Главные вкладки

    Конспект НОД Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Мятлева Ольга Александровна

    Программные задачи

    Речевое развитие

    ·        Совершенствовать глагольный словарь ребенка;

    ·        Закреплять умение детей в образовании существительных единственного числа родительного падежа с предлогом без;

    ·        Закреплять умение детей в образовании множественного числа существительных в родительном падеже ;

    ·        Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;

    ·        Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;

    ·        Закреплять умение детей образовывать существительные с суффиксами  -ниц-, -онк-, -ик-.

    ·        Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;

    ·        Упражнять в согласовании слов в предложении;

    ·        Воспитывать любовь к художественной литературе;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posuda_i_eyo_svoystva.docx34.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда»

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Интеграция образовательных областей

    Программные задачи

    Речевое развитие

    • Совершенствовать глагольный словарь ребенка;
    • Закреплять умение детей в образовании существительных единственного числа родительного падежа с предлогом без;
    • Закреплять умение детей в образовании множественного числа существительных в родительном падеже ;
    • Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;
    • Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;
    • Закреплять умение детей образовывать существительные с суффиксами  -ниц-, -онк-, -ик-.
    • Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;
    • Упражнять в согласовании слов в предложении;
    • Воспитывать любовь к художественной литературе;

    Познавательное развитие

    • Закреплять знания детей о посуде ;
    • Закреплять знания о частях посуды; 
    • Продолжать упражнять детей в умении обобщать предметы «кухонная, столовая, чайная»;
    •  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

    Коммуникативное развитие

    • Воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений;
    • Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте;
    • Соблюдать меры безопасности при пользовании посудой;
    • Продолжать развивать внимание, наблюдательность, наглядно- образное мышление, усидчивость;
    • Развивать умение спокойно общаться;
    • Развивать умение слушать и слышать педагога;
    • Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
    • Развивать воображение, фантазию, мышление, эстетический вкус;

    Физическое развитие

    • Упражнять в выполнении точности движений;
    • Упражнять в согласовании слов и движений;

    Словарная работа:

    Кухонная, чайная, столовая, пластмассовая, металлическая, деревянная, хрустальная, глиняная, керамическая, серебряная, фарфоровая, стеклянная, бумажная, чугунная, прочная, хрупкая, разваливается, соусник, молочник, супница, сахарница, конфетница,  сухарница, селёдочница,  салатница, сотейник.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
    • Чтение сказки К. Чуковского « Федорино горе».
    • Игра: «Один - много» .
    •  Игра: « Что из чего сделано?».
    •  Игра « Что для чего?»
    • Игра «Чего не хватает?»
    • Проводя опыт, уточняли представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла;
    • Познакомились  с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет) ;
    • В процессе опытов уточнили представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

    Оборудование

    Мультимедийная  установка, аудиозапись, костюм Федоры,  коробка с картинками посуды с недостающими деталями, молоток, деревянная и металлическая ложки,  стеклянное блюдце, пластмассовая сухарница,  бумажный стакан, емкость с водой,  стол с посудой.

    Ход НОД

    Л: Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: «Доброе утро!»

    «Доброе утро! » - солнцу и птицам.

    «Доброе утро! »- улыбчивым  лицам.

    Давайте скажем всем: «Доброе утро!» Садитесь на стульчики  и начнём наше занятие. Послушайте стихотворение К.Нефёдовой «Для чего нужна посуда?»

    Если б не было посуды,

    Нам  пришлось бы очень худо.

    Мы бы тут же из людей,

    Превратились в дикарей:

    Брали мясо бы руками,

    Разрывали бы  зубами,

    Пили воду бы в реке,

    Или в грязном ручейке,

    К счастью, помогает всюду

    Нам различная посуда:

    На неё еду кладут,

    Из неё едят и пьют.

    Сохраняют в ней  продукты:

    Сыр и масло, хлеб и фрукты…

    В ней  готовят сотни блюд-

    Варят, жарят и пекут!

    Вот какая она помощница! Ребята, скажите, для чего нужна посуда?

    Д: Из посуды едят и пьют.

    Д: В посуду еду кладут.

    Д : В посуде варят, жарят и пекут.

    Л: А какие действия можно выполнят ещё с посудой?

    Д: Купить, принести, поставить, расставить, хранить, доставать, вытирать, разбить.

    Пальчиковая гимнастика

    Моя ладошка стол большой,

    (Погладить левую ладошку подушечками пальцев правой руки)

    Стоит тут чайник расписной.

    (Растереть левую ладонь большим пальцем правой руки спиралевидными движениями по кругу)

    А рядом чашки, блюдца, ножик, конфетница и пара ложек.

    (Растереть пальчики от подушечек к основанию на левой руке от большого до мизинца)

    Всё к чаепитию готово,

    (Пальчиковый «душ» по поверхности левой ладошки)

    И ждём мы гостя дорогого!

    (Соединить последовательно все пальцы левой руки, начиная с указательного . с большим)

    Л: И сегодня мы с вами отправляемся в царство посуды! Мультимедиа…

     (Слайд 1)

    Закройте глазки. Раз, два, три. Вокруг себя обернись и в царстве посуды окажись! Вот ребята ,мы и царстве посуды. (Слайд 2)

     Посуды в этом царстве много – премного! И  главный  в  нём – царь – Самовар. (Слайд 3)  Скажите, какой  посуды много?

    (Слайды4-12)

    Д : Много чашек, блюдец, ложек ,ножей тарелок, супниц, сахарниц, кастрюль, сковородок, салатников.

    Вдруг слышится шорох, кто-то вздыхает. Появляется Федора.

    Л: Ребята! Вы узнали, кто это?

    Д: Это Федора!

    Л: Что делает Федора Егоровна  в царстве посуды?

    Ф: Разбежалась вся посуда,

    И кастрюля утонула.

    Стала чистить чашку я,

    Раскололась вмиг она!

    Помогите, научите,

     Как посуду сохранить?

    Как помыть чашки ,блюдца,

    Ведь они так часто бьются!

    Л: Снова горе у Федоры!

    Не пошёл ей впрок урок

    Чистоты, порядка нету,

    Снова здесь переполох!

    Л: Федора Егоровна, а что это за корзинка у Вас в руках?

    Ф: Это всё, что осталось от моей посуды. Разбилась, раскололась вся посуда. Что-то потерялось.

     (Дети получают картинки , с  изображением  посуды, без какой-то части ). Ребята!  Скажите, без каких частей посуда.

    Д: Чайник без носика.

    Д:  Сахарница без ручки и т.д.

    Л: Да, Федора Егоровна! Посмотрели  мы  Вашу посуду . Много частей не хватает! А  это потому, что не знаете Вы, из какого материала она сделана и как  за ней правильно ухаживать!

    Ф: Ножик с ложкой уронила

    Прямо в воду и забыла!

    А достала, не узнала!

    Ложка вдруг огромной стала.

    Нож стал тусклым, пожелтел.

    Почему всё изменилось,

    Что с приборами случилось?

    Л: Присаживайтесь к ребятами Федора Егоровна .

    Мы с ребятами проводили опыты. Брали предметы из разных материалов и оставляли их в воде. Дети, что мы брали?

    Д: Деревянные  брусочки, металлические пластины, стекло, бумагу.

    Л: Что случилось с деревянным брусочком, после того, как он долго пролежал в воде?

    Д: Он почернел и разбух.

    Л: А если деревянную ложку положить в воду и оставить её там , что будет с ложкой?

    Д: Деревянная ложка почернеет, разбухнет и сгниет.
    Л: А что стало с гвоздями, которые мы оставили в воде?

    Д: Они заржавели.

    Л: Правильно, ребята! А если  металлический нож или вилку оставить в воде, что будет с ними?

    Д: Металлические предметы в воде заржавеет.

    Л: Правильно! А еще, мы оставляли в воде бумагу разной толщины. Что произошло с бумагой?

    Д: Бумага намокла и развалилась.

    Л: Ребята, а если бумажную посуду оставить, что с ней будет?

    Д: Бумажная посуда  намокает и распадается.

    Ребята! Какой вывод мы сделаем: деревянную, металлическую и бумажную посуду оставлять в воде нельзя. Запомнили, Федора Егоровна!

    • Л: А сейчас Федора Егоровна, Вы узнаете, почему  все чашки и блюдца у Вас раскололись.

    Ребята, вспомните ,что будет , если металлическую посуду уронить?

    Д: С металлической посудой ничего не случится. Она прочная.

    Ф: А почему стеклянная посуда у меня разбилась?

    Д: Стеклянная посуда хрупкая.

    Л: Ребята! Что должна знать  Федора Егоровна?

    Д: Стеклянная посуда хрупкая. Она может разбиться.

    Ф: Ох, как же я устала.

    Л: Федора Егоровна, с ребятами отдохни, делай, как они!

    Физминутка

    Вот большой стеклянный чайник,

     Очень важный, как начальник.

    Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

    Вот фарфоровые чашки,

    Очень хрупкие, бедняжки.

    Приседают, одна рука на поясе.

     

    Вот фарфоровые блюдца,

    Только стукни -разобьются.

    Кружатся, рисуя руками круг.

     

    Вот серебряные ложки,

    Потягиваются, руки верх, сомкнуть над головой,

    Вот пластмассовый поднос-

    Он посуду нам принёс.

    делают большой круг.

    Л: Федора Егоровна, мы с ребятами  хотим показать Вам , какая бывает посуда.

    Ребята, проходите к столу. На столе стоит  много разной посуды. И изготовлена она из разных материалов.   На посуду посмотри и скорее назови, Федору Егоровну научи!

    Игра «Скажи какая ?»

    (Дети по одному берут посуду и называют ,что это и какая она).

    Д: Это салфетница , она металлическая.

    Д: Это ложка, она серебряная.

    Д: Это сковорода, она чугунная.

    Д: Это селёдочница, она стеклянная.

    Д: Это молочник, он керамический.

    Д: Это кружка, она деревянная.

    Д: Это  чашка, она фарфоровая.

    Д: Это салатница, она хрустальная.

    Д: Это стакан, он бумажный.

    Д: Это горшок, он глиняный.

    Д: Это сухарница , она пластмассовая.

    Д: Это поднос, он медный.

    Л: Молодцы ребята! Возвращайтесь на свои места. Вот теперь Федора Егоровна Вы о посуде знаете всё!

    Ф: Уж не буду, уж не буду

    Я посуду обижать.

    Буду, буду я посуду

    И любить и уважать!

    Л: Царь – самовар разрешил подарить посуду Федоре Егоровне. Какую посуду вы ей подарите  и для чего?

    Д: Я подарю чашку, из неё пьют чай.

    Д: Я подарю стакан , из него пьют сок.

     Л: Ну, а теперь ребята,  пришло время помочь бабушке Федоре расставить посуду. Посмотрите на экран. Мультимедиа…(Слайд 13)

     Если Федора Егоровна позовёт в гости на чай, какая посуда ей нужна?

    Д: Чайная посуда.

    Л: А если гости пришли на обед, то какую посуду поставим на стол?

    Д: Столовую посуду.

    Л: Ребята, а в какой  посуде Федора Егоровна будет готовить обед?

    Д: Кухонной посудой.

    Л:Сейчас мы с вами расставим посуду по назначению. (Слайд 14) Если ответите правильно, то : чайная посуда  встанет - на поднос, столовая посуда  встанет – на стол, кухонная посуда  встанет  – на плиту.

    Л: Назовите чайную посуду.

    Д: Сахарница, молочник, конфетница,  сухарница.

    Л: Назовите столовую посуду.

    Д: Супница,  селёдочница,  салатник,  соусник.

    Л: Назовите кухонную посуду.

    Д: Кастрюля, сковородка, чайник, сотейник.

    Л: Вот бабушка Федора, сколько полезного дети знают о посуде. Теперь  ты  это  знаешь  и  можешь  звать  гостей  на  чай.

    Ф: Спасибо, ребята, за помощь. Вы научили меня бережно обращаться  с посудой.

     Буду, буду я посуду  и любить и уважать!

    Л: Ребята, нам  пора возвращаться . Раз, два, три. Вокруг себя обернись и в детском саду окажись.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности в подг.гр. знакомство с фаянсовой посудой образовательная область "Коммуникация"

    Дети знакомяться с фаянсовой посудой, сравнивая её с деревянной и стеклянной....

    Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»

    Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования....

    Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Птицы» с использованием ИКТ- технологий образовательной области «Речевое развитие»

    Цель: Формирование  представлений детей о птицах, об особенностях  их внешнего вида.Задачи: • Уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, мес...

    Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

    Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

    конспект НОД «Путешествие в осенний лес» с детьми средней группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (с использованием ИКТ)

    Непрерывно образовательная деятельность«Путешествие в осенний лес» с детьми средней группыс интеграцией образовательных областей«Речевое развитие», «Познавательное р...

    Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми 2 ранней группы Тема «Посуда» (Образовательная область «Речевое развитие»)

    Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми 2 ранней группы «А»Тема: «Посуда»(Образовательная область «Речевое развитие»)...