"Использование в образовательной деятельности алгоритмов по русским народным сказкам"
консультация по развитию речи на тему

Скворцова София Михайловна

В статье рассказывается об использование мнемотехнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_modelirovaniyu.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛГОРИТМОВ     ПО     РУССКИМ   НАРОДНЫМ    СКАЗКАМ

Скворцова С. М.

     В  соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остаётся наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазий позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

     Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приёмов, способствующих развитию интереса  к данному виду речевой деятельности.

    Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких и является использование мнемотехнических приёмов.

     К.Д. Ушинский сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет запоминать и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

     Мнемотехника – искусство запоминания, тренировка памяти, система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранении и воспроизведении информации.

     Мнемотехника – это 2 понятия: ассоциация и фон. Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.

Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем, при упоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет стараться запомнить и выучить то, что не подкреплено картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. И если у ребёнка плохо развита связная речь, то он не сумеет рассказать о событиях своей жизни, составить описательный рассказ по картине, пересказать литературное произведение или сказку.

 А сказка это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Многие сказки велики по объёму и запомнить их детям нелегко.

      «В счастливом детстве каждого из нас

        Среди игрушек и забав несмелых,

        Всегда есть место слышанной не раз

        Внимательно, а часто между делом,

        Такой понятной и такой родной,

        Как мама доброй и, конечно, светлой,

        Вносящей в душу радость и покой,

        Дающей на любой вопрос ответы.

        Частичку сердца прочно заняла,

        И, вырастая, вспоминаем с лаской

        Вручая вновь ребёнка до утра

        Волшебнице, что называем – СКАЗКОЙ!

        Нет жизни без любви, любви без ласки,

        И детства нет, когда оно – без сказки».

 Метод моделирования сказок является самым эффективным в процессе обучения рассказыванию.

     Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже есть основной словарный запас.

     Из своего опыта знаем, что малышам необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти остаются отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде, например, лиса – из оранжевых геометрических фигур (       ), медведь – большой коричневый круг и т.д.

     Детей нашего старшего возраста знакомим с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают  одно слово,  словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем идёт усложнение: демонстрируются мнемодорожки – это уже квадраты из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображение основных звеньев, в том числе схематическое, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

      На примере сказки «Три поросёнка», хочу познакомить, как можно использовать моделирование для её пересказа:

  1. Вначале педагог читает сказку или рассказывает.
  2. Затем идут ответы на вопросы по содержанию сказки или отгадывание загадок, или описание героев, или  «Отгадай загадку и найди ответ на картинке».

  1. Можно использовать помощь настольного, кукольного, варежкого театров, с целью выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.

  1. Дидактическая игра «Кто лишний?» с целью выбрать тех героев, кто в сказке, назвать лишних.
  2. Нарисуй по трафарету (сделай штриховку или раскрась фигуры).
  3. Дидактическая игра «Кубики». На гранях кубика изображены персонажи сказок. «Выстрой правильную цепочку героев сказки».
  4. Дидактическая игра «Герой сказки». «Выложи из пазлов, разрезных картинок, мозаики персонажа сказки».
  5. Дидактическая игра «Узнай тень» ( «Посмотри внимательно на картинку и найди тень Ниф-Нифа, Наф-Нафа, а чьи тени остались?»)
  6. Ребёнок выкладывает модель сказки картинную или из символов – заместителей        ,         ,        ,             …., составляет из них цепочки на фланелеграфе  и рассказывает по ним сказку.
  7. Можно пересказывать сказку путём преобразования кружков, дорисовывая их.

                                           

  1.  Использование  мнемотехник «Расскажи по схеме». Здесь применяются при моделировании не изображения предметов, не символы, а мнемоквадраты, мнемодорожки, и мнемотаблицы, что значительно облегчает поиск и запоминание слов.

     При составлении пересказов можно использовать такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Вечером эту зарисовку можно показать родителям и прокомментировать происходящие события, т.е. проявить речевую активность.

Все эти этапы применимы при пересказе любой другой сказки.

     А для эффективности нашей работы по развитию связной речи детей требуется повысить образовательный уровень родителей. На родительском собрании можно поиграть в игры вместе с детьми, где они отгадывают название сказок по мнемотаблицам, делают зарисовки мнемосхем по сказкам.

     Таким образом, метод наглядного моделирования помогает детям пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку с помощью условных заместителей персонажей, подбирать их по величине, цвету, характеру. Развивает мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, сенсорные способности, усвоение символов. Создаёт чувство радости от процесса восстановления героев сказки в продукте своей деятельности. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность, ранний возраст. Русская народная сказка "Теремок" в обработке М. Булатова

Непосредственная образовательная деятельность.Образовательные области: Художественная литература, Художественное творчество,Музыка.Цели: познакомить с содержанием русской народной сказки в обработке М...

конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Теремок" ( по математике)

конспект занятия по сюжету русской народной сказки" Теремок" (старшая группа)...

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по русской народной сказке «Репка»»

Научить использовать разные способы познания: обследование объекта, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Репка"

Програмное содержание:1. Различать в игровой форме "много" предметов и "один"2. Закреплять знания об основных цветах3. Узнавать и называть геометрические фигуры4. Развивать речь детей...

Конспект образовательной деятельности "Работа над русской народной сказкой "Снегурочка"

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ....

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...