Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

МОСКАЛЕВА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Занятие  по речевому развитию  Пересказ русской народной сказки
           «У страха глаза велики»  подготовительная группа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyuu_straha_glaza_veliki.docx112.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по речевому развитию  Пересказ русской народной сказки

           «У страха глаза велики»  подготовительная группа.

Цель: Развитие связной монологической речи.

Программное содержание:

  • Развивать умение  пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, с опорой на символы (образы), используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания;
  • продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов;
  • помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);
  • формировать умение объяснять значение слов;
  • расширять словарь детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Словарная работа: колода, наперсток, водоносы

Оборудование и материалы: мнемотаблицы, смайлики-эмоции, книга, сундучок, герои из сказок.

                                       Ход занятия:

Ребята, приглашаю вас в утренний круг.

Круг широкий вижу я.

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центр круга соберемся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся, подмигнем.

И занятие начнем.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, посмотреть на то, как вы умеете работать. Давайте все дружно с ними поздороваемся.

- А сейчас на стульчики сядут те ребята, которые назовут мне противоположное по смыслу слово, готовы?

Внутри-снаружи, высокий-низкий, вверху-внизу, день-ночь, открытый- закрытый, молодой-пожилой, включенный-выключенный, горячий-холодный, сухой-мокрый, пустая-полная, тянуть-толкать, далеко-близко.

- Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками

не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает. (Книга)

- Правильно! Это книга сказок.

- А  вы любите сказки? Почему?    (Они интересные, веселые, поучительные.)          

-Хорошо, тогда скажите, что это за произведения?    ( Сказки – это такие произведения, которые не могут произойти в реальной жизни, это вымысел, волшебство.)

- Молодцы!  Но сегодня у меня кроме книги есть еще и волшебный сундучок, в котором лежат сказочные персонажи. Я их буду выставлять, а вы будете называть из каких они сказок?

– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)

– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).

– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).

– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску  мышки).

– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

Вот сегодня, ребята, я напомню вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».

Чтение сказки.


 Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

  1. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  2. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).

Я приготовила для вас схемы-помощники, они вам помогут рассказать о событиях сказки.

Показывает детям первую схему.

Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?

Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,

круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,

ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,

и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.

Добиваюсь, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои: внучка-хохотушка, потому что много хохочет, курочка-клохтушка, потому что клохчет, мышка-норушка, потому что живет в норке.

- Куда герои ходили каждый день?        ( За водой.)

- С чем они ходили за водой?       ( С ведрами.)

-  Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

 Уточняю, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках )

                                             Демонстрирую вторую схему.

 -  Откуда брали воду герои?      (из колодца,  колоды,  лужицы,  поросячьего следа)

Поясняю, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.Также обращаю внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.          Демонстрирую следующую схему.

Демонстрирую следующую схему, поясняя, что черточки обозначают плеск воды.

- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)

- Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)

- В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)

Демонстрирую следующую схему.

-Глядя на эту схему, расскажите , что случилось.

-Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)

Динамическая пауза

А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)

Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)

И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)

Вот так все и произошло.

- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.

                                               Демонстрирую очередную схему.

-Глядя на эту схему раскажите, что произошло с нашими героями.

                                 

                                                           Демонстрирую схему.

-Опираясь на эту схему расскажите кому что почудилось, и какими словами они их называли.

                                               Демонстрирую схему.

-Опираясь на эту схему, скажите о чем подумал испуганный зайчик?

- Какова концовка сказки?     (У страха глаза велики: чего нет, и то видят.) - произносят хором.

                            Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.

- Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку с помощью схем-подсказок, а вы внимательно слушаете и запоминаете.            

  (Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).

                                      Итог занятия. Анализ пересказа детьми.

Предлагаю оценить друг друга.                                                                                                                               -  Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).

- Скажите, кому из вас удалось пересказать сказку лучше, интереснее и почему?                                                                                                                                                                                                                                                                - Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно.)                                                                                                                           - Чему вас научила эта сказка?   ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)                          

-  Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.              

                                                      Рефлексия.

- А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии

Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

«Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.  Формировать представления об истории создания русских народных сказок.Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.Расш...

Занятие по речевому развитию: Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"- подготовительная группа

Цель: Развитие связной монологической речи.Программное содержание:–       Развивать умение  пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков ...

НООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,           «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное...

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе: В гостях у русской народной сказке "У страха глаза велики"

Знакомство детей с русской народной сказкой "У страха глаза велики"; способствовать развитию речи; прививать любовь к русским народным сказкам; обогащать словарный запас у детей новыми слова...