Дифференциация звуков «Ж» и «З»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Василькова Анна

 Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах, уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки; отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах; формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж]; развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей; воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.фференцировать звуки [З] - [Ж];  развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей; воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zh-z.docx268.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков «Ж» и «З» в старшей группе.


Цели: Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах.

Программное содержание:


  1. уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;


  1. отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;


  1. формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];


  1. развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей;


  1. воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.

Активизация словаря: жираф.

Наглядный материал:

Мультимедийное оборудование

Магнитная доска

Перфокарта артикуляции звуков З и Ж

hello_html_m713ff637.jpg

Карточки гостей: пчелка Жужа и комарик Звонарик.

hello_html_78d215cc.jpg hello_html_m239d5e50.jpg

Карточки к игре «Четвертый лишний»

жираф

hello_html_m13c3d735.jpgеж

hello_html_m30081092.jpg

жилет

hello_html_m452b81ca.jpgбереза

hello_html_m4579b0b4.jpgлыжи

hello_html_mf22b954.jpgзонт

hello_html_2f337e48.jpg

зубы

hello_html_796e8989.jpgваза

hello_html_m6b864f3e.jpgжаба

hello_html_m4ed5754.jpgжук

hello_html_m4ab920eb.jpgзаяц

hello_html_491748a6.jpg

лужа

Карточки для задания «Помоги животным найти свой домик»

hello_html_5a9ba5ce.pnghello_html_m5440ecb9.jpg

hello_html_m4ab920eb.jpghello_html_m6280c4d6.jpghello_html_m13c3d735.jpghello_html_mc2b86b0.jpghello_html_m4ed5754.jpghello_html_6e4e7c18.jpg

Карточки с изображениями животных: заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея

Предварительная работа:

Д/и «Поймай звук»,  «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.

Физминутка

Д/у «Отгадай загадку», П/И «Комары и пчелки»,

Вопросы, загадки, проговаривание звуков

«Слоговая песенка».

Индивидуальная работа:

Индивидуальная работа с Булатом и Ариной в проговаривании звуков «Ж» и «З».

С Артемом употребление слова «Жираф» в предложении.

Структура занятия:

Вводная часть(3 мин.)

Методические приемы: сюрпризный момент (гости), наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при правильном произношении), словесные (оценка детской речи).

Основная часть. (17 мин)

Методические приемы: наглядные(раздаточный материал), словесные (повторное проговаривание, вопрос), игровые (физминутка, под. игра).

Заключительная часть (5)

Методические приемы: словесные (вопрос),.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня к нам на занятие обещали посетить гости, угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:

Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (комар)

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая     (пчела).

—……

—Ребята, это их звучание (последовательно звучит жужжание пчелы, затем комара). Скажите как звенит комарик?

— ( ЗЗЗЗ….)

— А как жужжит пчела?

— ( ЖЖЖ….)
—Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, поздоровайтесь.

— Здравствуйте! Исемесез!

— Жужа и Звонарик очень хотят знать правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?

— Да

— Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков

На доске помещается схема – перфокарта артикуляции звуков З и Ж

— песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает

— ( ЗЗЗЗ….)

— Булат, повтори как поет комарик?

Булат: ( ЗЗЗЗ….)

— песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит теплый воздух, горлышко работает.

— ( ЖЖЖ….)

— Арина, как жужжит пчелка?

Арина ( ЖЖЖ….)

— Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет легче общаться с нашими гостями: девочки-пчелки, мальчики – комарики.

Игра «Комары и Пчелки».

Дети разбиваются на две группы, называя слова со звуками З-Ж. Одни изображают пчелок, другие —комаров. Один ребенок изображает сову.

— «Комары летят, комары гудят». Дети — комары — вылетают и гудят: «з-з- з». «Пчелки летят, пчелки жужжат». Дети — пчелки— вылетают и жужжат: «ж-ж- ж». Сова говорит: «Я — сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, пчел, комаров ловлю». Делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой»

— Ребята, молодцы! А теперь следующее задание от наших гостей. Задание «Слоговая песенка».Повторяйте за мной слоговую песенку:

за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы

Новое задание «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем карточки и отвечаем. Первая карточка «Жираф, ежик, жилет, береза»

— береза

«Лыжи,  зонт, зубы, ваза»

— «Жаба, жук, заяц, лужа»

— Ребята, все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и они предлагают поиграть .

Физминутка «Жираф»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде .(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки: (после того, как дети назовут правильный ответ, воспитатель выставляет картинки отгадок)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

— Зайчик

Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.

— Ежик

Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел

— Змея

У этой лошадки одёжка в полоску. Похожа одёжка её на матроску.

— Зебра

Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий.

— Жираф

Шесть ног без копыт, летит – жужжит.

— Жук

— Какие звуки научились различать? Булат, какие звуки ты запомнил?

Булат: «Ж» и «З»

— Арина, назови звуки с которыми мы сегодня познакомились.

Арина: «З» и «Ж»

А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик».

— предлагает расселить лесных жителей по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея)

— Артем, помоги жирафу найти свой домик.

Артем: Жираф будет жить в желтом домике.

Артем, а почему в желтом домике?

Артем: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»

— Молодец. Теперь зайчика поселим в домик

А еж с кем в домике по соседству будет жить?

Зебра в желтый или зеленый домик пойдет?

— Жука к кому домик подселим?

— Ну, у нас змея осталась пока без домика. Где же ее домик?

— Конечно, В желтый домик- жираф, еж, жук, а в зеленый- заяц, зебра и змея. Ну теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и Звонариком. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам поиграем. Нам с вами очень весело было.

Рефлексия.

— Как звали пчелку и комарика?

— Какие звуки учились различать?

— Что запомнили?

— Что понравилось?

— Что было трудно?

— До свидания, Ребята!

— До свидания. Саубылыгыз!



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...