Конспект НОД "Знакомство детей с происхождением чая и самовара на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: Знакомство детей с происхождением чая и самовара об обычаях и традициях русского народа.

Задачи: Расширять представление детей о народных обычаях, традициях интерес и любовь к народному творчеству. Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру о традициях употребления чая в России, об истории самовара.

Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление и воображение, связную речь.

Материал: «Крестьянская изба», стол с лавками, самовары, 2 банки железные с чаем (черный, зеленый), чашки с блюдцами, ложки.

Угощения: чугунок с кашей, баранки, хлеб, соль.

 Народные  инструменты: щепки, шишки, ветки, угли. Карта мира, чашки с трубочками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_s_chaei_i_samovarom.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида"

Конспект НОД

"Знакомство детей с происхождением чая и самовара на Руси"

подготовительная группа

                                          Подготовила:                                                                                                                                                                                                                                              

                                       воспитатель

                                                                        I квалификационной категории

                                                            Акимова А.Н.

Цель: Знакомство детей с происхождением чая и самовара об обычаях и традициях русского народа.

Задачи: Расширять представление детей о народных обычаях, традициях интерес и любовь к народному творчеству. Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру о традициях употребления чая в России, об истории самовара.

Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление и воображение, связную речь.

Материал: «Крестьянская изба», стол с лавками, самовары, 2 банки железные с чаем (черный, зеленый), чашки с блюдцами, ложки.

Угощения: чугунок с кашей, баранки, хлеб, соль.

 Народные  инструменты: щепки, шишки, ветки, угли. Карта мира, чашки с трубочками.

Ход НОД

Под звуки народной музыки с пением колядок входят в зал. Колядовщиков встречает хозяйка

Дети:

1. Наша – то коляда

Не мала, не велика

Не в дверь, так в окно

Пройдет все равно

Не ломай, не сгибай

Весь пирог подавай!

2. Приходила коляда

Накануне Рождества!

Кто дает пирога

Тому курья нога

Тому полон хлев скота

Овец с овсом

Жеребец с хвостом!

3. Ты, хозяюшка, подай!

Ты, Варварушка подай!

Открывай ворота.

Выноси – ка пирога!

Кто  подаст лепешки –

Кто подаст каши –

Золотые чаши.

Хозяйка.

Здравствуйте, люди добрые

Вот вам угощенье,

Пряники, конфетки, покушайте детки!

Рады видеть мы гостей из далеких волостей.

Дальше не спешите, в избу проходите

По широкому двору да к накрытому столу

(Дети садятся за стол) на нем чашки с чаем в закрытом виде с трубочкой.

Воспитатель:

Гости сегодня нарядные да румяные,

Веселые да удалые

Везде бывали, много видали.

Хозяйка:

Мы гостям на праздник рады

Будет вам от нас награда.

Воспитатель:

Уважаемая хозяйка, спасибо за теплый прием,

а детки наши знают много пословиц и поговорок о гостеприимстве.

1. Руки да душа – горница хороша

2. Не красна изба углами, а красна пирогами.

3. Гость в дом – Бог в дом

4. Стол – Божья ладонь, а хлеб – Божий дар

5. Пошли Бог гостей – и хозяин будет сытый.

Хозяйка:

Доброе слово лучше мягкого пирога. Ласковое слово и кость ломает.

(Хозяйка ставит 2 банки железных с чаем)

Хозяйка:

Ну-ка гости дорогие угадайте, что находится в этих баночках.

Дети рассматривают и приходят к выводу, что в них чай – черный и зеленый.

Хозяйка:

Правильно это чай. По русскому обучаю я вас, дорогие гости, угощу вкусным ароматным чаем. Ну вначале давайте поговорим об этом напитке.

- Как вы думаете, в каких странах растут чайные кусты?

Дети:

В Китае, Индии, Японии, Турции.

Хозяйка:

Чай – род тропических вечнозеленых многолетних растений семейства чайных.

Существует 2 вида чая:

1. Китайский – произрастает в виде кустарника в горных районах Юго – Восточной Азии;

2. Ассамский (включая цейлонский) – произрастает в виде 10-15 метровых

деревьев в лесах Ассама.

Воспитатель:

Давайте покажем на карте эти страны. (Дети прилепляют на карту зеленые листочки) .

Хозяйка:

 А в России растут чайные кусты?

Дети:

Да, они растут на юге – в Краснодарском крае (Показывают на карте).

Хозяйка:

По ваши рассказам я поняла, что вы знатоки чая и чайных традиций, я хотела, чтобы вы рассказали легенду о происхождении чая.

Ребенок:

Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника, лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипяченную воду. Внезапный порыв ветра занес в котел несколько листьев с кустов, которых позже назвали  чайными. Когда император попробовал воду ему очень понравилось ее необычайный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока.

Хозяйка:

Все ли в давние времена могли выпить чаю?

Дети:

Нет, только богатые и знатные, так как чай был очень дорогим, и сначала его даже считали лекарством.

Хозяйка:

Какие сорта чая вы знаете?

Дети:

Чай бывает черный, зеленый, желтый, красный и даже белый.

Хозяйка:

Я всем показала чай 2-х сортов. Вы угодили, что это был черный и зеленый чай. А теперь попробуйте угадать на вкус, какой чай у вас в чашках. Через трубочку.

(Дети пробуют чай через трубочку)

Воспитатель:

Уважаемая хозяйка, дети рассказали тебе о том, что чай был доступен только богатым и знатным людям. Постепенно чай распространялся по всему миру, но сначала не все умели его готовить и поэтому случались разные смешные истории.

1-я история:

Английский моряк привез в подарок своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила горькую, темно – коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

2-я история:

Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой.

Хозяйка:

А в России давным – давно придумали специальный прибор для кипячения воды. Отгадайте – ка что это?

Загадка:

Кто при царе в шапке сидит?

Дети:

Самовар.

Хозяйка:

А почему он так называется?

Дети:

Самовар сам варит, то есть кипитит воду.

(Дети вместе с хозяйкой и воспитателем  подходят к выставки самоваров)

Вспомните,  в каком городе изготавливались самые лучшие самовары.

Дети: В Туле.

Хозяйка: А какие бывают самовары.

Дети: Жаровые и электрические.

Хозяйка: Покажите жаровой самовар. Как вы его узнали.

Дети: У него есть труба для топки.

Хозяйка: Принесите то, чем топили жаровые самовары.

Дети приносят шишки, ветки, щепки, угольки. Набивают жаровую трубу.

А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время.

Дети:

Из электрических (Показывают электрические самовары).

Воспитатель:

Самовары на Руси славились разнообразными формами (фасонов) и получали самые разные обиходные названия: «банка», «рюмка», «виза», «желудь», «груша», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя».

Каждая фабрика старалась придумать свой не похожий на другой самовар.

Если вы соберете разные картинки, то покажите хозяйке некоторые из них.

Игра «Собери из частей»

Воспитатель:

Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делали мастера высокой квалификации. Русские самовары были известны и любили не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на международных выставках.

Хозяйка:

Вы так интересно рассказали про самовар, за это вас угощу настоящим русским чаем. Выбирайте предметы, которые нам понадобятся для  чаепития и накрывайте на стол.

(Дети отбирают нужные предметы, объясняют назначение каждого из них. Когда чайный стол накрыт звучит запись русско – народные мелодии,  хозяйка заносит самовар)

Дети вместе со взрослыми запивают чай, рассказывая о правилах заваривания и традициях русского чаепития (пили чай в больших количествах, на свежем воздухе, напившись чаю, переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце).

Пока чай заваривается давайте вспомним пословицы и поговорки о чае и самоваре.

Выпьешь чайку – забудешь тоску

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай пьешь – до 100 лет проживешь

За чаем – не скучно

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Печка – матушка, а самовар – батюшка.

Тихо звучит музыка (русско – народная мелодия) дети садятся за столы, хозяйка угощает кашей, чаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»

Цели:  Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.             Продолжать знакомить с народными традициями....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейные обычаи на Руси"

Программное содержание:Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пер...

презентация для детей о происхождении родного города Бахчисарая

презентация для детей о происхождении родного города Бахчисарая...

Конспект прогулки Тема: «История происхождения велосипеда»

Цель: Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширить знания о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желан...

Проект для детей 5–6 лет «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Проект необходим взрослым и детям, т. к. реализация его поможет сплотить детей и взрослых в коллектив. У детей разовьются творческие способности, любознательность, расширится ...