнести звук Л.

2. «Что здесь лишнее»

Необходимо сказать, какая картинка лишняя по смыслу и полным предложением объяснить почему.

3. «Что пропало?»

Внимательно рассмотрев картинку, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

4. «Закончи предложение»

Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах  в единственном и множественном числе.

5. «Фокус»

Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинку по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает ее. Ребенок отгадывает картинку, чётко называя ее.

Отсюда видно, что игра одна, а задач много. Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.

Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонематических, лексических, грамматических) и неречевых средств(мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстниками.

В конце хочу сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить ясно, чисто, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы являемся эталоном правильной речи для ребенка. Во время игры педагог и родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

Большое внимание уделяем в работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье, и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. В настоящее время сложились следующие формы работы с родителями:

Консультации:

1. Игрушки полезные и вредные.

2. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.

3. Учите детей наблюдать.

4. Что делать, если у ребенка плохая память.

5. Нужно ли родителям обучать детей чтению.

6. Как научить ребенка запоминать стихи.

7. Учим детей рассказыванию.

Родительские собрания:

1. Развитие правильной речи ребенка в семье.

2. Развиваем речь, играя.

3. Почему ребенку нужна игра.

4. Развитие речи детей в преддошкольный период.

Литература:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 144 с.

2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 176 с.: цв. вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Роль игры в развитии речи детей..

Игра важна для развития речи  в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственну...

Роль игры в развитии речи детей

Роль игры в развитии речи детейИменно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький   Дошкольный возраст яв...

Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...

Роль игры в развитии речи детей.

Одной из важнейших конечных целей обучения и воспитания в дошкольном учреждении – является формирование связной речи ребенка. Большую помощь в формировании красивой, грамматически ...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...