Занятие развитие речи в подготовительной группе. Звуки.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Метс Анна Яновна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Звуки и звуки речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_grupp1.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Звуки вокруг нас

Цели занятия:

-Дать представление о звуке;

-разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;

-совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать фонематический слух детей;

- уточнить и закрепить артикуляцию гласных и согласных звуков;

- упражнять в умении образовывать однокоренные слова;

- закрепить умение делить слова на слоги;

- упражнять в умении подбирать слова омонимы;

- учить строить предложение по образцу.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, воображение;

- развивать ассоциативное мышление;

-развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

- активизировать участки головного мозга детей, отвечающие за развитие речи с помощью Су – Джок терапии.

Воспитательные:

 - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- воспитывать желание говорить правильно, красиво;

 - формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, а для этого поиграем в игру «Ласка». Меня зовут Анна, а ласково Анюта, а как вас называют ласково?

Ну вот, мы с вами и познакомились. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?

А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!

 - хлопаю в ладоши;

- шагаю на месте;

- рву бумагу;

- переливаю воду;

- шуршу пакетом;

- хлопаю воздушный шар;

- играю мячом.

Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?

Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, но чтобы туда попасть, мы должны преодолеть следующую трудность: мы должны проверить, четко ли мы умеем выговаривать слова и звуки.

Чтобы четко выговаривать звуки надо делать самомассаж.

Самомассаж:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.

Чтобы этого добиться, мы сделаем массаж.

Руки растираем и разогреваем,

И теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

А потом уходят пальцами по щечкам.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губы разминаем, чтобы улыбались

Мы теперь утятки, клювики потянем,

А потом по шейке ручками стекаем.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон

Ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.

Ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче муха-цокатуха именинница.

Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

Са – СА – СА  - в лесу бегает лиса.

Ру-ру-ру – лиса спряталась в нору..

Ну, теперь вы готовы. Беремся за руки и повторяем.

 Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,

Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.

   Включается 1 слайд.

Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в сказочном лесу звуков! Ребята, будьте осторожны, здесь протекает речка, в которую детям никак нельзя заходить, перешагивать и перепрыгивать, иначе останетесь здесь в заточении на ближайшие сто тысяч лет. Прислушайтесь, вы что - будь слышите? Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.

- Саша, изобрази нам шум дождя.

- Влада, покажи, как может дуть ветер.

Так же есть звуки, которые издают животные и птицы

-Аня покажи, как мяукает кошка.

- Кирилл, а как кукует кукушка?

 А еще есть механические звуки, то есть их издают различные механизмы, приборы при помощи человека.

- Покажи, как гудит поезд.

- Как будут тикать часы?

- А как будет стучать молоток, Злата?

Ребята, давайте послушаем звуки и определим, к каким звукам они относятся?                                    Слайд №2

Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи. Хотите посмотреть, как из звуков речи складываются слова. Игра «Звуковой мяч» Я кидаю звук, вы ловите, кидаете его мне обратно, а из звуков мы потом составим слово.

- Аня, повтори все звуки.

-Настя, какое слово получилось?

-Саша, а ты какое слово услышал?

-Оля, какой первый звук ты услышала?

- Влад, какой второй звук ты услышал?

-Кирилл, какое у тебя получилось слово?

Ребята, а вы заметили, что нас так никто и не встретил?

Посмотрите, здесь какой – то сундучок и записка.

Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок . Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам выполнить мои задания, справившись с ними, и ответив на мой вопрос,  вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит подарок для вас.

А вот и первое задание:

необходимо построить домик каждому звуку в слове РЫБА                          слайд №3

Воспитатель:  

- Саша, какая перед нами стоит задача? (ответ). Построить домики звукам.

- Петя, скажи на какие группы можно разделить все звуки речи?

- как еще можно назвать эти звуки?

- что может нам мешать при произношении согласных звуков?

-каким цветом будет кирпичик для гласного звука?

 - каким цветом будет кирпичик для согласного звука?

 - Давайте произнесем слово «рыба».

-Ваня, сколько звуков ты слышишь в этом слове?

 - Света, какой ты слышишь первый звук в слове?

 - Ребята, все слышали звук «Р»?

 - Валя, это какой звук?

-  Саша, тебе что-нибудь мешает при произношении этого звука?

-  Какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука? Ответ: согласный , синий .     4 слайд (после правильного ответа щелчок мышкой появляется кубик, и так щелчок на каждый ответ)

 

-Оля, произнеси еще раз слово «рыба», какой ты слышишь второй звук?

- Саша, попробуй пропеть этот звук.

- Ира, какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука?

Ответ: гласный, красный.                

- Илья, какой ты слышишь третий звук в слове?

- Миша, произнеси еще раз слово, какой следующий звук ты слышишь?

- Что тебе мешает при произношении звука «Б»?

-Артем, какого цвета кирпичик мы возьмем для звука «Б»?

Ответ:  Синий/согласный

-Полина, какой четвертый звук ты слышишь в этом слове?

_ Попробуйте его пропеть.

 - Саша, какой это звук, какого цвета кирпичик возьмем для этого звука? Ответ; гласный/красный.

- Кирилл, посчитай, сколько всего звуков в слове, и ответь, сколько гласных и согласных?

-Давайте со словом «рыба» составим предложение из трех слов.

Кто готов, поднимает руку. (ответы детей)

Слайд 5

Ребята, посмотрите, в сказочной стране стала портиться погода. Что происходит? Снег прекратится лишь тогда, мы назовем слова, похожие на слово «снег».

-Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

- есть слово длинное – снегопад.

-есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик

-есть слово, легкая, пушистая – снежинка.

-есть слово – цветок – подснежник.

- есть слово – птица – снегирь.

Смотрите, опять засияло солнце!

Слайд 6

Воспитатель; молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А вот и следующее задание: Звуковичок просит засадить клумбу: в левую часть клумбы посадить цветы, которые делятся на 3 слога, в правую – на 4 слога, а в центре, цветы, которые делятся на 2 слога. Каждый берет по цветку из корзинки, называет цветок, делит его на слоги, определяет место, куда его садит, если задание выполнено правильно, то мы хлопаем в ладоши, а если неправильно, то стучим по полу кулачками.

Теперь можно и отдохнуть. Давайте оживим нашу поляну бабочками.

Слайд № 7

Игра: Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз – водой она умылась,

Два– легонько покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Ну а на пять – стали детками опять!

Воспитатель: ребята, смотрите, здесь проход в другую часть сказочного  мира, только это «проход-наоборот», он пропустит лишь того, кто назовет слово с противоположным значением, т.е. наоборот. Дети, которые проходят проход, встают вокруг корзинки полукругом и думают, как еще можно назвать слово – наоборот своего товарища.

Слова: умный, сладкий, светло, день, ночь, жадный, сильный, сухой, плохой, молодой, жарко, холодно, тихо, больной, старый, сытый, черствый.

Мы с вами оказались на острове фантазии. А фантазировать наш Звуковичок любит со своими друзьями, цветными ежами.  А вот и они (открывается корзинка). Предлагаю с ними поиграть. Ежиков берем быстро и аккуратно, пока они согласны с нами поиграть!

Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

Звуковичок предлагает вам пофантазировать. Он очень любить смотреть на небо, что мы там можем увидеть (облака)? Ребята, вы замечали, что в небе облака похожи на различные силуэты – предметы.

Звуковичок собрал облака в этот волшебный мешочек, тот к кому я подойду, опускает руку в мешочек и  на ощупь попробует определить, на что похоже облако и скажет «Мое облако похоже на…», затем достает облако, и мы все вместе смотрим, на что же оно похоже.

Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?

Ответы детей.

 А вот и волшебный сундучок, вам интересно, что же в нем? Чтобы его открыть, надо произнести волшебные звуки «Крибле-крабле-бум»

Что это, ребята? Это не простой клубок, а клубок хорошего настроения. Мы будем его передавать друг другу и говорить о том, что нам сегодня понравилось. Давайте передадим его нашим гостям.  А теперь, возьмитесь за руки и закройте глаза, посмотрим, что произойдет с нашим клубком.

А нам пора возвращаться в наш садик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В»

Занятие по развитию речиКонспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе«Звуки В — Вь. Буква В»Задачи:образовательные— закрепить знания по пройденным буквам&mdash...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе звук "д" буква д

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе звук "д" буква д...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Звуки, буквы и слова"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Звуки, буквы и слова"....

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 6»

Дети учатся  составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(точка, вопросительный знак, восклицательный знак). дети...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе "Звук и буква М"

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе "Звук и буква М"Образовательная область: «Речевое развитие»Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [...

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 15»

Обогащать и активизировать речь детей.Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (««., «!», ...