Игры и упражнения для развития фонематического слуха
методическая разработка по развитию речи на тему

Алена Валерьевна Чегодаева

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Кристя Алена Валерьевна,

учитель-логопед

  • Упражнение «Кто пришел в гости?»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Описание. Ребёнка знакомят со звучащими игрушками – бубном, погремушкой, барабаном. Взрослый сообщает ребёнку, что к нему в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придёт в гости с барабаном, зайка – с погремушкой, лисичка – с бубном. За ширмой звучит игрушка. Ребёнок должен догадаться, кто идёт в гости. Если догадка верна, игрушка появляется из-за ширмы.

  • Упражнение «Кто кричит?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание. Ребёнка знакомят с игрушечными уточкой, пчелкой, кошечкой. Взрослый имитирует своим голосом крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Ребёнок должен догадаться, кто кричит. Можно имитировать голоса любых других животных.

  • Упражнение «Угадай, на чем играют»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание. Ребёнка знакомят со звучащими игрушками, например, с барабаном, дудочкой, колокольчиком. Взрослый звучит какой-либо игрушкой, а ребёнок угадывает, какая игрушка звучала.

  • Упражнение «Три медведя»

Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру.

Описание. Выставляются картинки с изображением медведей (либо игрушки из сказки «Три медведя»). Взрослый произносит знакомые фразы из сказки разными голосами. Например: «Кто ел из моей миски?», «Кто сидел на моём стуле?», «Кто лежал на моей кровати?» Ребёнок должен отгадать, кто это сказал.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Составитель: Кристя Алена Валерьевна,

учитель-логопед

Упражнение «Домик»

Цель: определение количества слогов в слове.

Оснащение: карточка с прорезями на уровне крыши (для выставления количества слогов) и окна (для выставления картинки).

Описание. Взрослый предлагает назвать картинку, появившуюся в окошке домика; определить количество слогов в её названии; выставить цифру на «крыше домика», соответствующую количеству слогов в слове.

  • Упражнение «Подбери слог к словам»

Цель: определение настоящего слога в слове.

Оснащение: карточки со слогами и вспомогательной картинкой.

Описание. Взрослый произносит начало слова, ребенок должен определить недостающий слог, найти соответствующую карточку, определить количество слогов в слове.

  • Упражнение «Определи звук»

Цель: выделение из звукового потока гласного (согласного) звука.

Описание:

Вариант 1. Взрослый называет ряд звуков, ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ (букву либо кружок синего цвета).

Вариант 2. Взрослый называет ряд согласных звуков. Ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ.

  • Упражнение «Назови имя»

Цель: звуковой анализ и синтез слов.

Оснащение: карточки с изображением двух девочек и вспомогательных картинок.

Описание. Взрослый предлагает ребёнку по начальным звукам изображений вспомогательных картинок определить имя каждой девочки.

Таня (Т – туфли, А – арбуз, Нь – нитки, Я – яблоко)

Оля (О – облако, Ль – лев, Я – якорь)

  • Упражнение «Каждой букве – своё место»

Цель: выделение первого звука в слове.

Оснащение: буквы магнитной азбуки (буквы из кассы букв) и предметные картинки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку назвать картинки, расположенные справа на карточке, выделить первый звук в их названиях и соотнести его с буквами, предложенными на карточке слева. Ребенок кладет под картинку букву.

  • Игра «Поезд»

Цель: выделение первого и последнего звуков в слове.

Оснащение: поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.

Описание.

Вариант 1. Взрослый показывает ребёнку поезд и говорит, что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка). Поезд отправляется, когда во все вагоны положат груз. Машинист просит, чтобы названия груза начинается со звука [а] (апельсин, автобус, абажур). Называя предметы, взрослый выкладывает их перед детьми, потом предлагает повторить слова вместе с ним, выделяя первый звук в слове. Затем взрослый берет предметы, названия которых начинаются с других звуков ([м] – мак, молоток, марка и др.).

Вариант 2. Взрослый предлагает ребёнку самому «грузить» вагоны. Для этого нужно правильно выбрать те игрушки, названия которых начинаются со звука [а]. Перед ребёнком раскладывают разные предметы (апельсин, абрикос, автобус, матрешка, ложка, самолет). Взрослый произносит слова, слегка интонационно выделяя первые звуки. Если ребёнок правильно выделяет предметы, он грузит их в вагоны, мишка-машинист благодарит его и поезд трогается с места. Подобно проводится игра со словами, начинающимися с других звуков.

Вариант 3. Игра проводится аналогично, но ребёнку нужно выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. Каждый следующий вагон требуется погрузить предмет, названия которого начинаются на тот звук, которым кончилось предыдущее слово (в первый вагон грузят апельсин, значит во второй – носок, в третий – корову и т.д.).

  • Упражнение «Буквы рассыпались»

Цель: определение места и последовательности звуков в слове, соотнесении звуков и букв.

Оснащение: предметные картинки, карточки с буквами, составляющими названия картинок.

Описание. Взрослый предлагает ребёнку назвать картинку, определить количество и последовательность звуков, составить слово из букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Памятка для родителей. Цель представленных игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки в словах)....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Картотека "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха"

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность, а напротив...