Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

    Матвеева Людмила Олеговна

    Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы

    (познавательно-речевое развитие)

    Тема:

    «Природа осеннего леса»

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Майский детский сад «Солнышко»

    Джанкойский район Республика Крым

    воспитатель

    Матвеева Людмила Олеговна

    Тема: «Природа осеннего леса».

    Цель: продолжать знакомить детей с природой леса.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    • учить классифицировать предметы понимать обобщающие слова (деревья, животные, птицы);
    • совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные (солнечный, кленовый и т. д;
    • учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
    • формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы;

    2. Развивающие:

    • развивать память, умение запоминать и рассказывать с помощью мнемотаблицы стихотворение;
    • развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;

    3. Воспитательные:

    • Воспитывать интерес и любовь к природе.

    Методические приёмы и методы:

    • игровой метод;
    • наглядный метод (с использованием игрушек, слайдов);
    • словесный метод (беседа, напоминание, индивидуальные ответы, художественное слово);
    • эвристический метод (выполнение ребёнком части работы самостоятельно).

    Используемые современные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, технология ТРИЗ.

    Материалы: презентация; книга «Природа осеннего леса»; осенние листья (берёзовый, дубовый, кленовый); листочки (большие и маленькие) для дыхательной гимнастики; три листа ватмана с изображением ежей; восковые карандаши, цветные мелки; три корзины (большая, средняя, маленькая), шишки, орехи, жёлуди; корзина с листочками (желтого и красного цвета), кукла - Осень; игрушка – лиса; платочек.

    Ход НОД:

    I. Организационный момент.

    (Воспитатель стучит в дверь и заходит в группу)

    Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, а куда я попала?

    (Ответы детей). Я приехала к вам из другого детского сада! Давайте с вами познакомимся! А поможет нам в этом мой волшебный платочек.

    Игровое упражнение «Знакомство».

    Вот платочек голубой

    Он всегда везде со мной

    Кто его в руки возьмёт

    Своё имя назовёт!

    Меня зовут Людмила Олеговна.

    (Дети передают друг другу платочек и называют свои имена)

    -Вот мы и познакомились!

    Психогимнастика.

    Собрались все дети в круг

    Я - твой друг и ты - мой друг!

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    (Садятся на стульчики)

    II. Основная часть.

    Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила Осень, она подарила мне книгу о «Природе осеннего леса», это не простая книга, а волшебная, картинки на её страницах оживают. Давайте почитаем её вместе.

    (Воспитатель показывает книгу, которая лежит на столе. Приоткрывает обложку. Появляется лиса.)

    Воспитатель: Закройте глаза.

    - Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.

    - Кто это?

    (Воспитатель берёт игрушку и подходит к детям даёт потрогать)

    - Где живёт лиса?

    - Лиса это дикое или домашнее животное? Почему?

    - Лиса какая?

    - Что есть у лисы? У лисы ушки короткие, а хвост …(длинный).

    - Лисе очень любопытно, а знаете ли вы какое сейчас время года? А какая осенью бывает погода?

    Игровое упражнение «Какая осенью бывает погода?»

    -если идет дождь – дождливая

    -если холодно – холодная

    -если хмуро – хмурая

    -если пасмурно – пасмурная

    -если солнце – солнечная

    -если мороз – морозная

    -дует ветер – ветреная

    Воспитатель: Продолжим читать книгу. Закройте глаза.

    - Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.

    (на экране появляется белка.)

    Воспитатель: Кто это?

    - Вы знаете, что Белка запасает на зиму?

    Игра «Собери в корзину»

    -Ребята, ветерок перемешал все запасы, которые белочка собрала на зиму. Давайте поможем разобрать запасы по корзинам. В самую большую корзину нужно собрать шишки. В среднюю корзину орехи, а в самую маленькую жёлуди.

    (Дети собирают и кладут припасы в корзины)

    -Что вы положили в самую большую корзину? и т.д. (Ответы детей)

    - Ребята, давайте выучим про белочку стихотворение!

    (Воспитатель зачитывает строчки из стихотворения и показывает схемы с условными обозначениями на экране)

    Белка осенью без спешки

    Припасла в дупле берёзы

    Шишки, жёлуди, орешки.

    Не страшны теперь морозы!

    (Воспитатель предлагает всем, а затем одному ребенку повторить стихотворение по схемам)

    Физминутка

    Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть, и побегать со мной. Вставайте за мной, побежали….

    Ножки, ножки, бежали по дорожке

    Бежали лесочком прыгали по кочкам.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Сели дружно в кружок,

    А потом дружно встали, потянулись.

    Солнышку улыбнулись!

    (На экране изображение ветерка.)

    Воспитатель: Ребята, пока мы с вами бегали, из книги подул осенний ветерок, он проснулся и хочет с вами поиграть.

    (Дети становятся в круг, выполняют движения за воспитателем.)

    Самомассаж «Ветерок»

    Ветер, ветер, ветерок! к нам лети на огонёк!

    Ветерок проснулся, ручек коснулся,

    Ветерок ручки обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.

    Ветерок проснулся, лобика коснулся,

    Ветерок лобик обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.

    Ветерок проснулся, щёчек коснулся,

    Ветерок щёчки обдувал и поглаживал, поглаживал, поглаживал.

    И про ушки не забыл, поглаживал, поглаживал, поглаживал.

    Воспитатель: Посмотрите, вместе с ветерком, из книги вылетели осенние листья.

    Воспитатель показывает осенний кленовый листочек.

    Игра «Чей листок?»

    Воспитатель: этот листочек с какого дерева? (Ответы детей) Значит он какой? (Кленовый)

    -А вот у меня есть ещё листочек с берёзы. Какой он?

    - А вот ещё лист с дуба. Какой он?

    (На столе в группе лежат осенние листья разные по размеру (большой и маленький соединённые ленточкой))

    Игра на развитие речевого дыхания «Осенние листочки»

    Воспитатель: Посмотрите, ветерок разбросал листочки. Подойдите к столу и возьмите их в руки. Сравните листочки, они одинаковые? (Ответы детей)

    - Давайте подуем на них. На листочек большого размера будем дуть сильно, а на маленький листочек слабо.

    - Дует холодный осенний ветер! (дуют на листочек сильно)

    - Дует весёлый ветерок! (дуют на листочек слабо)

    (Садятся на стульчики)

    Воспитатель: Продолжим читать книгу. Закройте глаза.

    - Волшебную книгу открываем,

    и страницы оживают.

    (Появляется зайчик)

    Игра «Назови одним словом».

    Воспитатель: Кто это? (Ответы детей) Зайчик тоже хочет с вами поиграть. Посмотрите на экран и назовите, что вы видите? Назовите одним словом.

    (На экране изображение деревьев)

    - берёза, дуб, клён, сосна?

    (На экране изображение животных)

    - лиса, волк, медведь, ёж?

    (На экране изображение птиц)

    - сорока, сова, дятел, воробей?

    Воспитатель:

    Воспитатель: Ребята, кто это там фырчит?

    (Приоткрывает обложку, появляется ёжик)

    - Кто это?

    - Что умеет делать ёж? Давайте покажем, как фырчит ёж?

    - Что есть у ёжа?

    Воспитатель: Ёжик грустный, он говорит мне, что у маленьких ежат случилась беда, они потеряли свои иголки. Давайте им поможем.

    (на трёх столах лежат листы ватмана, на которых изображены ёжики без иголок, восковые карандаши; дети становятся возле столов и выполняют гимнастику для пальчиков)

    Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

    Ёжик, ёжик, где гулял?

    Где колючки потерял?

    Ты беги скорее к нам, ёжик.

    Мы сейчас тебе поможем.

    Воспитатель: Ребята, возьмите карандаши и нарисуйте ёжикам иголки.

    III. Рефлексивно- корригирующий этап.

    Воспитатель: Осталась последняя страница книги. Закройте глазки.

    - Волшебную книгу открываем, и страницы оживают.

    (Появляется Осень с корзиной, в которой лежат осенние листочки)

    Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей). Были ли у вас какие - то затруднения? (Ответы детей).

    - Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.

    (Раздача листочков)

    -Мне с вами было очень интересно, вы умные, весёлые ребята. Спасибо вам большое!



    Предварительный просмотр:

    САМОАНАЛИЗ

    открытого показа непосредственно образовательной деятельности

    Матвеевой Людмилы Олеговны, воспитателя первой квалификационной категории

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) разработан и проведен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Майский детский сад «Солнышко», программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по образовательной области «Познавательная» (образовательная область по ФГОС ДО), с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

    Тема НОД: «Природа осеннего леса».

    Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.

    Форма организации детей: групповая.

    Форма проведения: непосредственно - образовательная деятельность.

    Доминирующая образовательная область – речевое развитие.

    Цель: продолжать знакомить детей с природой леса.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    • учить классифицировать предметы понимать обобщающие слова (деревья, животные, птицы);
    • совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные (солнечный, кленовый и т. д;
    • учить слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
    • формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы;

    2. Развивающие:

    • развивать память, умение запоминать и рассказывать с помощью мнемотаблицы стихотворение;
    • развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;

    3. Воспитательные:

    • Воспитывать интерес и любовь к природе.

    Виды детской деятельности: (Дошкольный ребѐнок – человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка через

    «ворота детской игры» и соответствующих возрасту видов деятельности.)

    игровая деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, изобразительная деятельность.

    Материалы и оборудование: презентация; книга «Природа осеннего леса»; осенние листья (берёзовый, дубовый, кленовый); листочки (большие и маленькие) для дыхательной гимнастики; три листа ватмана с изображением ежей; восковые карандаши, цветные мелки; три корзины (большая, средняя, маленькая), шишки, орехи, жёлуди; корзина с листочками, кукла - Осень; игрушка – лиса; платочек.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 20 минут. Быстрая смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Занятие проводилось в чистом, проветренном, хорошо освещённом помещении. Здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, самомассаж, дыхательная гимнастика.

    При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывался: Во время проведения занятия, учитывала индивидуальные возможности детей. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

    Использование оборудования: На каждый момент занятия были подобраны наглядные материалы, соответствующие атрибуты эстетически оформленные, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.

    Структура НОД:

    •  Вводная часть (организация детей) – 4 минуты.
    •  Основная часть (практическая деятельность) – 14 минут.
    •  Заключительная часть (подведение итогов) - 2 минуты.

    Описание структуры НОД: для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части (рефлексия). Все они объединены единым сюжетом – игрой.

    Вводная часть НОД: В первой части – организационной – решались задачи создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче. Длительность первой части - 4 мин

    Основная часть НОД: В основной части деятельности решались познавательно – речевые и оздоровительные задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, задания поискового характера, дидактические пособия. Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников развитию речи. Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом. Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД. Длительность этой части составила - 14 мин.

    Заключительная часть: В третьей, заключительной части обобщили знания детей. Длительность этой части занятия – 2 мин.

    Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения: В ходе НОД использовала игровой метод, наглядный метод (с использованием игрушек, слайдов); словесный метод (беседа, напоминание, индивидуальные ответы, художественное слово); эвристический метод (выполнение ребёнком части работы самостоятельно). 

    Вывод: Во время проведения образовательной деятельности были использованы разнообразные виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, что позволило  связать отдельные представления в целостную картину мира. Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей о элементарных представлений.  Для повышения активности детей мной были использованы специальные приёмы: 1) воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей; 2) элемент новизны, которое сразу сосредоточила внимание; 3) сама форма образовательной деятельности, чтение книги «Природа осеннего леса» заинтересовала детей и держала на высокой ноте в течение всего времени. В течение занятия прослеживалась речевая активность детей.

    В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, использовались вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Я считаю, что поставленные задачи в ходе занятия были решены. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым Воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Людмила Олеговна Непосредственная Образовательная Деятельность по развитию речи (познавательно-речевое развитие) Тема: «Прогулка по осеннему лесу»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Дом, в котором я живу» Тема недели «Семья»

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Дом, в котором я живу» . Образовательная область: Речевое развитие...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми первой младшей группе. Тема: «Подбери перышко».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми первой младшей группе. Тема: «Подбери перышко»....

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы "Путешествие в зимний лес".

    Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы.2. Воспитывать доброжелательность, любознательность.Обучающие:1. Расширять, обобщать знания и предс...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Ходит осень по дорожкам…»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Ходит осень по дорожкам…»Цель: создание условий для формирования связной, гра...