Дидактическое пособие по развитию речи "Театр на фартуке"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Брилева Людмила Николаевна

Дидактическое пособие по развитию речи

«Театр на фартуке».

«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.

              Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени.

Наличие одного или нескольких признаков считается отклонением от нормы. Это будет мешать первокласснику полноценно усваивать учебный материал.

В чём я вижу пути решения проблемы?

В использовании обучающих, дидактических игр в детском саду. Они помогают развивать артикуляционный аппарат, активизировать речь, совершенствовать её выразительность.

 Моя разработка многофункционального пособия по развитию речи «Театр на фартуке» направлен на   повышение результативности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, а также для их профилактики.     Оно предназначено для индивидуальных и групповых занятий, потому что     формирует у дошкольников положительную мотивацию для успешного преодоления трудностей. 

Вариант игры 1

«По дороге в сказку»

Цель: продолжать учить детей узнавать сказки по загадкам, предметам.

Задачи:

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи.

Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: Текстильный фартук и набор картинок сказочных героев.

Ход игры:

Ведущий выкладывает на фартук картинки   с сюжетами сказок и загадывает загадку. Дети должны угадать название сказки. Если дети затрудняются воспитатель начинает рассказ сказки. Тот ребёнок, который угадал название сказки получает жетон.

Вариант 2

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Оборудование: Текстильный фартук и набор картинок сказочных героев.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев и помещает его на фартук, а дети добавляют его сказочное название.

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

Вариант 3

«Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Оборудование: фартук, герои сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.

Ход игры:

Взрослый помещает на фартук картинку с героем сказки и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.

Вариант 4

 «Козлята и зайчик»

Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Оборудование: Фартук, плоскостные картинки героев сказочных.

Ход игры:

          Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить и показать одному из детей на фартуке. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали). Дети по желанию выбирают из набора картинок сказочных героев и продолжают сказку. Придумывая новый сюжет.

Вариант 5

 «Придумай сказку»

Цель: формировать навыки в придумывании сказки со случайно выбранными героями

Задачи:

Стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов;

Развивать диалогическую и монологическую речь;

 Воспитывать умение работать коллективно.

Оборудование: Фартук, плоскостные картинки сказочных героев.

Ход игры:

Воспитатель называет главного героя сказок и выставляет картинку на фартук, а дети придумывают коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. 

             В процессе «фартуховой» театрализованной деятельности педагог побуждает детей к обобщению услышанного и увиденного; комментирования; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность и развивает речь детей. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию речи

Цель:  Обучать  работе с признаками объектов и значением этих признаков, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями, развить умение исследовать и классифицировать объекты ...

Дидактическое пособие по развитию речи "Следователи"

Цель : Развивать речь. Обучать детей устанавливать причинно-следственную связь между двух объектов. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление....

Дидактическое пособие по развитию речи "Умные планшеты"

ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции....

Дидактическое пособие по развитию речи "Шифровщики"

Цель : Развивать речь. Обучать детей распознавать имена признаков и их значение. Рассказывать об объекте, используя значки признаков....

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...