Занятие по речевому развитию: Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"- подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Подакова Татьяна Геннадьевна

Цель: Развитие связной монологической речи.

Программное содержание:

–       Развивать умение  пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, с опорой на символы (образы), используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания;

–       продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов;

–       помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);

–       формировать умение объяснять значение слов;

–       расширять словарь детей;

–       развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

–       воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_russkoy_narodnoy_skazki.docx110.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по речевому развитию  Пересказ русской народной сказки

           «У страха глаза велики»  подготовительная группа.

Цель: Развитие связной монологической речи.

Программное содержание:

  • Развивать умение  пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, с опорой на символы (образы), используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания;
  • продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов;
  • помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);
  • формировать умение объяснять значение слов;
  • расширять словарь детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Словарная работа: колода, наперсток, водоносы

Оборудование и материалы: мнемотаблицы, смайлики-эмоции, книга, сундучок, герои из сказок.

                                       Ход занятия:

Ребята, приглашаю вас в утренний круг.

Круг широкий вижу я.

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центр круга соберемся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся, подмигнем.

И занятие начнем.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, посмотреть на то, как вы умеете работать. Давайте все дружно с ними поздороваемся.

- А сейчас на стульчики сядут те ребята, которые назовут мне противоположное по смыслу слово, готовы?

Внутри-снаружи, высокий-низкий, вверху-внизу, день-ночь, открытый- закрытый, молодой-пожилой, включенный-выключенный, горячий-холодный, сухой-мокрый, пустая-полная, тянуть-толкать, далеко-близко.

- Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками

не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает. (Книга)

- Правильно! Это книга сказок.

- А  вы любите сказки? Почему?    (Они интересные, веселые, поучительные.)          

-Хорошо, тогда скажите, что это за произведения?    ( Сказки – это такие произведения, которые не могут произойти в реальной жизни, это вымысел, волшебство.)

- Молодцы!  Но сегодня у меня кроме книги есть еще и волшебный сундучок, в котором лежат сказочные персонажи. Я их буду выставлять, а вы будете называть из каких они сказок?

– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)

– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).

– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).

– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску  мышки).

– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

Вот сегодня, ребята, я напомню вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».

Чтение сказки.


 Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

  1. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  2. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).

Я приготовила для вас схемы-помощники, они вам помогут рассказать о событиях сказки.

Показывает детям первую схему.

Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?

Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,

круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,

ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,

и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.

Добиваюсь, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои: внучка-хохотушка, потому что много хохочет, курочка-клохтушка, потому что клохчет, мышка-норушка, потому что живет в норке.

- Куда герои ходили каждый день?        ( За водой.)

- С чем они ходили за водой?       ( С ведрами.)

-  Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

 Уточняю, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках )

                                             Демонстрирую вторую схему.

 -  Откуда брали воду герои?      (из колодца,  колоды,  лужицы,  поросячьего следа)

Поясняю, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.Также обращаю внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.          Демонстрирую следующую схему.

Демонстрирую следующую схему, поясняя, что черточки обозначают плеск воды.

- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)

- Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)

- В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)

Демонстрирую следующую схему.

-Глядя на эту схему, расскажите , что случилось.

-Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)

Динамическая пауза

А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)

Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)

И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)

Вот так все и произошло.

- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.

                                               Демонстрирую очередную схему.

-Глядя на эту схему раскажите, что произошло с нашими героями.

                                 

                                                           Демонстрирую схему.

-Опираясь на эту схему расскажите кому что почудилось, и какими словами они их называли.

                                               Демонстрирую схему.

-Опираясь на эту схему, скажите о чем подумал испуганный зайчик?

- Какова концовка сказки?     (У страха глаза велики: чего нет, и то видят.) - произносят хором.

                            Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.

- Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку с помощью схем-подсказок, а вы внимательно слушаете и запоминаете.            

  (Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).

                                      Итог занятия. Анализ пересказа детьми.

Предлагаю оценить друг друга.                                                                                                                               -  Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).

- Скажите, кому из вас удалось пересказать сказку лучше, интереснее и почему?                                                                                                                                                                                                                                                                - Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно.)                                                                                                                           - Чему вас научила эта сказка?   ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)                          

-  Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.              

                                                      Рефлексия.

- А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии

Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Подготовительная к школе логогруппа.

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»Подготовительная к школе логогруппа....

НООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,           «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное...

Презентация к занятию по речевому развитию "Пересказ русской народной сказки "Маша и медведь"

Рассказывание сказки по опорным картинкам  и с использованием пиктограммы...

Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе

Интеграция образовательных областей ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Помогать детям переск...

Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.

Занятие  по речевому развитию  Пересказ русской народной сказки           «У страха глаза велики»  подготовительная группа....