МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
консультация по развитию речи на тему

Ковенькова Валентина Ивановна

Составление рассказов по картине.

     В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие методические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_priemy_obucheniya_rasskazyvaniyu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

           МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ

     Составление рассказов по картине.

     В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие методические приемы.

Методический прием

Функциональная роль

Возраст

1.0бразец рассказа - это основной прием обучения, и представляет собой краткое живое •описание предмета или изложением какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Образцом может служить ‘художественное произведение созвучное картине: короткие рассказы Л.Н. Толстого* К.Д.Ушинского и других.

Подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. - В старшем, возрасте служит в качестве сравнения с детскими монологами и их оценки.

В младшей и средней группе используется в. начади занятия.

В старшей и подготовительной к школе группах используется в конце занятия или в случае однообразных рассказов детей.

2. Частичный образец-разновидность образца рассказа и представляет собой начало или конец предполагаемого рассказа.

Облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Применяется для закрепления, умения рассказывать или демонстрации

рации вариантов творческого  выполнения задания.

В старшей и подготовительной к школе группах.

3. Совместное рассказывание- совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает. Например:«Жила-была  девочка. Однажды она... А навстречу ей...                .

Планирует высказывание, задает схему, подсказывает последовательность способа связи.

В младшей группе в индивидуальной работе. В средней со всеми детьми.

4.Анализ образца рассказа- разбор содержания и структуры образца рассказа воспитания (только что услышанного детьми).

Привлекает внимание  к последовательности и структуре рассказа. Направлен на ознакомление детей с  построением разных типов монологов, и подсказывает план будущих рассказов.

В средней группе, старшей и подготовительной к школе группах.

5. План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала применяется вместе с образцом /термин «план» не употребляется/.

При описании помогает последовательному вычленению

и характеристике их деталей, признаков и качеств.

При повествовании - отбору фактов, описанию героев, развитию сюжета.

В средней группе.

В старшей и подготовительной к школе группах становится ведущим.

6. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа: предполагает участие всех детей.

Активизирует словарь, повышает инициативу детей.

Подсказывает возможное разнообразие содержания рассказов.

Учит сложному процессу самостоятельного создания рассказа.

Старший дошкольный возраст.

7. Составление рассказа подгруппами - «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картин, дети внутри группы определяют, кто будет рассказывать по каждой из картинок.

Воспитывают самостоятельность, инициативу, чувство коллективизма, ответственности.

Старший дошкольный возраст.

8. Составление рассказа по частям — это разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста (по серии сюжетных картин).

 Облегчает задачу рассказчика, уменьшает объем заданий.

Удается спросить большее количество детей.

Содержание рассказов полнее, глубже.

В старшем дошкольном возрасте.

9. Моделирование - это использование схем, отражающих структурные элементы повествовательного рассказа; свойства объектов при описании.

Служит ориентиром для последовательного, логичного описания. Формирует обобщенное представления о логической последовательности текста.

В, старшем дошкольном возрасте.

10.Оценка детских монологов –мотивированное суждение о  речевом высказываний ребёнка, характеризующее качество  рассказа. Подчеркивает достоинства рассказа (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные  слова и выражения).

Носит обучающий характер.

В младших и средних группах носит поощрительный характер. В старшей и подготовительной группах указывает и на недостатки.

  В процессе обучения рассказыванию используются и другие приемы:

-вспомогательные вопросы;        

-указания;

-исправление ошибок;

-подсказ нужных слов;

-прослушивание магнитофонной записи детских рассказов (повышает самоконтроль).

   Таким образом, приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучения рассказыванию

В данной статье выделены приемы обучения рассказыванию....

Приемы обучения рассказыванию в дошкольном возрасте.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаково...

Методы и приемы обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте.

Связная монологическая речь формируется в недрах  диалога, как основной формы речевого общения. Можно сказать, что диалог  – первая  ступень развития связной монологической речи. ...

Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью...

Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.

quot;Развитие связной речи  определяет уровень  речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский,Н.И. Жинкин,А.А. Леонтьев)...

методы и приемы обучения рассказыванию дошкольников

Материал может быть полезен  воспитателям, логопедам....

Методы и приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных  картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-...