Семейное чтение
проект по развитию речи на тему

Киселева Татьяна Матвеевна

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynoe_chtenie.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Семейное чтение»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Возрождение традиций чтения, интереса к книге играет определяющую роль в формировании у ребенка понимания ценности литературы как одной из составляющих мировой культуры в целом. Проект "Семейное чтение" был организован с целью уточнения представлений детей о книгах, о том, как книга приходит в дом, как создается домашняя библиотека, какие книги входят в круг семейного чтения. Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного.

Опыт формировался и апробировался на базе МДОУ «Детский сад № 81». Наблюдения за детьми, семьями дошкольников показали, что наметилась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков было установлено:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
  • сокращение чтения в свободное время;
  • изменение характера чтения;

Проведённая диагностика позволила выявить следующие причины снижения интереса к чтению:

  • усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  • в связи с резким изменением общественной жизни возросло число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку);

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию интереса к чтению у дошкольников.

Цель проекта:

  • объединение усилий  библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, семьи, педагогического коллектива в формировании у ребенка потребности в чтении;
  • возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову;
  • способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.

Задачи проекта:

  • пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;
  • показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения;
  • оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей;
  • повысить компетентность родителей в области детской литературы;
  • информировать их о тенденциях развития современной детской литературы;
  • привлечь в библиотеку новых читателей;
  • создать инициативную группу родителей- единомышленников.

Условия формирования ведущей идеи опыта,

условия возникновения, становления опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению через использование различных форм, методов и приемов. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у дошкольников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у дошкольника является очень актуальной. Учебно-методическая литература предлагает педагогу разнообразные методики, повышающие интерес к чтению у дошкольников, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у детей интерес к чтению. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать интерес к чтению у дошкольников и недостаточной методической разработанностью путей, методов, приемов этого процесса.

Помочь в решении этой проблемы, создать условия, максимально стимулирующие развитие интереса к чтению у дошкольников, может комплексное использование методов и приемов формирования интереса к чтению у детей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая база

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Гербова В.В. Приобщение к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5 – 7 лет. – М.: Издательство Оникс, 2011.
  4. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007.
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000.
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6
  9. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010.
  10. Программа  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015.
  11. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  12. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет - М.: 2010.

Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

  • сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
  • театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Новизна и практическая значимость

Новизна опыта заключается в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования интереса к чтению, в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие воспитателя и дошкольника, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности дошкольников, разработке новых средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.

Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта.

Анализ результативности

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Обобщение и распространение семейного опыта.
  • Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.
  • Размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ.
  • Оформление фотоколлажа, презентаций по результатам реализации проекта.
  • Повышение рейтинга МДОУ «Детский сад № 81» в районе.

Этап работы

Программа выполнения работ по проекту подразумевает

3 этапа:

I этап  подготовительный (2014 г.),

II этап  основной (2015 г.),

III этап  заключительный (2016 г.).

Выполненный объем работ, полученные результаты:

  1. Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по речевому развитию.
  2. Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по проблеме.
  3. Проведен предварительный анализ выявленных возможностей, интересов детей, запросов родителей и их дифференциация.
  4. Спланировано и организовано взаимодействие участников проекта. Отработаны внутренние и внешние связи.
  5. Проведена оценка возможностей и угроз для реализации проекта.
  6. Созданы воспитательная система по художественно-эстетическому развитию с учетом ФГОС, модель управления ею.
  7. Практическая реализация опыта.

План – программа  выполнения работ

1 этап -

подготовительный

Познавательное развитие.

  • Беседы с детьми:
  • «Откуда пришла книга»;
  •  «Что может рассказать книга о себе»;
  • Составление плана работы;
  • Подбор книг в книжный уголок;
  • Рассмотрение иллюстраций к книгам;
  • Изучение методической литературы по данной теме.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультации для родителей  «Что может рассказать книга о себе?», «Что читать детям 5 – 6 лет?»;
  • Заучивание с ребенком стихов, пересказ прочитанного;
  • Анкетирование родителей;
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

2 этап –

Основной

Познавательное развитие.

Беседы с детьми:

  • «Книга – лучший друг»;
  • «Зачем нужна книга?»;
  • «Библиотека», «Как работает библиотекарь»;
  • «Художники детской книги»;
  • «Что может книга рассказать о себе».
  • Из чего сделаны книги: 

Беседа о создании книг «Как книга приходит в дом», выставка различных видов бумаги, экспериментирование с разными видами бумаги, изготовление собственной книги.

  • В познавательно- исследовательской деятельности  познакомить детей с разными видами бумаги.

Речевое развитие.

  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных художников из книг;
  • Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»;
  • Чтение художественной литературы»;
  • «Русские народные сказки», «Песенки и потешки»;
  • Литературная викторина «По мотивам сказок».

Художественно – эстетическое развитие:

  • Аппликация: «Закладка для книги»;
  • Рисование: «Моя любимая сказка»;
  • Рисование: «Чебурашка»;
  • Прослушивание на аудиозаписи русских народных сказок;
  • Раскраска «Сказка за сказкой»;
  • Показ детьми настольного театра «Маша и медведь»;
  • Конструирование: «Домик для сказочных героев».

Социально – коммуникативное развитие:

  • Сюжетно - ролевая игра «Книжный магазин»,

 «Книжная ярмарка»,  «Библиотека»,  «Музей книги»;

  • «Семейные традиции»: Расширить представления о семье; формировать представления о семейных традициях.
  • Ремонт книг в группе, загадки и пословицы про книги.

Оформление группы:

  • Книжные выставки «Книжный парад для дошколят», пополнение книг в книжный уголок;
  • Добавить портреты художников иллюстраторов.

3 этап –

Заключительный

  • Совместное посещение библиотеки им. М.Ю. Лермонтова вместе с детьми;
  • Семейный опыт «Наш опыт приобщения ребенка к чтению»;
  • Повторное анкетирование родителей;
  • Размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;
  • Оформление фотоколлажа, презентаций по результатам реализации проекта.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Самая большая трудность заключается в том, что большинство детей начинают говорить поздно, увеличивается число детей с общим недоразвитием речи, а это как правило связано с некомпетентностью родителей в данной проблеме. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – педагог делает это вместе с ними и обязательно просит рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начинать надо с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читать до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помнить, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Так недаром дети, которым родители читали книги вслух с раннего детства, лучше владеют речью, более грамотно пишут и быстрее усваивают информацию.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Наглядное приложение: конспект открытого занятия, видеозапись занятия

   Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
         – для педагогов дошкольных образовательных учреждений

– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

– информационные брошюры, памятки содержащие описание и иллюстративный материал методики совместного чтения книг, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия 

– консультации;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ДОУ.

Данный педагогический опыт рекомендован организаторам методической работы дошкольного образовательного учреждения: старшим воспитателям, воспитателям и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений.

Приложение 1

«Организация домашнего чтения в семьях»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

  • Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок;    б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами;     г) другое ______________________________________________________________________

  • Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да;    б) нет.

  • Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто;  б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: ______________________________________________________________________

  • Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день;      б) каждый день перед сном;

в) когда попросит;     г) иногда.

  •  Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:__________________________________________________________________________________________________________________________________________Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

  • Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да;               б) нет;       в) не знаю.

  • Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? ______________________________________________________________________
  • Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да;                 б) нет;               в) не знаю.

  • Выписываете ли вы детские журналы? Какие? ______________________________________________________________________
  • Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? ______________________________________________________________________
  • Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?

а) да;  б) нет.

Благодарим за сотрудничество!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...

Рекомендуемая литература для семейного чтения, чтения в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (5-7лет)

Рекомендуемая литература для  семейного чтения, чтения в ДОУ  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  (5-7лет)...

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...