Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на дидактической основе. Тема: Составление связного высказывания повествовательного типа.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Предлагаемый конспект НОД разработан в рамках Рабочей программы группы младшего дошкольного возраста (3-4 года), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В процессе НОД осуществляется интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель разработки -   решение задач образовательной области  «Речевое развитие» в формировании  умения  составлять связное повествовательное высказывание на основе логической цепочки,  а так же распространение опыта работы.

Содержание занятия представляет собой совокупность  упражнений и приемов, способствующих  формированию умений составлять связное повествовательное высказывание на основе логических цепочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление связного высказывания повествовательного типа «Новогодняя ёлка».

Цель: Составление связного повествовательного высказывания, состоящее из 3-4 предложений , используя логическую цепочку.

Ожидаемый результат:  Составляют связное повествовательное высказывание, состоящее из 3-4 предложений, используя логическую цепочку.

Задачи:  

  1. Научить детей алгоритму работы с логической цепочкой:

- Рассмотри предметные картинки

- Выбери первую

- Разложи по порядку

- Подумай

- Расскажи  

2.  Упражнять в умении заканчивать предложение, начатое педагогом;

3.  Упражнять в составлении предложений по каждой предметной картинке;

4.  Обеспечить опыт составления связного повествовательного высказывания из 3-4 предложений, используя логическую цепочку.

5.  Обеспечить эмоциональный комфорт участников на протяжении всего занятия.

Словарная работа:  новогодняя ёлка, нарядная, красивая, наряжали, украшали, новогодние игрушки, одинаковые, рассказывали по картинкам.

Основные этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наглядный материал

задачи этапа

Ожидаемый результат

Примечание (организация детей, возможные варианты хода занятия).

вводная часть

занятия

мотивация

Основная часть

Заключительная часть:

Рефлексия

Воспитатель вносит в группу, ярко украшенную коробку.

-Ребята, посмотрите, что это?

- Как вы думаете, откуда он у меня?

-Верно.  

–На какой праздник к нам приходил Дед Мороз?

- Правильно. Дед Мороз приходил к нам на праздник Новый год.

- А что Дед Мороз принес, когда приходил к нам  на праздник?

- Что ещё принес с собой Дед Мороз?

-Верно. Он подарил нам подарки. А ещё он принес елку.

- Ребята, что такое ёлка?

- Посмотрите. У меня на столе лежат картинки. На них нарисовано много разных деревьев. Давайте найдем среди них нашу ёлку.

- Нашли?

-Почему вы решили что это ёлка?

-Давайте  рассмотрим её.  

- Какая она?

-Ребята, вы сказали, что она красивая.

А что мы с вами сделали, чтобы она стала красивой?

- Чем мы её украсили?

- Правильно. Шарами. По-другому можно сказать, что мы её украсили новогодними игрушками.

Ваня повтори – новогодними игрушками.

- Давайте расскажем, как  наша ёлка стала новогодней? А помогут нам в этом картинки.

- Рассмотрите их внимательно.

- что на них нарисовано?

- Правильно. Ёлка.

-Везде на этих картинках наша ёлка одинаковая?

- Теперь найдите мне картинку, на которой ёлка без новогодних игрушек.

- Это будет первая картинка.

- Правильно. Какого цвета елка.

- Зелёная.

- Елка высокая или низкая?

-  Высокая.

Дед Мороз принёс нам высокую, зелёную ёлку. Повтори  Ваня, Вика.

- Мы решили ёлку украсить новогодними игрушками.

- Сначала, мы взяли одну новогоднюю игрушку, красивый, желтый шарик и повесили его на елку.

 Найдите эту картинку.

 Это будет следующая картинка.

-Молодцы. Правильно  выбрали картинку.

Давайте расскажем об этом.

- Дед Мороз принес высокую, зелёную елку. Мы стали украшать её новогодними игрушками. Сначала повесили один желтый шарик.

Повтори…

-Ребята, Посмотрите у нас осталась только одна картинка. Сколько игрушек висит на ёлке?

 

- Каких?

- Вам нравится наша   елка? Какая она стала?

-Ёлка стала красивая, нарядная и новогодняя.

Потому, что мы её наряжали новогодними игрушками. Повторите Ёлка новогодняя, красивая, нарядная.

- А теперь давайте я вам расскажу про нашу ёлочку. Дед Мороз принес нам высокую, зеленую ёлку. Мы стали её украшать новогодними игрушками. Сначала мы повесили одну новогоднюю игрушку – шарик. Потом  повесили много новогодних игрушек.

Наша елка стала новогодняя, нарядная, красивая.

-Вам понравился мой рассказ? А хотите гостям рассказать про нашу ёлку, а я вам помогу в этом.

-Какие вы молодцы.

Как мы рассказывали по картинкам? Сначала посмотрели на картинки, подумали, нашли первую, разложили по порядку и рассказали.

- Ребята, Посмотрите. Дед мороз принес для вас волшебные конвертики. Посмотрите, что там?

Что нарисовано на ваших картинках? (у Вани, Стёпы…)

Значит твой рассказ будет про яблоко……

- А теперь разложите картинки  по порядку, подумайте.  Расскажите.

Я вам помогу начать.…..

-  Все рассказали по картинкам?

- Молодцы. Посмотрите под ёлку, что там?  

Подарки! Ёлка благодарит вас и дарит вам подарки. Вам понравилась рассказывать по картинкам? Тогда возьмите один большой подарок, а если нет, то маленький подарочек.

Ответы детей

-подарок

-Дед Мороз принес

- на Новый Год

Ответы детей:

-подарки

- елку

Ответы детей: дерево

Ответы детей:

Ответы детей

Красивая, зелёная, пушистая, высокая

Ответы детей:

Нарядили, украсили

Ответы детей: шарами

Ребёнок повторяет за воспитателем.

Ответы детей: ёлка

Ответы детей: нет

Дети находят на доске картинку, где ёлка изображена без новогодних игрушек.

Ответы детей: зелёная

Ответы детей: высокая

Ответы детей

Дети находят картинку, на которой изображена елка с одним шариком.

Ответы детей.

-один

-много

Ответы детей: шарики, снежинки

Ответы детей: красивая, нарядная

Ответы детей: ёлка новогодняя, красивая, нарядная

Ответы детей

Ответы детей.

Ярко украшенная коробка -новогодний подарок.

Елка

Доска, на которой прикреплены картинки

Картинка на которой изображена ёлка без новогодних игрушек.

Картинка с изображением елки, на которой изображен один желтый шарик.

Картинка на которой изображена елка украшенная новогодними игрушками

Три картинки с изображением елки

Конверты, в которых лежат картинки

Коробочка, в которой сложены подарки с конфетами.

Мотивирование к деятельности

Актуализация знаний

Заинтересовать детей

Познакомить детей с первым этапом алгоритма – рассмотри.

Познакомить детей со вторым этапом алгоритма - выбери первую картинку

Упражнять в составлении предложений по предметной картинке

Упражнять в составлении предложений по предметной картинке

Познакомить детей с новым словом – новогодняя

Составлять связное повествовательное высказывание по предметным картинкам, используя логическую цепочку.

Дети проявляют интерес

Дети обращают внимание на елку, стоящую на столе.

Дети высказывают свои предположения

Дети знают как называются игрушки, которыми украшают ёлку – новогодние игрушки

Дети внимательно рассмотрели картинки

Дети нашли картинку, где ёлка изображена  без новогодних игрушек.

составляют предложение про ёлку по первой картинке

Ребёнок нашел картинку, на которой изображена елка с одним желтым шариком.

Заканчивают предложение начатое педагогом, используя вторую картинку

составляют связное повествовательное высказывание из 3-4 предложений, используя логическую цепочку

Составляют связное повествовательное высказывание по предметным картинкам

Дети стоят лицом к педагогу.

Дети подходят к столу, где разложены картинки с изображением деревьев.

Дети поворачиваются к ёлке и рассматривают её.

Дети подходят к доске, на которой прикреплены картинки с изображением ёлки и рассматриваю их.

Вызвать одного ребёнка, чтобы он показал картинку, на которой елка без новогодних игрушек.

Спросить нескольких детей какого цвета ёлка.

Спросить нескольких детей

Педагог рассказывает про ёлку, обращая внимание детей на вторую картинку, затем предлагает повторить за ним.

Педагог обращает внимание на 2-е другие картинки.

Вызвать одного ребёнка чтобы он показал картинку на которой изображена елка с одним желтым шариком.

Педагог рассказывает про ёлку, обращая внимание детей на вторую картинку, затем предлагает повторить за ним.

Педагог просит нескольких детей повторить – ёлка новогодняя

Педагог рассказывает о елке, обращая внимание детей на картинки, прикрепленные к доске

Дети рассказывают про елку используя, логическую цепочку

Спросить каждого ребёнка.

Дети подходят к столу, где разложены конверты с заданием и садятся на стулья.

Дети раскрывают конверты и выкладывают свои картинки на стол.

Педагог подходит к каждому ребенку и помогает ему в раскладывании и рассказывании по картинкам.

Предложить детям встать из-за столов и подойти к ёлке.

Дети выбирают себе подарки

        Самоанализ Кужим Е.Ю.

  1. Вы просмотрели занятие  по развитию связной  речи во 2-ой младшей группе по теме: Составление связного высказывания повествовательного типа «Новогодняя ёлка».

    Цель занятия: Составление связного повествовательного высказывания  из 3-4 предложений, используя логическую   цепочку.

На занятии работала группа из 5 человек.

Уровень речевого развития детей различный.

  1. Данное занятие предусмотрено учебным планом по развитию речи во второй младшей группе.

В процессе занятия решались следующие задачи:

  1. Научить детей алгоритму работы с логической цепочкой:

- Рассмотри предметные картинки

- Выбери первую

- Разложи по порядку

- Подумай

- Расскажи  

2.  Упражнять в умении заканчивать предложение, начатое педагогом;

3.  Упражнять в составлении предложений по каждой предметной картинке;

4.  Обеспечить опыт составления связного повествовательного высказывания из 3-4 предложений, используя логическую цепочку.

5.  Обеспечить эмоциональный комфорт участников на протяжении всего занятия.

   

     3.  Специфика занятия выделяет несколько главных этапов:

- Обучение алгоритму работы с элементарной логической цепочкой

- Составление простых предложений  (словосочетаний) по предметной картинке

- Составление элементарного  связного повествовательного высказывания с использованием логической цепочки

     4. Наиболее успешным этапом работы считаю обучение алгоритму работы с логической цепочкой и составление простых предложений  (словосочетаний) по предметной картинке.

Материал мною преподнесён в доступной форме. На протяжении всего занятия поэтапно обучала детей элементарному связному высказыванию, на примере имеющегося у детей  опыта  «Как мы наряжали ёлку». Цель перед детьми поставила четко. Образовательный продукт, созданный детьми это элементарное связное высказывание. Дети получили опыт работая в подгруппе и индивидуально при создании продукта (связного высказывания).  В процессе занятия оказывала индивидуальную помощь ……. На этапе понимания содержания логической цепочки, составлении предложений по предметной картинке и связывании их в элементарный связный  рассказ. Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей.  На протяжении всего занятия учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка.  Поскольку главной целью занятия являлось составление  связного повествовательного высказывания, я старалась организовать деятельность детей так, чтобы каждый ребёнок смог составить связное высказывание  по логической цепочкой.

 Словарная работа на занятии прослеживалась в каждой части.

Новые слова: ёлка, нарядная, красивая, наряжали, украшали, новогодние игрушки, одинаковые, рассказывали по картинкам

Тема, цель и задачи соответствуют рабочей  программе для детей младшего дошкольного возраста.

5. Успешности занятия способствовали следующие компоненты:

- наличие сюжетной линии на протяжении всего занятия,

- логическая цепочка,  в виде предметных картинок, позволяющая составлять элементарное связное повествовательное высказывание.

- наводящие вопросы педагога

6. Образовательный продукт, который был создан детьми - элементарное связное повествовательное высказывание из 3-4______ предложений, используя логическую цепочку.

Настрой занятия эмоционально-положительный. Некоторая отвлекаемость детей связана с индивидуальными особенностями детей.

8. На занятии оптимально сочеталась индивидуальная и подгрупповая формы работы. Оборудование занятия соответствует санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.

Поставленной цели достигла.

Образовательная задача

Количество детей выполнивших задание

% детей оптимально усвоивших программный материала по данной задаче

Знают алгоритм работы с логической цепочкой:

- Рассмотри предметные картинки

- Выбери первую

- Разложи по порядку

- Подумай

- Расскажи  

умеют заканчивать предложение, начатое педагогом

Составляют предложение или словосочетание по каждой предметной картинке;

Составляют элементарное связное повествовательного высказывания из 3-4 предложений, используя логическую цепочку.

9. Уровень освоения программного материала на занятии оптимальный.

Достоинства занятия

Недостатки занятия

Грамотно, логически выстроенный конспект занятия

Временные рамки занятия

Методически грамотная последовательная работа над формированием связного высказывания

Речевые ошибки

Доступное, эстетичное наглядное сопровождение

Преобладание положительных эмоций детей

Достаточность и содержательная целесообразность объёма  материала

Динамичность занятия

C:\Users\N\Desktop\elkaCB.gif

http://wordsland.ru/magiclanguage/img/elka6.jpg

        

C:\Users\N\Desktop\Spruce.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юные помощники»

Данная деятельность позволяет  развивать наблюдательность, мышление, речь, самостоятельность,  закреплять представления о строении растений, знакомить с названиями некоторых из них...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детй младшего дошкольного возраста Тема: «Кот-проказник».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию, предназначенный для детей младшего дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнечный денек!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Времена года»...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух ...