Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дундукова Анна Валерьевна

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в заколдованный лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_itogovoe_po_razvitiyu_rechi.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 9 «ПОЧЕМУЧКИ»

НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС»

Воспитатель: Дундукова А.В.

г. Советский, 2015 г.

Цель: выявление и обобщение уровня знаний, умений и навыков у детей на конец учебного года по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

Образовательные:

  1. Закрепить представления о весне и ее приметах;
  2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные», «Насекомые», «Цветы», «Деревья», «Транспорт»;
  3.  Продолжать совершенствовать навыки составления описательного рассказа по схеме;
  4. Закрепить умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах;
  5. Закрепить навыки образования относительных прилагательных в словах;
  6.  Закрепить умение образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением;
  7. Закрепить умение употреблять существительные с обобщающим значением; умение соотносить родовые и видовые понятия;
  8. Закрепить умение определять и называть местоположение предмета;
  9. Закрепить умение подбирать определения к существительным;
  10. Закрепить правильное произношение изолированного звука [ш], умение выделять этот звук в словах, произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом;

Развивающие:

  1. Развивать у детей диалогическую речь;
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое, мышление;
  3. Развивать у детей фонематический слух, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи;
  4. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:  

  1. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  2. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, дополнять ответы.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы);
  • «Речевое развитие» (развитие речи, художественная литература);
  • «Социально – коммуникативное развитие»;
  • «Художественно – эстетическое развитие» (музыка).

Виды детской деятельности

Форма работы

Игровая

  • Игра – приветствие «Здравствуй небо голубое»
  • Дидактическая игра «От какой ветки детки?»
  • Дидактическая игра «Угадай звук»
  • Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?», «Один-много»
  • Игра «Перелётные – зимующие»
  • Игровое упражнение «Солнышко весной»
  • Словесная игра «Назови ласково»
  • Игра «Четвертый лишний»

Коммуникативная

  • Чтение стихотворения «Посмотреть на мир ты хочешь»
  • Чтение письма
  • Беседа
  • Вопросы
  • Загадывание загадок
  • Заучивание чистоговорки

Двигательная

  • Физкультминутка – массаж «Солнце»

Материал и оборудование:

Демонстрационный: цветок – подснежник, дидактическое пособие к игре «С какой ветки –детки», иллюстрации «Насекомые», «Птицы», схема для составления рассказа, картинки солнышко, снежинка, мяч, игрушки диких животных, декорации к занятию, презентация к занятию, интерактивная доска, проектор, компьютер, аудиозапись с музыкой, магнитофон. 

Раздаточный: прищепки, картинки «Птицы», картинки с изображением веток с листьями, цветы - подснежники.

Ход

1 этап: Организация детей, создание мотива

«Приветствие»

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают в полукруг

Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц, полукругом! Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Весна!

В: По каким признакам вы опередили, что весна?

Д: Растаял снег, солнце греет, набухли почки, прилетели птицы, расцвели весенние цветы, проснулись насекомые.

В: А какие первые весенние цветы вы знаете?

Д: Подснежник, мать и мачеха, одуванчики, первоцветы!

В: Ребята, я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Д: Да! Конечно!
В: Ну, тогда смотрите!

(воспитатель снимает накидку и показывает стебель с листьями) 

В: Ребята, посмотрите, а вот и подснежник. Какой он красивый, нежный! Только он почему-то не распустился. Смотрите, к нам в детский сад прилетел голубь и он принес письмо!

(Показ слайда с изображением голубя с письмом)

В: Интересно от кого же оно. Давайте скорее его прочитаем!

(Дети садятся на стульчики перед экраном. Чтение письма)

В: «Дорогие, ребята! Пишет вам Весна-красна. Злой волшебник заколдовал все мое весеннее лесное царство, поэтому первый цветок -  подснежник тоже не может распуститься, а, чтобы снять колдовские чары, нужно выполнить задания. Ребята, помогите мне пожалуйста». Ребята, поможем Весне, снять колдовские чары с ее весеннего лесного царства? 

Д: Да!

В: А теперь пора в путь в лесное царство! Только на чём же мы будем путешествовать?

Посмотреть весь мир ты хочешь,

Смело отправляйся в путь,

Чтобы двигаться быстрее,

Выбрать транспорт не забудь!

В: Посмотрите, что изображено на экране?

(Показ слайда с изображением дороги)

Д: Мы видим дорогу!

В: На чём можно отправиться по ровной поверхности?

Д: На автобусе, на машине, на поезде!

(Показ слада с изображением наземного транспорта)

В: Как называется такой вид транспорта?

Д: Наземный.

В: Почему так называется?

Д: Потому, что он едет по земле.

В: Ребята, посмотрите, что сейчас перед вами?

(Показ слайда с изображением гор)

Д: Горы!

В: Ребята, а как перебраться через высокие горы. На чём, подскажите мне?

Д: На самолете, вертолете.

(Показ слада с изображением воздушного транспорта)

В: Правильно, а как называется этот вид транспорта?

Д: Воздушный!

В: Почему он так называется?

Д: Потому, что передвигается по воздуху!

В: Сейчас послушайте внимательно и попробуйте отгадать что это?

(аудиозапись «Шум моря»)

Д: Море!

 (Показ слайда с изображением моря)

В: Ребята, скажите, как нам можно перебраться через море?

Д: На пароходе, теплоходе!

(Показ слада с изображением водного транспорта)

В: Правильно, как называют такой вид транспорта?

Д: Водный транспорт.

В: Ребята, а я предлагаю отправится в путешествие пешком. Скажите, как нужно вести себя в лесу?

Д: Не кричать, не шуметь, не рвать растения, не ломать деревья, не мусорить, нельзя разводить костер.

(Дети называют правила поведения в лесу)

В: Возьмите за руки, чтоб никто не потерялся, отправимся по тропинке

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

(Идут по группе змейкой и останавливаются)

В: Посмотрите вот мы и пришли в лес. Полюбуйтесь как здесь красиво, какие деревья, цветы. Давайте ребята отдохнём, присядем на пенёчки.

(Дети садятся на стульчики)

В: Посмотрите, злой волшебник заколдовал деревья, перепутал все листочки. Мы постараемся поставить всё на свои места.

(Дети рассматривают на мольберте картинки деревьев, называют их названия)

В: Какие деревья вы здесь видите?

Д: Ель, сосна, рябина, берёза, клён.

В: Вам нужно понять, с какого дерева веточка и листочек, изображённые на картинках. Проговорить и прикрепить к соответствующему дереву, например, у меня лист от берёзы – березовый лист, я прикреплю его к берёзе.

 Дидактическая игра «От какой ветки детки?»

В: Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, а как шумят деревья?

Д: Ш-ш-ш-ш.

В: А давайте поиграем. Если в моём слове вы услышите, как шумит дерево, то хлопните в ладошки, а если нет, то скажите – «Нет, нет, нет…»

Дидактическая игра «Угадай звук»

В: Послушайте скороговорку: шелест шелестит листвой. Скажите эту скороговорку тихо-тихо, громче, а теперь медленно, скажите быстро.

(Дети произносят чистоговорку регулируя темп и силу голоса)

В: Молодцы, с заданием мы справились. Ребята, посмотрите первый лепесток распустился. А теперь отправляемся дальше по лесной тропинке.

(Идут по группе змейкой и останавливаются)

В: Вот лесная полянка. Ребята, а вы заметили, что в нашем лесу очень тихо, куда же злой волшебник подевал всех лесных зверей? Мы постараемся снять колдовство и вернуть зверей в лес. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать название зверя.

 (Воспитатель загадывает загадки про животных)

«Комочек пуха – длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку»

Д: Заяц!

В: Правильно, заяц, а теперь расположите зайчика, так чтобы он находился справа от дерева.

(Воспитатель достает игрушку и предлагает расположить ее в определенное место, дети отгадывают загадки и располагают игрушки по просьбе воспитателя)

В: Молодцы, мы с вами вернули всех зверей в лес. А теперь мы поиграем, я буду бросать мяч, покажу животное на картинке, а вы назовёте животное, где оно живёт, и кто у него детеныши!

Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?», «Один-много»

В: Замечательно и с этим заданием вы справились, посмотрите еще один лепесточек распустился. Отправляемся дальше по тропинке!

 (Идут по группе змейкой и останавливаются)

В: Ребята, а вы знаете что весной из теплых стран возвращаются птицы, как их называют?

Д: Перелетными!

В: А зимующие птицы куда денутся?

Д: Улетят туда, где холодно!

(Дети подходят к столу)

В: Возьмите по одной картинке с изображением птицы. Расскажите, что вы знаете об этой птице, а для этого мы будем использовать схему. И расселите птиц: перелетных крепим к солнышку, а зимующих к снежинке.

Игра «Перелётные – зимующие»

(Дети выполняют задание на полу)

В: Молодцы и с этим заданием справились, посмотрите еще один лепесточек распустился. Вы, наверное, устали, тогда в круг все дружно встали!

Физкультминутка - массаж «Солнце»

Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало.

(Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)

Гладит грудку,

(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).

Гладит шейку,

(Поглаживать шею сверху вниз).

Гладит носик,

(Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лоб,

(Проводить пальцами от середины лба к вискам).

Гладит ушки (растирать мочки ушей),

Гладит ручки (растирать ладони)

Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)

В: Какое доброе и хорошее солнышко, нас всех приласкало.

(Показ солнышка на мольберте без лучиков)

В: Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко!

Игровое упражнение «Солнышко весной»

(Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные: солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое)

В: Вот какое солнышко у нас получилось, сразу стало ярче и теплее. Посмотрите еще один лепесток раскрылся. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, кто здесь?

Д: Бабочка, жук, паук, гусеница!

(Дети подходят к мольберту, на мольберте прикреплены картинки с изображением насекомых)

В: Как назвать одним словом?

Д: Насекомые!

В: А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково», я буду называть насекомых, а вы должны назвать их ласково.

Словесная игра «Назови ласково»

В: И последнее задание, после которого, я думаю, волшебник подобреет и его злые чары рассеются. Посмотрите, на экране показаны картинки с предметами, вы должны объяснить какой предмет лишний и почему. Готовы?

Д: Да!

Игра «Четвертый лишний»

3 этап: Рефлексия, подведение итогов

В: Молодцы, ребята, все задания вы выполнили. Посмотрите, подснежник распустился и все это благодаря вам. Ребята, посмотрите, а вот и сама Весна-красна, она очень благодарна вам, что вы ей помогли снять колдовство с весеннего  

(Показ слайда с изображением Весны)

Весна: «Ребята, я очень благодарна, что вы спасли мое весеннее лесное царство от злого волшебника. Вы очень сильные и смелые, и сможете, стать хорошими друзьями природы, и будете ее беречь и защищать. Спасибо вам ребята. До скорых встреч!».

В: Наше путешествие закончилось и с вами оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? В какое время года мы с вами путешествовали? В какие игры играли? Что вам особенно понравилось в путешествии? Что было интересно?

(Ответы детей)

В: Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. В знак благодарности Весна вам дарит подснежники и раскраски.

(Вручение подарков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие План-конспект занятия по развитию речи по теме: «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Итоговое занятиеПлан-конспект   занятия по развитию речи по теме: «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группы с общим недоразвитием речи"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группыы с общим недоразвитием речи.Поготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района ...

конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи"

Цель: развитие связной речи Программные задачи: Образовательные: Расширить запас слов, обозначающих название предметов, продолжать учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ на темы с...