Открытое мероприятие для воспитателей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Самородова Наталья Ивановна

Развитие связной монологической речи с использованием схем, загадок, мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Самородова  Наталья Ивановна

Воспитатель первой квалификационной категории.

МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»

Открытое мероприятие для воспитателей

«Путешествие в зимний лес»

Цель -  Развивать связную монологическую речь у детей.

Задачи:

Речевое развитие.

Развивать умение внимательно рассматривать картины о  зимней природе и диких животных, составлять сравнительные описательные рассказы, и загадки, опираясь на схемы Т. А. Ткаченко, А.А.Нестеренко.

Развивать речь-рассуждение.

Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей

Развивать творческое воображение, умение создавать индивидуальные и коллективные рассказы.

Познавательное развитие.

Обобщить  представления детей о зиме.

 Закрепить  все знания о характерных признаках зимы и  об условиях жизни диких животных в лесу

Создать у детей эмоциональный настрой; дать возможность отразить свои впечатления в рассказах и последующих рисунках.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать дружеские взаимоотношения между сверстниками.

Совершенствовать  умение внимательно выслушать товарища, не перебивая его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Развивать индивидуальные способности к речевой деятельности

Физическое развитие.

Развивать потребность в двигательной активности.

Предварительная работа:

1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.

2. Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.

3. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, о жизни растений, животных и людей зимой.

4. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»

5. Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных художников: Н. П. Глущенко «Зимний день», С. Ф. Шишко «Парк зимой» и др.

6. ИЗО - деятельность: рисование «Зима в парке», «Животные в зимнем лесу», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация  и рисование «Снежинки».

Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, народных примет, заучивание,

обыгрывание ситуаций.

7. Заучивание наизусть. Суриков «Зима», М. Познанская «Снег идет»,

Оборудование  и средства.

Картинки  и рисунки детей с зимним пейзажем, о жизни диких животных в зимнем лесу. Музыка классическая о зиме,  обложка журнала « Времена года». Проектор и слайды. Схемы Т. А. Ткаченко, А.А.Нестеренко;  «снежный» комок. Диктофон.

Создание речеактивизирующей ситуации:

Группа оформлена рисунками  детей и картинками  с изображением зимнего леса и животных, живущих в лесу.  

1 слайд с видом окна и зимним пейзажем.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Звучит  аудиозапись музыки о зиме.

Воспитатель. У меня для вас загадка, попробуйте ее  отгадать.

Наступили холода, превратилась в лед вода,

 Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Игра «Кто лучше докажет»(с использованием геометрического конструктора)

Дети отвечают, воспитатель просит их объяснить, почему они так думают, что помогло им отгадать (три части: тезис (то, что требуется доказать « Я думаю, что это загадка о зиме», агрументы, вывод (Значит, я правильно отгадала - это зима.)

-Молодцы, справились с заданием, быстро догадались и все объяснили. Хотите сами придумать рассказы  и загадки о зиме?

Ребята, сегодня мы будем  репортерами  нашего  журнала «Времена года», для которого мы нарисовали рисунки. Нам нужно  составить рассказы о зиме и лесных жителях, чтобы все кто будет читать наши рассказы,  могли представить всю красоту зимы. Ваши рассказы буду записывать на диктофон. Затем мы их перепишем в наш журнал.  Согласны? Куда мы с вами пойдем?

Д.В лес!

В.На чем?

Д.На лыжах?

В.Почему?

Д.Быстрее, потому что снег в лесу глубокий, а на лыжах мы не провалимся!

В.Чтобы нам отправиться на прогулку, возьмем с собой хорошее настроение. Готовы! Пойдемте за мной.

2 слайд с лыжней

Ух, ты, Зимушка – Зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали,

По дорожке побежали.

3 слайд. «Тренировочные упражнения»

В.Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.  Так и хочется сказать словами из стихотворения И.Сурикова:

Ребенок:

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно

4 слайд

В.,Какие слова можно сказать про зиму, какая она?

Д. Снежная, белая, мягкая, сказочная, красивая, морозная, суровая, студеная, холодная, серебристая.

5  слайд

 В: А что вы можете сказать о солнце? Что оно делает?

Д: Не греет, спряталось, сверкает и т.д.

 Какая  погода стоит зимой?

Д: холодная, снежная, вьюжная, морозная

 6 слайд

В.Как выглядят деревья зимой?

Д.Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики. 

7 слайд

Ребята, мы с вами готовим рассказы к журналу. Для этого, вам надо почувствовать зиму, ее настроение и рассказать об этом, использовать слова и выражения, которые мы сейчас говорили. А сейчас составим рассказ о зиме, чтобы легче было рассказывать, можно смотреть на таблицу.

Ребенок. Рассказ о зиме

Стоит  сказочная зима. Не греет холодное зимнее солнце. Погода стоит морозная. Снег укрыл все кругом волнистыми снежными коврами. Деревья стоят тихие, задумчивые. Они  нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег. У елок иголки, как ледяные пальчики. Они дремлют под снежным одеялом. (Запись на диктофон)

В.Ребята, пошел снег. Давайте поиграем в снежки (лепим и бросаем)

Обучающая игра подвижного характера «Игра со снежком»

В.У меня есть волшебный снежок. Кому в руки снежок попадет, тот и ответ дает.

-Какой снег на ощупь? (Холодный.)

 -Холодный как что?

 -Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.)

 -Какой снег на ощупь? (Мягкий.)

-Как что? (Как вата, как сибирский кот)

 -Какой по цвету? (Белый.) 

-Как что? (Как сахар, как мука)

 -Какой по весу? (Легкий.)

-Как что? (Как пух, как перо)

А сейчас, опираясь на картинки - схемы, составьте загадку о  снеге.

Пушистый как пух, но подушку им не набьешь
Белый как мука, но пироги из него не испечешь
Мягкий, как сибирский кот, но  если гладить, то рука замерзнет. (Запись на диктофон)

8 слайд

В: - Вот мелькает высоко вверху на сосне пушистый хвост?

                Быстрый, маленький зверёк по деревьям скок да скок.

-   Чей-то пушистый хвост мелькнул среди деревьев.

Игра. «Кто лучше похвалит лису и белку и расскажет о своем животном»(тренировочные задания)(игра между командами)

В.Какая белка?

Д. Маленькая, красивая, зимой серенькая, трудолюбивая, добрая, веселая, заботливая.

В. А лиса?

Д.Большая,  красивая, рыжая, ловкая, умная, хитрая, пушистая.

В.Что делает белка? Скачет, прыгает, заготавливает корм на зиму, развешивает на ветках грибы, грызет орехи, утепляет свой дом к зиме.

В.А лиса?

Д.крадется, подпрыгивает, подползает, вынюхивает, охотится, выслеживает.

 -А теперь та команда, которая хвалила белку, должна  составить  рассказ о белке, а другая о лисе, по «цепочке» и по очереди. Один начинает, другой продолжает. Вы должны быть внимательными во время выполнения такого задания, чтобы суметь продолжить мысль своего товарища. Используйте  те слова, которые вы придумывали во время игры, чтобы получился хороший рассказ. Мы записываем на диктофон.

Коллективный рассказ «по цепочке»

 Предлагаю план - схемы, по -которому  вы будете составлять  рассказы:

Чем покрыто тело

части тела (ноги, хвост)

чем питается

жилище

 (каждый ребенок берет  одну из схем описания животного-белки или лесы (части тела, чем питается, жилище), объединенных общим сюжетом и составляющих основу для связного коллективного рассказа) 

Белка летом рыжеватая, а зимой серенькая. У нее сильные ноги, чтобы легко было перепрыгивать с ветки на ветку.  А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Она любит ягоды, грибы, орехи и заготавливает их в дупле на зиму.   В сильные морозы она лежит в дупле, укрывшись теплым хвостом. (Запись на диктофон)

 У лисы зимой шубка становится очень густой и теплой, но цвета  она не меняет. Самое замечательное, что у нее есть - это пушистый хвост,  он как руль, помогает делать резкие повороты, когда она гоняется за мышами, а кончик хвоста всегда белый. Ноги у лисы к зиме обрастают густой шерстью, торчат только кончики пальцев. Зимой она ходит по снегу, как в валенках,  ноги ее не мерзнут даже в лютые морозы. Охотится за зайцами и мышкует. Зимует лиса в норке. (Запись на диктофон)

9 слайд

В.  Ребята, а как вы думаете, что это?

Д. Медвежья берлога

В.Не будем ему мешать спать, а лучше присядем возле его берлоги и тихонько поиграем.

Игра развивающего характера «Умное эхо» с волшебным снежком.

- Я говорю фразу, например, «у медведя нос», передаю снежок дальше. Он должен целую фразу заменить на одно слово и четко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получится - (медвежий).

Если у него получится, значит, он «умное эхо».

 У  медведя  хвост - медвежий

У медведя сон – медвежий

У медведя шуба - медвежья

У медведя лакомство - медвежье

У медведя мех – медвежий

У медведя поведение - медвежье

У медведя уши - медвежьи

В. Ребята, мы должны с вами уже возвращаться домой.

Слайд 10

Ух, ты, Зимушка – Зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали,

По дорожке побежали

Слайд 11

В.Вот мы и в группе

       

      Выбираем корреспондента, который задает детям вопросы.

-Что учились составлять, для чего?

-О ком (о чем) составляли рассказы?

-Какие задания вызвали затруднения?

-Какие задания выполнили легко?

-Что интересного было на занятии?

-Чей рассказ больше всего понравился, почему?

- Вы сегодня все старались. Наши рассказы сохранены на диктофоне. Мы прослушаем их все вместе и запишем наши рассказы в журнал.

Литература.

1.О,О,Сомкова «Образовательная деятельность. Коммуникация»ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012

2. «Занятия по развитию речи в детском саду». /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : Совершенство, 1998

3.«Программа развития связной речи детей 5-7 лет»/автор-состовитель Е. Ю. Бухтаярова-Волгоград: Учитель, 2013 г


Анализ открытого занятия

Цель -  Развивать связную монологическую речь у детей.

Задачи:

Речевое развитие.

Развивать умение внимательно рассматривать картины о  зимней природе и диких животных, составлять сравнительные описательные рассказы, и загадки, опираясь на схемы Т. А. Ткаченко, А.А.Нестеренко.

Развивать речь-рассуждение.

Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Развивать творческое вображение, умение создавать индивидуальные и коллективные рассказы.

Познавательное развитие.

Обобщить  представления детей о зиме.

 Закрепить  все знания о характерных признаках зимы и  об условиях жизни диких животных в лесу

Создать у детей эмоциональный настрой; дать возможность отразить свои впечатления в рассказах и последующих рисунках.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать дружеские взаимоотношения между сверстниками.

Совершенствовать  умение свнимательно выслушать товарища, не перебивая его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Развивать индивидуальные способности к речевой деятельности

Физическое развитие.

Развивать потребность в двигательной активности.

Для реализации поставленных задач мной были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический, игровой, метод контроля) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения  взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием материала психологической и возрастной готовности воспитанников к его усвоению.

      Образовательная деятельность состояла из трёх этапов, которые были  взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой: подчинены одной теме, цели и задачам..

Эта цель была достигнута приветствием к детям, класической музыкой о зиме,загадывание загадки.

Для стимулирования речи- рассуждения, речи- доказательства вначале загадала загадку. Это технология мозгового штурма. Ее цель- развитие коммуникативных умений в процессе коллективного поиска решения проблемы. В качестве модели речи-рассуждения использовали набор геометрических фигур: круг- это тезис, прямоугольники- аргументы, треугольник-вывод. В процессе рассуждения дети выстраивали его модель, я обращала внимание на использование ссответствующих речевых форм. В качестве тезиса рационально использовать выражения « Я думаю…», « Я предполагаю…». В процессе аргументации уместно перечисление «Во-первых», «Во-вторых» и т.д. Вывод может заканчиваться словами «Таким образом…», «Значит…»

Следующий  приём  этот создание речеактивизирующей ситуации позволил плавному переходу к основному этапу непосредственно  образовательной деятельности, который подчинён главным задачам образовательной деятельности.

Перед составлением рассказов использовала-« тренировочные упражнения»   на обогащение и развитие словаря, формирование грамматической павильной речи.

Перед выполнением следующего задания-составление рассказа о зиме делала установку, чтобы в рассказе дети использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. В конце занятия таких детей оценили их товарищи. Для составления расказа о зиме использовала четкий план -схемы Ткаченко.

 Вместо физминутки использовала- обучающую игру   подвижного характера. Игра позволила детям находить образные сравнения снега. Использовала технологию и схему  Нестеренко для придумывания загадок.

 Значение  признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой - зарисовка объекта с помощью знаков – символов. При чтении  итоговой загадки использовали  связки: «Как», «Но не» . На этом этапе решались главные задачи образовательной деятельности.

Игра «Похвали своего животного»- «тренировочные» упражнения.

Предложила  вариант коллективного рассказа о животных «по цепочке.» перед тем как дети начнут составлять рассказы, им дается установка: использовать в рассказах слова и выражения, которые  они использовали в ходе этих упражнений.Для стимулирования проявления индивидуальности ребенка, каждому предложила свой объект для описания.

В заключительную часть включена развивающая игра «Тихое эхо». (На закрепление образования и употребления притяжательных прилагательных от слова медведь)

Итог. Рефлексия деятельности. Предпологает выбирать   детям лучшие ответы, рассказы, аргументировать свой выбор.

Итоги освоения содержания темы:

  • Любознательный, активный – проявляют познавательную активность: принимают  познавательную задачу и решают ее доступными способами (наблюдение, сравнение, доказательство высказывание предложения); интересуются животным и растительным миром.
  • Эмоционально отзывчивый – используют  образные средства для описания рассказов о природе и о животных
  • Овладевший средствами общения и способами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками- отвечают на вопросы развернутой фразой и предложениями; имеют богатый словарный запас; обладают выразительной речью.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, - стремятся к проявлению творческой инициативы; принимают тему, создают выразительные образы в художественной деятельности.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности- слушают и понимают взрослого; действуют по правилу; стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
  • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками- сформированы специальные умения и навыки(речевые, изобразительные), необходимые для осуществления разных видов детской деятельности(коммуникативной, продуктивной)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи. Открытое мероприятие для родителей. Концерт «Осенние мотивы».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в процессе театрализации....

Презентация открытого мероприятия для начинающих воспитателей по познавательному развитию

"Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка"Н.Н. Подьяков, 1995...

Открытое мероприятие для воспитателей

Цель: Уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи, с использованием дидактических игр....

Конспект НООД по рисованию в средней группе тема: «В гостях у сказки» (Открытое мероприятие для воспитателей ГБОУ Школа 2075)

Создавать сюжетные композиции, повторяя одних и тех же предметов.Распологать изображение в центре листа,передавать соотношение предметов по величине. закрепить представления об особенностях изображени...

Конспект НООД по аппликации в средней группе "Украсим салфеточку" ( открытое мероприятие для воспитателей)

Учить детей правильно располагать геометрические фигуры в соответствии с поставленными задачами...

Конспект открытого мероприятия для воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов.

Конспект открытого мероприятия для воспитателей подготовительных групп  и учителей начальных классов.Тема занятия «Артисты цирка».Воспитатели: Волкова Л.А., Цивилева А.А.Дети сидят на...

Открытое мероприятия для воспитателей по технологии «Скрайбинг».

Подготовила: Малаева Д.Б.Тема: «Запасливый медвежонок»....