Конспект Тема: «Посуда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Воронина Елена Ивановна

Конспект Тема: «Посуда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда». Уточнение и расширение представлений об этикете. Обучение составлению рассказа по картине по данному плану. Обеспечение целостного восприятия картины. Автоматизация правильного произношения звука [ж].

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, активности, способности к сопереживанию.

Оборудование. Картина «Мы дежурим», контейнер с цветными карандашами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вспомните названия посуды, содержащие звук |к), и определите место этого звука в словах.

(Кувшин. Звук [к] — в начале слова. Тарелка. Звук [к] — в середине слова.

Сковорода. Звук [к] — в середине слова. Чайник. Звук [к] — в конце слова).

Хорошо. Вы отлично выполнили мое задание. Садитесь. Сегодня мы продолжим разговор о посуде, рассмотрим картину «Мы дежурим» и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте стихотворение Е. Благининой «Обедать».

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

 Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

 Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.

 Прекращайте разговоры —

Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку

 Не держите в кулаке.

Не кормите тут же кошку:

 Плошка кошки — в уголке.

Хлеб в солонку не макайте

 И друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба,

А на сладкое — компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать? — Спасибо!

2. Рассматривание картины «Мы дежурим» и беседа по ней

 Это картина «Мы дежурим». Как вы думаете, почему она так называется?( На картине нарисованы дети. Они накрывают на стол. Дети дежурят по столовой.)

 Расскажите о детях, которые накрывают на стол. В какой части картины они нарисованы?

(Мальчик и девочка, дежурные, нарисованы в правой части картины).

Как они одеты? Как выглядят? Что они держат в руках? Расскажи о девочке, Катя. А о мальчике расскажет Артем.

(Девочка в коротких темно-синих брючках, оранжевой футболке, белом переднике. У нее две косички. Она держит в руках ложки.

 Мальчик в коричневых брюках, зеленой футболке, белом переднике. У него темные короткие волосы. Он ставит на стол тарелку.)

 Что они уже поставили на стол? (Они накрыли стол белой скатертью, поставили хлебницу со свежим хлебом и чашки с блюдцами.)

 Какая посуда стоит на столе? Опишите ее. Используйте слова, отвечающие на вопрос «Какой?» (На столе стоят чашки, блюдца, тарелка, хлебница. Они фаянсовые, ярко-красные, новые.)

Какое настроение будет у людей, которые сядут за стол, накрытый белой скатертью и сервированный такой яркой посудой? ( У людей будет радостное настроение. За таким столом приятно сидеть).

Что осталось сделать дежурным, чтобы закончить сервировку стола?

( Им нужно поставить мелкие и глубокие тарелки, положить ложки и вилки, разложить салфетки).

Теперь давайте рассмотрим группу людей, изображенных в левой части картины. Кто это? Что они делают?

(В левой части картины около шкафчиков с книгами и игрушками сидят дети и воспитатель. Воспитатель читает детям книгу, а дети внимательно слушают. Они уже помыли руки и приготовились к обеду.)

Хорошо. Опишите помещение группы, которое мы видим на картине. Какая группа? Какая в ней есть мебель? Что мы видим на окне и за окном?

(У детей большая светлая уютная группа. В группе стоит удобная мебель: желтые стульчики, маленький столик, шкафчики с игрушками. На окне висят нарядные шторы и стоит горшок с цветком. Из окна виден участок детского сада. На деревьях уже пожелтели листья.)

В каких тонах написана картина? Какое настроение создается у вас, когда вы ее рассматриваете?

(Картина написана в теплых тонах. Когда мы ее рассматриваем, у нас создается радостное настроение.)

Мы рассмотрели картину. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте отдохнем.

3. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,

Указательным пальцем правой руки            «мешают» в левой ладошке.-

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды.

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Разжимают пальцы. Сдувают

Все до крошки раздала.

воображаемые крошки с ладошки.

4. Упражнение «Не зевай!»

. Послушайте стихотворение-загадку.

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

Ну а у Валерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

Н. Нищева

Какие названия посуды прозвучали в стихотворении? (Блюдо, кастрюлька, чашка, тарелка).

5. Артикуляционная гимнастика.

Выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Далее логопед предлагает детям вспомнить, как они делали «чашечку», убирали ее за верхние зубы, прижимали края к зубам и дули в нее, произнося звук [з]. Когда у всех детей получился звук [ж], можно заняться автоматизацией произношения звука (ж] в открытых слогах и цепочках слогов в отраженной речи.

6. Сообщение логопедом плана рассказа по картине.

Сейчас вы будете составлять рассказ по картине. Вы сделаете это по следующему плану. Сначала вы расскажете, как называется картина и почему она так называется. Потом опишете дежурных. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают? Что уже стоит на столе? Затем нужно рассказать о людях, которых художник изобразил в левой части картины. И наконец, опишите групповое помещение и расскажите о настроении, которое вызывает картина.

7. Подготовка детей к рассказыванию.

8. Составление детьми рассказа по частям.

Сейчас Маша начнет рассказ. Артем продолжит его и расскажет о дежурных. Катя будет рассказывать об остальных детях и воспитателе. А Витя закончит рассказ.

(Картина называется «Мы дежурим». Справа на картине нарисованы дети. Они накрывают на стал. Дети дежурят по столовой.

Девочка в коротких темно-синих брючках, оранжевой футболке, белом переднике. У нее две косички. Она держит в руках ложки. Мальчик в коричневых брюках, зеленой футболке, белом переднике. У него темные короткие волосы. Он ставит на стол тарелку. Дети уже накрыли стол белой скатертью, поставили хлебницу с нарезанным свежим хлебом и чашки с блюдцами. Посуда фаянсовая, ярко-красная, новая.

В левой части картины около шкафчиков с книгами и игрушками сидят другие дети и воспитатель. Воспитатель читает книгу, а дети внимательно слушают. Они уже помыли руки и приготовились к обеду.

У детей большая светлая уютная группа. В группе стоит удобная мебель: желтые стульчики, маленький столик, шкафчики с игрушками. На окне висят нарядные шторы и стоит горшок с цветком. Из окна виден участок детского сада. На деревьях уже пожелтели листья. Картина написана в теплых тонах. Когда мы ее рассматриваем, у нас создается радостное настроение.)

9. Повторение рассказа одним из детей

10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.