Главные вкладки

    Дифференциация звуков «Ж» и «З»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

     Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах, уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки; отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах; формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж]; развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей; воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.фференцировать звуки [З] - [Ж];  развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей; воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_zh-z.docx268.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Дифференциация звуков «Ж» и «З» в старшей группе.


    Цели: Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах.

    Программное содержание:


    1. уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;


    1. отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;


    1. формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];


    1. развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей;


    1. воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять друг друга.

    Активизация словаря: жираф.

    Наглядный материал:

    Мультимедийное оборудование

    Магнитная доска

    Перфокарта артикуляции звуков З и Ж

    hello_html_m713ff637.jpg

    Карточки гостей: пчелка Жужа и комарик Звонарик.

    hello_html_78d215cc.jpg hello_html_m239d5e50.jpg

    Карточки к игре «Четвертый лишний»

    жираф

    hello_html_m13c3d735.jpgеж

    hello_html_m30081092.jpg

    жилет

    hello_html_m452b81ca.jpgбереза

    hello_html_m4579b0b4.jpgлыжи

    hello_html_mf22b954.jpgзонт

    hello_html_2f337e48.jpg

    зубы

    hello_html_796e8989.jpgваза

    hello_html_m6b864f3e.jpgжаба

    hello_html_m4ed5754.jpgжук

    hello_html_m4ab920eb.jpgзаяц

    hello_html_491748a6.jpg

    лужа

    Карточки для задания «Помоги животным найти свой домик»

    hello_html_5a9ba5ce.pnghello_html_m5440ecb9.jpg

    hello_html_m4ab920eb.jpghello_html_m6280c4d6.jpghello_html_m13c3d735.jpghello_html_mc2b86b0.jpghello_html_m4ed5754.jpghello_html_6e4e7c18.jpg

    Карточки с изображениями животных: заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея

    Предварительная работа:

    Д/и «Поймай звук»,  «Четвертый лишний»

    Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.

    Физминутка

    Д/у «Отгадай загадку», П/И «Комары и пчелки»,

    Вопросы, загадки, проговаривание звуков

    «Слоговая песенка».

    Индивидуальная работа:

    Индивидуальная работа с Булатом и Ариной в проговаривании звуков «Ж» и «З».

    С Артемом употребление слова «Жираф» в предложении.

    Структура занятия:

    Вводная часть(3 мин.)

    Методические приемы: сюрпризный момент (гости), наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при правильном произношении), словесные (оценка детской речи).

    Основная часть. (17 мин)

    Методические приемы: наглядные(раздаточный материал), словесные (повторное проговаривание, вопрос), игровые (физминутка, под. игра).

    Заключительная часть (5)

    Методические приемы: словесные (вопрос),.

    Ход занятия:

    — Ребята, сегодня к нам на занятие обещали посетить гости, угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:

    Словно гвоздик на магнит,
    Он на нас бросается –
    Без бубенчиков звенит,
    Без зубов кусается. (комар)

    Громко я жужжу, летая,
    Мёд целебный собирая.
    Всем полезна и мила
    Хлопотливая     (пчела).

    —……

    —Ребята, это их звучание (последовательно звучит жужжание пчелы, затем комара). Скажите как звенит комарик?

    — ( ЗЗЗЗ….)

    — А как жужжит пчела?

    — ( ЖЖЖ….)
    —Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, поздоровайтесь.

    — Здравствуйте! Исемесез!

    — Жужа и Звонарик очень хотят знать правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?

    — Да

    — Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков

    На доске помещается схема – перфокарта артикуляции звуков З и Ж

    — песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает

    — ( ЗЗЗЗ….)

    — Булат, повтори как поет комарик?

    Булат: ( ЗЗЗЗ….)

    — песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит теплый воздух, горлышко работает.

    — ( ЖЖЖ….)

    — Арина, как жужжит пчелка?

    Арина ( ЖЖЖ….)

    — Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет легче общаться с нашими гостями: девочки-пчелки, мальчики – комарики.

    Игра «Комары и Пчелки».

    Дети разбиваются на две группы, называя слова со звуками З-Ж. Одни изображают пчелок, другие —комаров. Один ребенок изображает сову.

    — «Комары летят, комары гудят». Дети — комары — вылетают и гудят: «з-з- з». «Пчелки летят, пчелки жужжат». Дети — пчелки— вылетают и жужжат: «ж-ж- ж». Сова говорит: «Я — сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, пчел, комаров ловлю». Делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой»

    — Ребята, молодцы! А теперь следующее задание от наших гостей. Задание «Слоговая песенка».Повторяйте за мной слоговую песенку:

    за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы

    Новое задание «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем карточки и отвечаем. Первая карточка «Жираф, ежик, жилет, береза»

    — береза

    «Лыжи,  зонт, зубы, ваза»

    — «Жаба, жук, заяц, лужа»

    — Ребята, все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и они предлагают поиграть .

    Физминутка «Жираф»

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде .(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках.

    Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки: (после того, как дети назовут правильный ответ, воспитатель выставляет картинки отгадок)

    У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

    — Зайчик

    Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.

    — Ежик

    Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел

    — Змея

    У этой лошадки одёжка в полоску. Похожа одёжка её на матроску.

    — Зебра

    Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий.

    — Жираф

    Шесть ног без копыт, летит – жужжит.

    — Жук

    — Какие звуки научились различать? Булат, какие звуки ты запомнил?

    Булат: «Ж» и «З»

    — Арина, назови звуки с которыми мы сегодня познакомились.

    Арина: «З» и «Ж»

    А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик».

    — предлагает расселить лесных жителей по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея)

    — Артем, помоги жирафу найти свой домик.

    Артем: Жираф будет жить в желтом домике.

    Артем, а почему в желтом домике?

    Артем: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»

    — Молодец. Теперь зайчика поселим в домик

    А еж с кем в домике по соседству будет жить?

    Зебра в желтый или зеленый домик пойдет?

    — Жука к кому домик подселим?

    — Ну, у нас змея осталась пока без домика. Где же ее домик?

    — Конечно, В желтый домик- жираф, еж, жук, а в зеленый- заяц, зебра и змея. Ну теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и Звонариком. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам поиграем. Нам с вами очень весело было.

    Рефлексия.

    — Как звали пчелку и комарика?

    — Какие звуки учились различать?

    — Что запомнили?

    — Что понравилось?

    — Что было трудно?

    — До свидания, Ребята!

    — До свидания. Саубылыгыз!



     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

    Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

    «Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

    Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

    конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

    Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

    Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

    Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать...

    Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

     Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...