Консультация "Моделирование в дошкольном возрасте"
консультация по развитию речи на тему

Эседова Альфия Толхатовна

     Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Дело тут не только в уровне развития речи у детей. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него пасть была страшная» и т.д) забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Важным средством познания является наглядное моделирование, т.е использование разного рода условных заместителей предметов. Поэтому и для выявления структуры сказки можно использовать наглядные модели. Уже с трех лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажем, помогают установить смысловые связи между ними. Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрел иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование в дошкольном возрасте.

     Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Дело тут не только в уровне развития речи у детей. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него пасть была страшная» и т.д) забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Важным средством познания является наглядное моделирование, т.е использование разного рода условных заместителей предметов. Поэтому и для выявления структуры сказки можно использовать наглядные модели. Уже с трех лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажем, помогают установить смысловые связи между ними. Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрел иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

        Наиболее простой вид наглядных моделей- модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Например, чтобы разыграть сказку репка, понадобятся вырезанные из бумаги желтый кружок(репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Взрослый обсуждает с ребенком, кого из героев будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, ребенок раскладывает заместителя в нужном порядке.

        Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не может вытянуть репку? - отвечали «Медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, т.е дети начали действовать по логике сказки.

        С трехлетними детьми можно использовать двигательное моделирование. Например, вы можете разыграть с ребенком сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого потребуются круги одинокого размера, но разных цветов: белый, (заяц), оранжевый(лиса), красный(петух). В этом случае взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет все нужные действия (ушел, пришел). На столике, где будут разыгрываться действия сценки, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги. (домики лисы и зайца, елочки).

      В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное, сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» детям даются три круга: большой, средний, маленький. Они вспоминают сказку и решают, какому медведю какой круг подходит. Затем взрослый рассказывает сказку, а ребенок показывает на соответствующий круг и выполняет с ним простые действия. При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения.         Поэтому для начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого- либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажей. Если брать за основу соотношение величины героев (н-р «Теремок») тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использовать символику цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный темными. Дошкольнику нужно помочь играть с предметами заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Задания можно усложнить, предлагая детям не только распределить между персонажами нужные круги или полоски, но и выбрать из них те, которые нужны для данной сказки. Если дети легко выполняют задание, предложить им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.

        В 5-6 лет ребенок переходим к новому моделированию- использование временно—пространственных моделей. (блоки- рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки. (на рисунке представлен вариант модели р.н.с «Хаврошечка»).  Такая модель обязательно должна составляться с детьми. Сначала нужно обсудить с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было совсем много, и они действительно соответствовали основным событиям произведения. Затем глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку

      Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок и историй. Обычно это происходит к шести- семи годам. Начинать лучше с небольших историй или использовать короткие рассказы, например, В.Сутеева. В этом случае вы читаете сказку или историю и просите ребенка составить подсказку к ней. Он же самостоятельно продумывает заместители для персонажей сказки, мысленно делит ее на отдельные наиболее существенные эпизоды и рисует модель на листе бумаги. Задача взрослого- помочь ребенку проанализировать составленную модель: оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

       Для начала можно, например, предложить составить подсказку к такой истории: «Жила-была девочка» Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный денек. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое платье, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла, шла, вдруг слышит, кто- то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руки его взять как тут же перед ней появлялся ее медвежонок. Таня домой пришла, грибок на самое видное место положила и с тех пор часто виделась со своим новым другом». (рис 3)

      Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой- развивает умственные способности, поэтому  к концу дошкольного возраста ребенок начинает строить пересказ без предварительного моделирования , который становится более точным, последовательным и полным.

       Также модели можно использовать не только для пересказа, но и для сочинения собственных сказок и историй. Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью событий. Но в сочинении должно присутствовать ее части: завязка, кульминация, развязка. Отсутствие подобной, даже упрощенной структуры, ведет к хаотичности изложения. Модели могут быть разными, но небольшими, не более 3-4 эпизодов. Персонажи и предметы сказки обозначены условно. Постепенно взрослый подводит ребенка к созданию законченного «произведения», однако, основная роль, конечно же, принадлежит ребенку. Надо отметить, что, переходя к сочинению по моделям дошкольник начинает испытывать некоторые сложности, так как ему еще трудно, с одной стороны, следовать предложенному плану-модели, а с другой- быть свободным в выборе героев и деталей сказки. Очень часто первые сказки по модели получаются очень схематичными, типа «Жил-был мальчик, он пошел гулять в лес. Погулял-погулял. Пришел домой, поел и лег спать». Введение в модель необычного существа, которое способно оживить воображение, поможет ребенку преодолеть этот барьер. ) Когда он освоится с сочинением по простым моделям. Можно предложить более сложные. Состоящие из 5-6 эпизодов. И наконец, в самом конце дошкольного детства, лет с шести, дети начинают сами самостоятельно составлять модели. Объясните им, что писатель, перед тем как создать большое произведения, составляет план. Ребята тоже могут нарисовать план к своей сказке. На первых порах потребуется помощь воспитателя.  Здесь важно научить ребенка не детальные изображения, а условные обозначения персонажей и атрибуты сказки, помочь в создании целостного произведения.

    После того, как дошкольник сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, он переходит к их составлению в уме. После подобных развивающих занятий дети составляют сказку практически на любую тему. Используя лексику, соблюдая принципы построения сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...