Консультация «Обучение детей составлению творческих рассказов по рисункам из пластилина».
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Методика  составления рассказов с элементами творчества предполагает: умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности  у дошкольников определенных навыков связных развернутых высказываний таких как: пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_ns-portal.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитателя МБДОУ№ 66 «Веселые нотки» города Набережные Челны РТ на тему: «Обучение детей составлению творческих рассказов по рисункам из пластилина».

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), с логически выстроенным сюжетом, облеченными в определенную, соответствующую методическим требованиям, словесную форму. Творческие рассказы разнообразны по степени сложности и самостоятельности. К основным видам творческого рассказывания – составление рассказов с элементами творчества – относятся:

- составление рассказов по аналогии;

- придумывание продолжения и завершения рассказа;

- составление рассказа по  опорным словам (картинкам);

- составление рассказа на предложенную взрослыми или же сверстниками тему.

Методика  составления рассказов с элементами творчества предполагает: умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности  у дошкольников определенных навыков связных развернутых высказываний таких как: пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей дошкольного возраста  связано с некоторыми трудностями. Как правило, дети испытывают затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко, составление небольшого рассказа на заданную тему подменяется пересказом знакомого текста. Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников составлению рассказов с элементами творчества и к использованию адекватных приемов обучения детей.

В связи с этим творческой группой ДОУ была разработана программа по обучению детей дошкольного возраста составлению творческого рассказа по результатам продуктивной деятельности. В нашем случае по рисункам из пластилина –  пластилинография. Эта работа проходит в три этапа:

1 этап- знакомство и обучение детей приемам лепки пластилинография;

2 этап - создание условий и мотивация к созданию описания готовой работы;

3 этап -  составление творческого рассказа по своей работе (поделке).

 Самым сложным является третий этап. За основу работы были взяты методики составления творческого рассказа корифеев, педагогов-новаторов в речевом развитии: О.С. Ушакова, Гербова, Короткова.

При обучении детей составлению творческих рассказов рекомендуется использовать методы и приемы: опору на образец начала рассказа, данный педагогом; вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа; предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога и др.

Рассмотрим приемы работы над составлением дошкольниками основных видов творческих рассказов.

1. Составление рассказов по аналогии. При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме. Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей. В дальнейшем, в связи с возросшими речевыми и познавательными возможностями детей, обучение составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа.

Структура таких занятий включает:

- рассматривание работы, вопросы к детям следующего характера: как выглядит предмет (или объект), как ты думаешь, что с ним(ней) могло бы произойти если бы….

- конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия);

- рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

2. Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой на наглядный материал. Детям предлагается картина, (изображение) кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией. Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого и  доброго конца являются работы по мотивам  народных сказок (использование НРК) - «Курочка ряба», «Теремкэй», «Колобок», «Лисичка – сестричка и серый волк»…

3. Составление рассказов на тему по опорным словам эффективно использовать при  обучении детей с особенностями в развитии (инклюзивное образование).  Вначале обучение целесообразно проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор — соответствующими картинками. Помимо изображений предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети. При затруднениях воспитатель может предложить образец начала рассказа.

В структуру занятий по обучению детей дошкольного возраста составлению творческого рассказа  рекомендуется включать:

- беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа):

- обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;

- указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др);

- обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму);

- «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему.