Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений»
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

КОРНИЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена их возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена их возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми рисования, лепки и аппликации.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений».

3. Теоретическая база опыта.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием  моторики.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Для выявления уровня развития мелкой моторики я использовала диагностику, с помощью которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей дошкольного возраста: тест Н. Озерецкого «Тесты оценки моторики» (для детей от 3 до 8 лет). Задания разделены на несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны, как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии с возрастными нормами. Это задания, выполнение которых требует участия тонких движений рук.

3 года (2 младшая группа):

«Скорость движений». Укладывание мелких предметов в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить предметы необходимо со скоростью).

4 года (средняя группа):

«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью).

Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников:

2 младшая группа Начало 2016-2017гг.

Высокий 29%     средний 44%     низкий 27%

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики у большего количества детей находится на низком и среднем уровне.

Следующий этап своей работы я начала с подбора серии пальчиковых игр и упражнений. Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

• специально организованной образовательной деятельности;

• в совместной деятельности воспитателя с детьми;

• в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала следующие методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• Пальчиковый театр

• Разучивание потешек

• Использование атрибутов к пальчиковым играм

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

• Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.

Привлекая детей к совместной деятельности, я старалась, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогали поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я организовывала пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволило малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Дети двух лет легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т.

В конце года мной проводилась итоговая диагностика развития мелкой моторики рук у дошкольников (тест Н. Озерецкого).

Результаты положительного влияния систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с использованием серии пальчиковых игр и упражнений:

Уровень развития 2 младшая группа (начало 2015-2016гг.) (конец 2015-2016гг)

высокий 29% 71,8%

средний 44% 26%

низкий 27% 2,2%

Уровень развития средняя группа (начало 2016-2017гг.) Промежуточный мониторинг (январь 2017г.)

высокий 21,5% 71%

средний 69,5% 22%

низкий 9% 7%

5. Анализ результативности.

В результате опыта я наблюдаю у детей улучшение координации артикуляционного аппарата, совершенствование общей координации движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....

Презентация из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Цели, задачи, методы....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

Презентация "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

В презентации дано описание опыта работы по теме " "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"...

Отчёт опыта работы «Развитие мелкой моторики детей в процессе лепки»

Мелкая моторика – это точное движение пальцев и рук и ног. Для развития у детей мелкой моторики в различных видах деятельности...

« Из опыта работы - развития мелкой моторики актуальна.»

Мастер – класс по пластилинографии с родителями.Родители вместе с детьми с помощью пластилина рисовали арбузную дольку по трафарету и дополнили работу арбузными семечками.Мастер- класс с воспита...

Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Система работы по развитию мелкомоторных навыков у детей раннего возраста....