Нетрадиционные приёмы обучения творческому рассказыванию в дошкольном возрасте
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Систематическая работа по формированию связной речи и рассказывания у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои результаты: · Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_sposoby_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Сообщение

на заседании педагогического Совета №1

«Нетрадиционные приёмы обучения творческому рассказыванию  в дошкольном возрасте»

                                                                                Подготовила:

                                                                                воспитатель

                                                                                    Ларькина М.Н.

Саранск-2017г.

В основу программ детского образовательного учреждения обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка, когда непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение, устранение всевозможных её недочётов.

Программа воспитания и обучения для детей предусматривает большой объём знаний, который нужно им передать, и деятельность воспитателя состоит в том, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

В работу по формированию связной речи у детей входит и обучение рассказыванию. Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем детей обучают различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов  

Большое значение для развития навыков самостоятельной речи имеют рассказам по сериям сюжетных картинок. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи, развивают воображение.

Когда у детей появляется фразовая речь, в работу по формированию фразовой речи включаются пересказы художественных текстов. Нетрадиционный прием - это пересказ по серии предметных картинок, он особенно хорошо удается детям.

Систематическая работа по формированию связной речи и рассказывания у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои результаты:

·   Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается.

·   Повышается активность. Концентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысились творческое воображение, логическое и образное мышление.

·   Повышается речевая активность - составляются рассказы из десяти и более предложений, используя различные их конструкции.

·   Развивается творческое воображение, которое является основой творческих способностей  

На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по применению такой нетрадиционной формы обучения рассказыванию, как организации театрально-игровой деятельности дошкольников при пересказе текстов или оставлении рассказов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами (а не куклы) изображали героев литературных произведений. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки зрения ее содержания и общевоспитательного значения. Выдвинутая Н. Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации на основе литературного развития и литературных произведений коснулась прежде всего развития творческих способностей.

Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах, пересказывая их.

В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается . В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.

Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.

Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. “В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания.

Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.

Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца)  

Ребенок-“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок-“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Ребенок- “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита  

Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

·   имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

·   имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

·   включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.

Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении,...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"

Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....

«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»

Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений...