Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Скворцова Лариса Викторовна

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_pereskaz.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Журавушка»

Консультация для воспитателей:

«Пересказ - действенное средство развития связной речи у дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

       Скворцова Л.В.

Черногорск 2017

Консультация для воспитателей:

«Пересказ - действенное средство развития связной речи у дошкольников»

«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать         таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

  Актуальность

   Большинство детей активно делятся своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

     Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

   Кроме того, в последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов  в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

ВОПРОС: Какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Определение понятий СВЯЗНАЯ РЕЧЬ и ПЕРЕСКАЗ

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и  взаимопонимание людей.

Понятие «связная речь» относится как  к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи. Какая более сложна?

.Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

К основным методам обучения детей связной монологической  речи относят обучение: пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

Сегодня хотелось бы остановиться на таком виде обучения рассказыванию, как  пересказ, т.к.  из основных методов обучения детей связной монологической речи более часто используется именно он.

 Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста услышанного или прочитанного  в устной речи. Деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. 

Как традиционно организуется пересказ литературного произведения ?

 В большинстве случаев несколько раз читается текст, перечисляются основные герои, при помощи вопросов уточняется последовательность событий и дается элементарная характеристика образов. При этом ребенок должен запомнить как можно больше речевых оборотов заложенных в тексте, так как собственный словарный запас у него еще не достаточен, а потому пересказ получиться бедным и примитивным.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)  

Проводится большая подготовительная работа – выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка. Воспитатель должен подвести ребенка к воспроизведению текста. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок и рассказов, построенных на повторе.                                                         

 Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием, когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение. Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки.                                                                      После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа в утренние или в вечерние часы. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)                                                                                        

В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Это - «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К.Д. Ушинского «Гуси», «Уточки»,                                                            Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай»,  Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.).

 Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Игры-драматизации.

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого - описательные тексты.

Подсказ  педагога даже в уверенном пересказе  целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинное применяется пересказ по частям, со сменой рассказчиков.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда мы сравниваем два последовательно прозвучавших пересказа, дети оценивают друг друга.

Если в произведении есть диалог, то нам на помощь, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

  • Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним:

- высокую художественную ценность;

-идейную направленность;

-динамичность;

-лаконичность;

-образность изложения;

-чёткость;

-последовательность;

-развёртывания действия;

-занимательность содержания;

-доступность содержания литературного произведения;

-объем.

Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы

Н. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки, Е. Пермяка, Н. Копниной.

  • Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.(A.M. Бородич, Т.А. Ткаченко, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Венгер  и др.). Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина -  это  так же прием наглядного моделирования.

 Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя (модели) и работа с ним.

Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане.

Рекомендуются разные виды моделей: предметные, схематические, предметно-схематические.

Основой метода наглядного моделирования является знакомство детей с графическим способом представления информации – моделью. В качестве условных заместителей применяются символы разнообразного характера:

 геометрические фигуры;

 символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

  планы и условные обозначения;

  контрастная рамка, как прием фрагментарного рассказывания и др.  

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков  объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,  добрый, трусливый и т. п. Например: рассказывая знакомую сказку «Теремок» предлагаем детям постепенно выставлять символы–заместители героев сказки. Очень важно добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или в сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.д., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. Большинство детей активно включаются в процесс составления творческого рассказа. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенком перед построением творческого связного рассказа.

. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

  • Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
  • Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
  • И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемызапоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

  • Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.
  • Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Представленные приемы работы по обучению пересказу позволяют повысить эффективность развития связной речи дошкольников.