Формирование звуковой культуры речи в дошкольном возрасте.
методическая разработка по развитию речи на тему

Татьяна Никифорова
Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией и выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» писал Н. С. Рождественский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Формирование звуковой культуры речи в дошкольном возрасте.

    Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией и выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» писал Н. С. Рождественский. Выразительностью речи называют такое качество, в котором выраженное суждение связано по отношению к говорящему и  основывается на осознанной передаче мысли.

  В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности, под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи, от того как ребенок владеет произношением звуков  будет зависеть стиль его связной речи.

   Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку».

   С. Л. Рубинштейн говорил что речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности и чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

   А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. В раннем детстве речь выполняет эмоциональную функцию, эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими ,  эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя. Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой, когда ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли, эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ,  она появляется в старшем дошкольном возрасте и развивается на протяжении всей жизни.

   Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной , даже умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции,  поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо совершенствовать речь ребенка обучать отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания, умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Очень часто в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».

  Дети младшего дошкольного возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов, по мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

   Большую роль в речи играет интонация, она усиливает значение слова и вместе с тем иногда с ее помощью можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений.

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».

Говорила наша Маша:

- Не хочу я кушать кашу.

Каша Машу услыхала

- Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

С целью выработки умения выделять в тексте слова можно прочитать детям скороговорку «Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала» и предложить повторить ее, сначала с выделением слова болтунья, затем слова болтала.

1. Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел).

2. Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

3. Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.

Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 – 4 высказывания); далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», – говорит педагог.

Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

 Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.

  Подобная взаимосвязь состоит в том, что на всех этапах обучения решаются одни и те же задачи, во всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимание детей постоянно фиксируют на звуковой стороне речи.

   Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их определяется, естественно, на этапах работы над звуком. Постановку звука целесообразнее давать на занятиях, упражнения, закрепляющие данный звук, следует проводить как на занятиях, так и вне их ,а подготовительную работу, предшествующую постановке звука, удобнее и легче проводить не на занятиях, а по утрам и вечерам, на прогулках с разнообразными играми и упражнениями для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

      Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...