Конспект ООД по развитию речи. Тема: "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Данное образовательная деятельность проводилась с детьми с целью обобщения их знаний об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). В процессе проведения ООД учили детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове, развивали фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, а также воспитывали  интерес к интерактивным играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_bukvy_i_zvuki.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные звуки и буквы (обобщающее занятие).

Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы).

 Задачи:

Развивающая:

  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Образовательная:

  • Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей интерес к интерактивным играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал:  презентация, диск с интерактивной игрой МЕРСИБО, конверт с письмом, карточки с буквами.
  • Раздаточный материал: ксерокопии для письма гласных букв, для выполнения штриховки буквы ы, прямоугольные карточки, разделённые на 3 квадрата, круги красного цвета, квадраты синего (2), зелёного (1) и красного цвета (6), простые карандаши и карандаши красного цвета, вееры с цифрами.  

Ход ООД:

Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Вы заметили, что у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем (СЛАЙД 1).  Сегодня нам пришло письмо из далёкого королевства Грамоты. Давайте посмотрим, что там написано. (Вскрываю конверт и зачитываю письмо.)

«В царстве Грамоты произошло несчастье. Злая колдунья Клякса похитила из Азбуки

некоторые буквы, а они очень нужны жителям королевства, так как без них никак нельзя прочитать многие слова (Слайд 2).  Клякса в письме обещает вернуть похищенное только в том случае, если вы выполните задания по каждой из украденных ею букв. Для того, чтобы узнать какие буквы были похищены вам нужно отгадать следующие загадки: (Слайд 3 – постепенное появление букв по мере отгадывания загадок).  

  1. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид, а начинает алфавит (Е. Тарлапан). – Какая это буква? (А).

  1. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. (Е. Тарлапан). Что это за буква? (О).
  2. У этой буквы как-будто ушки, как у зайки на макушке.

У улитки рожки тоже на эту букву так похожи (буква у).

  1. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!  А какая буква?  (И!)

  1. Бывает эта буква в конце и в середине, в конце капусты, свёклы,

а в середине дыни. - Какая это буква? (ы).

- Что общего вы заметили между этими буквами? (все они красного цвета, потому что гласные). Мы уже с вами знаем, что гласные звуки можно петь. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? (вернуть похищенные буквы). Что мы должны с ними сделать? (спасти от колдуньи Кляксы).

Чтобы спасти букву А нам надо выполнить такое задание: перед вами пустая тарелка, а внизу лежат фрукты и овощи. Вам надо будет положить на тарелку с помощью компьютерной мыши только те фрукты (интерактивная игра СЛАЙД 4, 5, 6), которые начинаются со звука А. При правильном выполнении задания вы будете слышать аплодисменты, при неправильном выполнении задания - гудок (вызываю к доске 1 ребёнка, который находит среди фруктов ананас, алычу, абрикос, апельсин; второй ребёнок кладёт на тарелку фрукты в названии которых есть звук А в других местах: груша, слива, гранат, виноград и т.д.). Молодцы, справились с первым заданием и спасли первую букву алфавита.

Однажды в королевстве Грамоты произошёл такой случай: старшая сестра учила младшую читать слова, а у неё ничего не получалось.

Старшая: Оленька выучила все буквы, а читать не может. Не получается. Никак у нее не складываются все буквы вместе. Что тут написано, Оленька?

Младшая: Не знаю.

Старшая: это какая буква?

Младшая: А.

Старшая: Молодец! А эта?

Младшая: У.

Старшая: А вместе?

Младшая: Не знаю.

Старшая: Ну, как же ты не знаешь?! Это А, а эта У! А если их сложить, что получится?

Младшая: Не знаю.

Старшая: А ты подумай!

Младшая: Я думаю!

Старшая: Ну и что?

Младшая: Не знаю.

Старшая: Ну, вот что. Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Младшая: (Подумала и говорит) Если я заблужусь в лесу, я буду кричать….. «МАМА!!!» (Л. Пантелеев)

- Кто из вас догадался, как надо кричать, если заблудились в лесу? (ау).

Задание от буквы У (работа с моделями): перед вами лежат квадраты красного, синего и зеленого цветов. Вам нужно с их помощью выложить у себя на столе как кричат в лесу? (Выслушиваю ответы детей).

Упражнение «Найди место звука О в словах».

А вы знаете, что сейчас в королевстве Грамоты наступило самое красивое время года, которое называется… (Слайд – осень). Перед вами лежат прямоугольники, разделённые на 3 квадрата. Вам нужно будет с помощью красного кружка показать, где в слове осень спрятался звук О. А теперь, посмотрите на доску и сравните, правильно ли вы выполнили задание. Потом, по мере появления других картинок, вы также будете определять место звука О в других словах. Всё реже в королевстве на небе появляется …(Слайд – солнце). Всё чаще жители королевства выходят на улицу с … (зонтиками. СЛАЙД). И очень часто все жители вспоминают жаркое и весёлое время года… (лето. Слайд) и игры с …. (Буратино – Слайд).

- А хотите вы сейчас поиграть с ним?  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Буратино потянулся, раз — нагнулся,

Два — нагнулся, Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы, и эту букву вы спасли. А сейчас нам нужно будет освободить из плена Кляксы  букву И. - Как вы думаете, что больше всего любит делать эта буква? (Назовите слова с этой буквой – играть в игры и игрушки). А у вас возникло желание немного поиграть? Поиграем в интерактивную игру (МЕРСИБО), которая называется «Волк и овечки» (Объясняю правила и ход игры).

А теперь пусть немного отдохнут наши глазки. «Рисуем буквы глазами», те буквы, которые мы уже спасли (показываю карточки с буквами А, У, О, И).

А теперь посмотрите на следующий слайд. Кто на нём изображён? (мышонок). Ему понравилась буква ы, потому что он очень любит сыр:   У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр. СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр. ? ПРОГОВОРИТЬ ЕЁ С ДЕТЬМИ? Мышонок  ещё маленький и не умеет считать, помогите ему сосчитать все слова с его любимой буквой в этом предложении. Сколько слов у вас получилось? (8). Проверка правильности выполнения задания.

- Кого больше всего боятся мыши? (кошек). Давайте мы с вами немного побудем кошками и выполним упражнение для глаз «Кискины глазки». Цель: укрепление глазной мышечной системы. Зажмурьтесь, выпучьте глаза, а затем широко распахните их (4-5 раз).

Буква ы очень хитрая, она никогда не встречается в начале слова, но ей очень хочется иметь свой портрет. А сделать мы его можем по – разному. Посмотрите на слайд (обращаю внимание на разные виды штриховок). Возьмите красные карандаши и с их помощью  выполните понравившуюся вам штриховку. (Обращаю внимание на посадку детей, на правильность выполнения задания).

        Посмотрите, вот мы и приблизились к замку Кляксы, но его двери закрыты (Слайд). Давайте попробует открыть этот замок на дверях. Пальчиковая гимнастика:

На стене висит замок. Кто его открыть бы смог?

Мы замочком повертели, мы замочком покрутили,

Мы замочком постучали, постучали и открыли.

Посмотрим, сдержит ли Клякса своё обещание? Вернёт ли она похищенные буквы в Азбуку (слайд)?

Но у нас еще не все задания выполнены, буквам очень нравится, когда вы их красиво и старательно пишите. Возьмите простой карандаш и на листах бумаги пропишите одну строчку ту букву, задания которой вам понравились больше всего (Исправление ошибок в правописании). А может кто-нибудь из вас захочет написать ту букву, которая лучше всего у вас получается или же кто-то из вас может выбрать ту букву, которая у вас пока не очень хорошо получается и вы хотели бы потренироваться в её написании. – Какую букву писала Саша? (Настя, Артём?).  Почему именно эту букву ты выбрала?

Подведение итогов ООД. Поощрение детей за работу.

Вы очень хорошо потрудились, спасая гласные звуки, поэтому Буратино передал Вам подарок – золотые ключики, с помощью которых вы сможете открыть двери в Страну ЗНАНИЙ, если будете хорошо учиться и слушаться взрослых.

- А как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания? (в школе).

   

«В царстве Грамоты произошло несчастье. Злая колдунья Клякса похитила из Азбуки

некоторые буквы, а они очень нужны жителям королевства, так как без них никак нельзя прочитать многие слова (Слайд 2).  Клякса в письме обещает вернуть похищенное только в том случае, если вы выполните задания по каждой из украденных ею букв. Для того, чтобы узнать какие буквы были похищены вам нужно отгадать следующие загадки:.  

  1. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид, а начинает алфавит (Е. Тарлапан). – Какая это буква? (А).

  1. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. (Е. Тарлапан). Что это за буква? (О).
  2. У этой буквы как-будто ушки, как у зайки на макушке.

У улитки рожки тоже на эту букву так похожи (буква у).

  1. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!  А какая буква?  (И!)

  1. Бывает эта буква в конце и в середине, в конце капусты, свёклы, 

а в середине дыни. - Какая это буква? (ы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи на тему "Звук и буква Э"

Данный конспект поможет вам на занятии по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Здесь четко и ясно показаны все моменты изучения данного звука....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"

Конспект занятия для подготовительной логопедической  группы ДОУ....

Конспект НОД. По развитию речи на тему : Звуки [з-з`] и буква Зз

Упражнять детей в определении места звуков [з—з\'] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с\'] и [з\'])...

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "Звук и буква К" в старшей группе

Конспект открытого занятия  по обучению грамоте «Звук и буква К»...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звук [Й] буква й»

Тема: «Звук [Й] буква й»Цель: расширение представлений о букве й и звуке [Й]Задачи:развитие умения выделять звук [Й] в словах.Совершенствование  умения производить звуковой и слоговой...

конспект занятия по развитию речи "В стране звуков и букв" в старшей группе

конспект занятия по развитию речи "В стране звуков и букв" в старшей группе...