"Речевая агрессия у ребёнка-дошкольника"
методическая разработка по развитию речи на тему

Валик Анастасия Александровна

ДОКЛАД «Речевая агрессия у ребёнка-дошкольника»

 

Сегодня педагоги все чаще говорят о речевой агрессии.

Что такое речевая агрессияРечевая агрессияэто проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме. Проще говоря, это общение грубое, оскорбительное, обидное.

Ребёнок ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:

1. Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).

2. Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

Каждый из нас задаётся вопросом«Откуда в детях столько грубости и агрессииАгрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особо ужасает, становится нормой для наших детей. Со всех сторон слышны оскорбления, угрозы, грубые требования, обвинения, насмешки. Вроде бы постоянно твердишь о добре, о взаимопонимании, о дружбе и чести, о моральных ценностях. И всё впустую.

Почему, на самом деле мы, столько говорим с нашими детьми об элементарном уважении друг к другу, а в ответ слышим обидные прозвища в адрес друг друга, оскорбления и насмешки? Должно же этому быть разумное объяснение, думают педагоги.

Причины возникновения речевой агрессии:

Речевая агрессия в дошкольном возрасте может возникать как подражание поведению взрослых, «как взрослый».

Оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей, у воспитателей в детском саду, нянечек, знакомых, просто случайных людей.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Давайте попытаемся проанализировать поведение воспитателя с точки зрения речевой агрессии.

Речь воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!); унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда оскорблениях и часто угрозах («Я тебя сейчас накажу!».). Сколько раз за день приходиться повышать нам тон! Нам кажется, что это оправданно. Ведь мы должны чему –то научить их каждого, того, кто хочет учиться, и того, кому это вообще не интересно! Мы не задумываемся, что своим тоном приучаем детей к агрессивному речевому поведению.

Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

Добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло» .

В речи детей может присутствовать различные типы агрессивных высказываний:

Оскорбления

Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.). Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.

Враждебные замечания.

Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее. Но и здесь есть одно «НО» если прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее относят к намеренному оскорблению.

Насмешка

Язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку. В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».

Грубое требование

Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер. Агрессивный протест, возражение, отказ

Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что: 1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»; 2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон; 3. ребенок не объясняет причины отказа

Угроза (запугивание, устрашение)

Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.

Упрёк, обвинение

 Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины.

Жалоба

Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано.

Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной. В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого. Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.

Ю.В. Щербинина предлагает игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой которой послужил сюжет сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которые находят место в повседневной жизни: 1. Арлекин – дразнится, обзывается, задирается, часто угрожает детям. 2. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид. 3. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается. Причины проявления агрессии в детской речи

Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей: 1. агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред. 2. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

 

Способы эффективного реагирования

на речевую агрессию дошкольников

1. "Прямое порицание"–непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования. Порицание должно быть хорошо продумано и выражено корректно – с обязательным использованием необходимых форм вежливости. Например: "Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить".

2. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

3. Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий; 

4. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.

   5. Выпустить пар. Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

   6. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте – там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину – для бранных слов). Объясните ребенку: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место. Не забудьте, чтобы ребенок вытряхнул свое мусорное ведро в мусоропровод!

  7. Юмор или шутка. Юмор и агрессия несовместимы, поэтому эмоциональное напряжение можно снять добродушным смехом. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору.

    8.  Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Здорово ругаешься, но тихо, давай не во все горло!»

     9. Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы. «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.

Не стоит забывать, что толерантность – терпимость, снисходительность –необходимое профессиональное качество педагога, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребёнка на собственное мнение.

При этом не следует:

-морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п. ;

убеждать в неосуществимом: "Никогда не надо ни с кем спорить";

-повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

Речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?», употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам.», использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте.

      Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.

            Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то..»).

            Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

 

Агрессия - это сложное явление. Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом: 1. Биологический - определяет агрессию как врождённое, качество; 2. Социальный – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации. Все теории, существующие в психологии, признают, что агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать: 1. психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка; 2. ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно); 3. у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии; 4. вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.); 5. пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх; 6. ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении. У большинства детей в дошкольном возрасте проявляется склонность к речевой агрессии, а у некоторых малышей эта форма поведения становится постоянной, сохраняется и развивается, становясь устойчивым качеством личности. Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения. Формирование умения контролировать агрессию слова, совершенствование навыков эффективного общения, не допускающего грубости, бесконтактности, недоброжелательности, - важнейший момент воспитания ребёнка на этапе дошкольного детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_agressiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД «Речевая агрессия у ребёнка-дошкольника»

Сегодня педагоги все чаще говорят о речевой агрессии.

Что такое речевая агрессия? Речевая агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме. Проще говоря, это общение грубое, оскорбительное, обидное.

Ребёнок ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии: 

1. Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).

2. Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

Каждый из нас задаётся вопросом«Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особо ужасает, становится нормой для наших детей. Со всех сторон слышны оскорбления, угрозы, грубые требования, обвинения, насмешки. Вроде бы постоянно твердишь о добре, о взаимопонимании, о дружбе и чести, о моральных ценностях. И всё впустую.

Почему, на самом деле мы, столько говорим с нашими детьми об элементарном уважении друг к другу, а в ответ слышим обидные прозвища в адрес друг друга, оскорбления и насмешки? Должно же этому быть разумное объяснение, думают педагоги.

Причины возникновения речевой агрессии:

Речевая агрессия в дошкольном возрасте может возникать как подражание поведению взрослых, «как взрослый».

Оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей, у воспитателей в детском саду, нянечек, знакомых, просто случайных людей.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Давайте попытаемся проанализировать поведение воспитателя с точки зрения речевой агрессии.

Речь воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!); унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда оскорблениях и часто угрозах («Я тебя сейчас накажу!».). Сколько раз за день приходиться повышать нам тон! Нам кажется, что это оправданно. Ведь мы должны чему –то научить их каждого, того, кто хочет учиться, и того, кому это вообще не интересно! Мы не задумываемся, что своим тоном приучаем детей к агрессивному речевому поведению.

Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

Добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло» .

В речи детей может присутствовать различные типы агрессивных высказываний:

Оскорбления

Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.). Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.

Враждебные замечания.

Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее. Но и здесь есть одно «НО» если прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее относят к намеренному оскорблению.

Насмешка

Язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку. В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».

Грубое требование

Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер. Агрессивный протест, возражение, отказ 

Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что: 1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»; 2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон; 3. ребенок не объясняет причины отказа

Угроза (запугивание, устрашение)

Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.

Упрёк, обвинение

 Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины.

Жалоба

Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано.

Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной. В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого. Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.

Ю.В. Щербинина предлагает игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой которой послужил сюжет сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которые находят место в повседневной жизни: 1. Арлекин – дразнится, обзывается, задирается, часто угрожает детям. 2. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид. 3. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается. Причины проявления агрессии в детской речи 

Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей: 1. агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред. 2. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

Способы эффективного реагирования

на речевую агрессию дошкольников

1. "Прямое порицание"–непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования. Порицание должно быть хорошо продумано и выражено корректно – с обязательным использованием необходимых форм вежливости. Например: "Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить".

2. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

3. Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий; 

4. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.

   5. Выпустить пар. Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

   6. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте – там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину – для бранных слов). Объясните ребенку: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место. Не забудьте, чтобы ребенок вытряхнул свое мусорное ведро в мусоропровод!

  7. Юмор или шутка. Юмор и агрессия несовместимы, поэтому эмоциональное напряжение можно снять добродушным смехом. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору.

    8.  Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Здорово ругаешься, но тихо, давай не во все горло!»

     9. Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы. «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.

Не стоит забывать, что толерантность – терпимость, снисходительность –необходимое профессиональное качество педагога, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребёнка на собственное мнение.

При этом не следует:

-морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п. ;

убеждать в неосуществимом: "Никогда не надо ни с кем спорить";

-повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

Речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?», употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам.», использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте.

      Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.

            Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то..»).

            Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

Агрессия - это сложное явление. Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом: 1. Биологический - определяет агрессию как врождённое, качество; 2. Социальный – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации. Все теории, существующие в психологии, признают, что агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать: 1. психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка; 2. ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно); 3. у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии; 4. вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.); 5. пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх; 6. ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении. У большинства детей в дошкольном возрасте проявляется склонность к речевой агрессии, а у некоторых малышей эта форма поведения становится постоянной, сохраняется и развивается, становясь устойчивым качеством личности. Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения. Формирование умения контролировать агрессию слова, совершенствование навыков эффективного общения, не допускающего грубости, бесконтактности, недоброжелательности, - важнейший момент воспитания ребёнка на этапе дошкольного детства.