Главные вкладки

    Занятие развитие речи в подготовительной группе. Звуки.
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Метс Анна Яновна

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Звуки и звуки речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_grupp1.docx22.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе

    Звуки вокруг нас

    Цели занятия:

    -Дать представление о звуке;

    -разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;

    -совершенствовать устную речь детей.

    Задачи:

    Образовательные:

    - совершенствовать фонематический слух детей;

    - уточнить и закрепить артикуляцию гласных и согласных звуков;

    - упражнять в умении образовывать однокоренные слова;

    - закрепить умение делить слова на слоги;

    - упражнять в умении подбирать слова омонимы;

    - учить строить предложение по образцу.

    Развивающие:

    - развивать речь, внимание, воображение;

    - развивать ассоциативное мышление;

    -развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

    - активизировать участки головного мозга детей, отвечающие за развитие речи с помощью Су – Джок терапии.

    Воспитательные:

     - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

    - воспитывать желание говорить правильно, красиво;

     - формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

    Ход занятия

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, а для этого поиграем в игру «Ласка». Меня зовут Анна, а ласково Анюта, а как вас называют ласково?

    Ну вот, мы с вами и познакомились. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?

    А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!

     - хлопаю в ладоши;

    - шагаю на месте;

    - рву бумагу;

    - переливаю воду;

    - шуршу пакетом;

    - хлопаю воздушный шар;

    - играю мячом.

    Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?

    Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, но чтобы туда попасть, мы должны преодолеть следующую трудность: мы должны проверить, четко ли мы умеем выговаривать слова и звуки.

    Чтобы четко выговаривать звуки надо делать самомассаж.

    Самомассаж:

    Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

    Все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.

    Чтобы этого добиться, мы сделаем массаж.

    Руки растираем и разогреваем,

    И теплом своим мы умываем.

    Грабельки сгребают все плохие мысли,

    А потом уходят пальцами по щечкам.

    Щечки разминаем, чтобы надувались,

    Губы разминаем, чтобы улыбались

    Мы теперь утятки, клювики потянем,

    А потом по шейке ручками стекаем.

    Он-он-он – у меня зазвонил телефон

    Ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.

    Ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.

    Ца-ца-ца – нынче муха-цокатуха именинница.

    Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

    Са – СА – СА  - в лесу бегает лиса.

    Ру-ру-ру – лиса спряталась в нору..

    Ну, теперь вы готовы. Беремся за руки и повторяем.

     Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,

    Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.

       Включается 1 слайд.

    Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в сказочном лесу звуков! Ребята, будьте осторожны, здесь протекает речка, в которую детям никак нельзя заходить, перешагивать и перепрыгивать, иначе останетесь здесь в заточении на ближайшие сто тысяч лет. Прислушайтесь, вы что - будь слышите? Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.

    - Саша, изобрази нам шум дождя.

    - Влада, покажи, как может дуть ветер.

    Так же есть звуки, которые издают животные и птицы

    -Аня покажи, как мяукает кошка.

    - Кирилл, а как кукует кукушка?

     А еще есть механические звуки, то есть их издают различные механизмы, приборы при помощи человека.

    - Покажи, как гудит поезд.

    - Как будут тикать часы?

    - А как будет стучать молоток, Злата?

    Ребята, давайте послушаем звуки и определим, к каким звукам они относятся?                                    Слайд №2

    Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи. Хотите посмотреть, как из звуков речи складываются слова. Игра «Звуковой мяч» Я кидаю звук, вы ловите, кидаете его мне обратно, а из звуков мы потом составим слово.

    - Аня, повтори все звуки.

    -Настя, какое слово получилось?

    -Саша, а ты какое слово услышал?

    -Оля, какой первый звук ты услышала?

    - Влад, какой второй звук ты услышал?

    -Кирилл, какое у тебя получилось слово?

    Ребята, а вы заметили, что нас так никто и не встретил?

    Посмотрите, здесь какой – то сундучок и записка.

    Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок . Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам выполнить мои задания, справившись с ними, и ответив на мой вопрос,  вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит подарок для вас.

    А вот и первое задание:

    необходимо построить домик каждому звуку в слове РЫБА                          слайд №3

    Воспитатель:  

    - Саша, какая перед нами стоит задача? (ответ). Построить домики звукам.

    - Петя, скажи на какие группы можно разделить все звуки речи?

    - как еще можно назвать эти звуки?

    - что может нам мешать при произношении согласных звуков?

    -каким цветом будет кирпичик для гласного звука?

     - каким цветом будет кирпичик для согласного звука?

     - Давайте произнесем слово «рыба».

    -Ваня, сколько звуков ты слышишь в этом слове?

     - Света, какой ты слышишь первый звук в слове?

     - Ребята, все слышали звук «Р»?

     - Валя, это какой звук?

    -  Саша, тебе что-нибудь мешает при произношении этого звука?

    -  Какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука? Ответ: согласный , синий .     4 слайд (после правильного ответа щелчок мышкой появляется кубик, и так щелчок на каждый ответ)

     

    -Оля, произнеси еще раз слово «рыба», какой ты слышишь второй звук?

    - Саша, попробуй пропеть этот звук.

    - Ира, какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука?

    Ответ: гласный, красный.                

    - Илья, какой ты слышишь третий звук в слове?

    - Миша, произнеси еще раз слово, какой следующий звук ты слышишь?

    - Что тебе мешает при произношении звука «Б»?

    -Артем, какого цвета кирпичик мы возьмем для звука «Б»?

    Ответ:  Синий/согласный

    -Полина, какой четвертый звук ты слышишь в этом слове?

    _ Попробуйте его пропеть.

     - Саша, какой это звук, какого цвета кирпичик возьмем для этого звука? Ответ; гласный/красный.

    - Кирилл, посчитай, сколько всего звуков в слове, и ответь, сколько гласных и согласных?

    -Давайте со словом «рыба» составим предложение из трех слов.

    Кто готов, поднимает руку. (ответы детей)

    Слайд 5

    Ребята, посмотрите, в сказочной стране стала портиться погода. Что происходит? Снег прекратится лишь тогда, мы назовем слова, похожие на слово «снег».

    -Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

    - есть слово длинное – снегопад.

    -есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик

    -есть слово, легкая, пушистая – снежинка.

    -есть слово – цветок – подснежник.

    - есть слово – птица – снегирь.

    Смотрите, опять засияло солнце!

    Слайд 6

    Воспитатель; молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А вот и следующее задание: Звуковичок просит засадить клумбу: в левую часть клумбы посадить цветы, которые делятся на 3 слога, в правую – на 4 слога, а в центре, цветы, которые делятся на 2 слога. Каждый берет по цветку из корзинки, называет цветок, делит его на слоги, определяет место, куда его садит, если задание выполнено правильно, то мы хлопаем в ладоши, а если неправильно, то стучим по полу кулачками.

    Теперь можно и отдохнуть. Давайте оживим нашу поляну бабочками.

    Слайд № 7

    Игра: Утром бабочка проснулась,

    Потянулась, улыбнулась

    Раз – водой она умылась,

    Два– легонько покружилась,

    Три- нагнулась и присела,

    На четыре – улетела.

    Ну а на пять – стали детками опять!

    Воспитатель: ребята, смотрите, здесь проход в другую часть сказочного  мира, только это «проход-наоборот», он пропустит лишь того, кто назовет слово с противоположным значением, т.е. наоборот. Дети, которые проходят проход, встают вокруг корзинки полукругом и думают, как еще можно назвать слово – наоборот своего товарища.

    Слова: умный, сладкий, светло, день, ночь, жадный, сильный, сухой, плохой, молодой, жарко, холодно, тихо, больной, старый, сытый, черствый.

    Мы с вами оказались на острове фантазии. А фантазировать наш Звуковичок любит со своими друзьями, цветными ежами.  А вот и они (открывается корзинка). Предлагаю с ними поиграть. Ежиков берем быстро и аккуратно, пока они согласны с нами поиграть!

    Пальчиковая игра «Ёжик»

    Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

    на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

    На спине иголки (массажные движения большого пальца)

    очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

    Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

    нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

    А колючки тоже (массажные движения мизинца)

    на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

    Звуковичок предлагает вам пофантазировать. Он очень любить смотреть на небо, что мы там можем увидеть (облака)? Ребята, вы замечали, что в небе облака похожи на различные силуэты – предметы.

    Звуковичок собрал облака в этот волшебный мешочек, тот к кому я подойду, опускает руку в мешочек и  на ощупь попробует определить, на что похоже облако и скажет «Мое облако похоже на…», затем достает облако, и мы все вместе смотрим, на что же оно похоже.

    Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?

    Ответы детей.

     А вот и волшебный сундучок, вам интересно, что же в нем? Чтобы его открыть, надо произнести волшебные звуки «Крибле-крабле-бум»

    Что это, ребята? Это не простой клубок, а клубок хорошего настроения. Мы будем его передавать друг другу и говорить о том, что нам сегодня понравилось. Давайте передадим его нашим гостям.  А теперь, возьмитесь за руки и закройте глаза, посмотрим, что произойдет с нашим клубком.

    А нам пора возвращаться в наш садик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. «Осень»

    Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.«Осень»...

    Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.

    Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. «Осень»...

    Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

    Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В»

    Занятие по развитию речиКонспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе«Звуки В — Вь. Буква В»Задачи:образовательные— закрепить знания по пройденным буквам&mdash...

    Конспект занятия развитию речи в подготовительной группе «Слово»

    Цель: продолжать учить детей правильному произношению слов.Задачи:1.Образовательные:- закреплять знания о гласных и согласных звуках;- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составле...

    Конспект занятие развитие речи в подготовительной группе

    Конспект заняьтия развитие речи в подготовительной группе ТНР...