НОД "Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А. К. Саврасова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: познакомить детей с картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Углублять и закреплять представления детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев). Воспитывать бережное отношение к природе. Упражнять детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над выразительностью речи детей. Развивать у детей положительные эмоции, любознательность, добрые чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 4 «СНЕГУРОЧКА»
Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А. К. Саврасова
Подготовила методист Павлова С.Д. |
Салехард
2017г.
Цель: познакомить детей с картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Углублять и закреплять представления детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев). Воспитывать бережное отношение к природе. Упражнять детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над выразительностью речи детей. Развивать у детей положительные эмоции, любознательность, добрые чувства.
Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет введения слов: снег рыхлый, пористый, темный, зеленая дымка, ранная весна, березка белоствольная, проталинки, почки набухают, вестники весны, летающие кричащие грачи.
Предварительная работа:
- Беседа о весне.
- Заучивание пословиц и поговорок о весне.
- Заучивание стихов о весне: А. Плещеев «Уж тает снег…», Ф. Тютчев «Весенние воды», И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», З. Александрова «Салют весне», Е. Серова «Подснежник».
- Рассматривание картин, иллюстраций о весне.
- Использование в беседах во время прогулок загадок.
- Наблюдение на прогулках за изменениями в природе, выявление признаков весны.
- Развлечение «Весна пришла».
Материал:
- Кружочки из цветной бумаги.
- Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
- Портрет художника.
- Диск с музыкой Г. И. Чайковского «Времена года».
Ход НОД
Воспитатель: Дети, вот здесь лежат кружочки разного цвета. Возьмите тот кружок, цвет которого соответствует вашему настроению. (Спросить у детей, какого цвета они взяли кружочки и почему). Запомните свои кружочки, а в конце нашей беседы мы еще раз проведем эту игру.
Воспитатель читает стихотворение И. Токмакова «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Видно очень теплые
Ноги у весны.
-Как вы думаете, дети, о чем сегодня наш разговор?
-Сегодня я принесла вам картину русского художник Саврасова Александра Кондратьевича «Грачи прилетели». Давайте ее рассмотрим.
-Скажите, какое время года изобразил художник на картине?
-Как вы узнали, что это весна?
-Что вы видите на небе?
-Верно, на небе видны кучевые облака (как белые кучи ваты плывут по голубому небу).
-Как вы думаете, художнику нравится весна? Докажите.
-Художнику Саврасову очень нравится наша русская природа. Он любовно нарисовал сияющий снег, яркое солнце, бегущие звенящие ручейки, голубое небо с плывущими кучевыми облаками.
-Что случилось со снегом?
-Да, снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки.
-Почему снег поголубел?
-Солнце ярко светит и греет, от тепла снег тает, выступает по снегу синева, а потом он будет совсем темный- будет видна пыль и грязь.
-Что хотел нам рассказать художник этой картиной?
-Русский художник Саврасов очень любил весну, особенно раннюю. У него много картин о весне. Этого художника называют певцом русской природы. Он любил рисовать снег, деревья, небо, русские церкви, дороги, деревенские домики. И везде мы чувствуем нежность художника, любовь к родной природе.
-Скажите, дети, а какая самая любимая краска у художника?
-Верно подметили. Голубой снег, голубое небо- во всем голубизна, даже в стволах этих деревьев. Вы, конечно, узнали березы? Посмотрите на березы, опишите их. Вспомните загадку про березки:
Встали в ряд сестрицы,
Стройные девицы,
Платьица беленые,
Шапочки зеленые.
-Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт? А музыкант?
-Давайте прочтем стихи и послушаем музыку П. И. Чайковского «Времена года».
Далее воспитатель рассказывает детям стихотворение А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С зелеными сережками,
С красивыми застежками.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется- но не ломится.
-Похожи березки, нарисованные Саврасовым на те, что о которых рассказал поэт?
-Расскажите, что вы видите на березках? Что за птицы грачи?
-на березках грачи свили большие гнезда, где они будут выводить своих птенцов. Очевидно, грачи недавно прилетели в свои старые гнезда и сейчас ремонтируют их. О грачах говорят: «Грач- птица весенняя». Грачей называют еще вестниками весны. Почему, как вы думаете?
-дети, вспомните, какие грачи? Чем они отличаются от ворон?
-Где зимой были грачи? Так какие же это птицы?
-Зачем грачи строят свои гнезда?
-А как вы думаете, почему люди так радостно встречают птиц?
-Как называется место, где живут грачи? (грачевник)
-Что изображено на картине? Деревня или город? Как вы узнали? (Видны луга, березовая роща, деревенские постройки, красивая церковь. Нет городских домов, машин)
-Я рада, что вы наблюдательны, верно все подметили. Как бы вы назвали эту картину? Русский художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
Чтение рассказа Скребицкого о весне:
«Наступила долгожданная весна. Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко, снег поголубел. Показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам, белоносые, торопятся поправить свои старые, растрепанные гнезда. Они кружат над березовой рощей, ломают ветки, целыми днями строят гнзда. Грачи рады, что могут ковырять носом в поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки, пахнет талым снегом. Все теплее, шумнее и краше весна.»
Воспитатель предлагает детям прочитать знакомые стихи о весне.
-Ребята, а теперь возьмите кружки, цвет которых соответствует вашему настроению. Изменился ли цвет кружка? Почему? Я очень рада, что стихи о весне, картина Саврасова смогли улучшить ваше настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493168-1412628145.jpg)
Занятие в подготовительной группе с использованием ИКТ Рассматривание картины "Грачи прилетели" Художника А.К.Саврасова
Рассматривание и описание сюжета картины нарисованной художником А.К.Саврасовым "Грачи прилетели"...
Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А. К. Саврасова
Конспект НОД Образовательная область «Развитие речи»Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А. К. Саврасова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-825141-1558560412.jpg)
Рассматривание картины “Грачи прилетели” художника А.К. Саврасова
Задачи: * Закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев). * Расширять словарный запас детей * Воспитывать бережное отношение к природе. * Упражнять дет...
Конспект занятия "Рассматривание картины "Грачи прилетели"
Это занятие помогает детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-603349-1587653661.jpg)
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ с использованием ИКТ. Рассматривание картины “Грачи прилетели” художника А.К. Саврасова
Цель:* Закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев).* Расширять словарный запас детей* Воспитывать бережное отношение к природе....
Рассматривание пейзажной картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова
Рассматривание пейзажной картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова...