Конспект логоритмического занятия, карта самоанализа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект логоритмического занятия по сказочному сюжету для детей старшего дошкольного возраста.

Карта самоанализа НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_skazochnomu_syuzhetu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект логоритмического занятия с опорой на лексическую       тему по сказочному сюжету для детей старшего дошкольного возраста.

                 

                             Тема: « «Приключения Буратино»

                               по мотивам сказки А.Толстого».

Программные задачи:

- способствовать совершенствованию творческой речевой активности детей через развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- увеличение объема памяти, расширение словарного запаса детей;

- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

- формирование двигательных навыков.

Оборудование: пиктограммы эмоциональных состояний- радость, удивление, огорчение, гнев и т.д.; буквы «А», «Б», «В», «Г», «Д»;  зеркальце каждому ребенку; иллюстрации сказочных героев к сказке «Золотой ключик»; доска; магнитофон, кассета с аудиозаписями.

Ход занятия:

Воспитатель:

Всем известен мальчик Буратино,

Всем известна девочка Мальвина

И когда-то очень-очень страшный

Бородатый Карабас.                М.Дахие

    Сегодня мы вспомним сказку «Золотой ключик». В далекой стране Италии жил шарманщик Карло.

Девочка:

Себе проказника сынишку

Он из полена смастерил.

А чтобы рос тот мальчик умным,

Ему он азбуку купил.              Ю. Гурин

    Сначала папа Карло научил своего деревянного сынишку двигаться.

                         Упражнение на развитие координации движений «Раз-два!»

    Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Раз-два! Поклонись,

На носочки поднимись,

Приседай,

И вставай,

И головкой покачай,

Руку правую свою

Вверх скорее подними.

Ну а левою рукою

На себя ты помаши.

На пояс руки ставь скорей

И прыгай, прыгай веселей.

Воспитатель: Папа Карло объяснил Буратино, чтобы стать умным, нужно обязательно учиться в школе. Буратино немного расстроился, узнав, что в школу надо ходить всю неделю, кроме воскресенья.

Ребенок читает стихотворение «Дни недели» С.Кузьмина.

Среди дней любой недели

Первым будет понедельник.

День второй за ним пошел,

Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда…

Третий день всегда среда.

Он четвертый там и тут,

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа.

День шестой всегда суббота.

День седьмой? Его мы знаем:

Воскресенье,- отдыхаем.

Воспитатель: Утром Буратино поспешил в школу. Но, встретив по пути театр, он продал свою азбуку и купил билет на представление. В театре Буратино очень понравилось. Куклы очень весело плясали на сцене.

Дети исполняют парный танец.

Воспитатель: Буратино не удержался, выскочил на сцену и как настоящий артист стал смешить публику. Он громко кричал и кривлялся:

    - Перед зеркалом мальчишка

     Корчит рожи, как мартышка.       С.Коган

    Дети мимикой передают изменения настроения по пикторгаммам эмоциональных состояний.

    Буратино и куклы забыли о публике и стали весело играть.

     

     Голландская народная игра «Седьмой прыжок»

Кто сказал, что я                                       Дети двигаются по кругу боковым галопом,

Не умею танцевать?                                  положив руки на плечи соседей.

Семь прыжков свободно

Мог бы сделать  я опять.

Не раз уже проверено,                              Выставляют по очереди  ноги на пятку,

Танцую я уверенно.                                   поставив руки на пояс.

Глянь, дружок:                                           Руки ставят на пояс.

Вот мой первый прыжок.                          Готовятся к прыжку.

Раз!                                                               Делают энергичный прыжок.

                            Русский текст Я. Серпина.      

Воспитатель: Хозяин театра злой Карабас-Барабас хотел наказать Буратино за то, что он сорвал кукольное представление, и бросить его в огонь. Но, узнав, что за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло находится таинственная дверца, Карабас- Барабас дал деревянному человечку пять золотых монет и велел охранять эту дверь. Быстро побежал Буратино домой.

            Двигательные упражнения «Мы идем по кругу».

                (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы идем по кругу. Посмотри!

И шагаем дружно: раз, два, три!

Мы скачем по дороге,

Меняя часто ноги.

Поскакали, поскакали:

Скок-скок-скок.

А потом, как аист, встали-

И молчок!                         Т.Власова, А. Пфафенродт.

Воспитатель: Но кот и лиса обманом выманили у Буратино деньги. Буратино, спасаясь от них, заблудился в лесу. Он стал громко кричать, что даже эхо отзывалось.

                       Речевая игра «Эхо».

    Воспитатель спрашивает, дети отвечают с разной интонацией, как эхо.

- Эхо, я тебя зову!

- Ау, ау!                                      Призывно

- Ты уже ело?

- Ело, ело!                                 Утвердительно

- Хочешь булочку мою?

- Чью? Чью?                              Вопросительно

- Я тебе конфетку дам!

- Ам! Ам!                                   Радостно

- Эхо, ближе подойди!

- Ты иди! Ты иди!                     Просительно

- А вдруг там болото?

- То-то, то-то!                             Испуганно

- Ладно, я потом приду!

- Жду! Жду!                                 Успокаивающе.

Г.Власова, А.Пфафенродт

Воспитатель: Кукла Мальвина и ее верный пудель Артемон пришли на помощь Буратино. Мальвина была красавицей с голубыми волосами.

Девочка:

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

                        В.Степанов

Воспитатель: Сначала Мальвина его накормила.

               Пальчиковая игра «Чебурек».

Жил на свете человек                                      Дети «пекут пирожки» (то одна рука

По прозванью Чебурек,                                   сверху, то другая).

С дочкой и сынишкой:                                    Отводят в сторону сначала одну руку,

                                                                            потом другую.

Пончиком                                                          Складывают ладошки «пирожком».

И Пышкой.                                                        Складывают ладошки «пышкой».

А его жена Оладья                                            Показывают, как шьют иголкой.

Шила всем соседям платья:

Со сметаною худым,                                         Прижимают ладони одна к другой.

Толстым с кремом заварным.                           Разводят руки в стороны.

                                   М. Яснов

    Воспитатель: Потом Буратино вместе с Артемоном работали в огороде.

               Скороговорка «Возле грядки».

Возле грядки- две лопатки.

Возле кадки- два ведра.

После утренней зарядки

Мы работали на грядке –

И посадки все в порядке.

Их теперь полить пора!                 Е. Благинина

    Воспитатель: Буратино все это порядком надоело. Но Мальвина стала учить его грамоте.

                          Логопедическая гимнастика.

(Показать детям буквы)

А – арбуз большой купили.                           Улыбнуться, широко открыть рот.

Рот пошире мы открыли.                                Удерживать его в таком положении 5-10 с.

Б – болтают две болтушки -                           Рот открыть. Болтать языком вперед – назад

Неразлучные подружки.                                 по верхней губе: «Бл – бл - бл».

В – варенье мы оближем.                              Рот открыть и улыбнуться. Облизать языком

Язык к носу тянем ближе.                             верхнюю губу. При этом стараться «обнять»

                                                                          языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая

                                                                          язык в глубь рта.

Г – грибок на тонкой ножке                         Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать

Показали мы Антошке.                                 язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю

                                                                         челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Д – дудела дудочка.                                       Губы вытянуть вперед. Удерживать их в

Губки сделай «трубочкой».                          таком положении 5 -10 с.

                                          Т. Куликовская.

Игра «Угадай слово».

    Воспитатель: Буратино не хотел читать, а когда Мальвина предложила ему заняться письмом, он опустил свой нос в чернильницу вместо ручки и наставил на бумаге кляксы. Мальвина посадила в чулан нерадивого ученика.

Девочка:

- Буратино приютила,

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его мне наказать.             Ю. Гурин

    Но Буратино убежал из чулана и ночью свалился в пруд. Лягушки засмеялись над деревянным мальчуганом.

                                          Скороговорка.

    Дети проговаривают слоги в быстром темпе, хлопая в ладоши и ударяя на последний слог по коленям.

Ха – ха - ха – ха – ха – ха – ха!

Хо – хо – хо – хо – хо – хо – хо!

Хи –хи – хи – хи – хи – хи – хи!

Хе – хе – хе – хе – хе – хе – хе!

    Воспитатель: Буратино немного погрустил, нот лягушата решили развеселить его и поиграли с ним.

 

                 Русская народная игра «Зоренька – заря».

    Воспитатель: В пруду жила старая черепаха Тартилла. Она отдала Буратино золотой ключик, тот самый, который открывал дверь в каморке папы Карло.

    Девочка:

Он в пруд упал, и Карабас

Просил достать его не раз.

Однако старая Тартилла

Его мальчишке подарила.              Ю. Гурин.

    Воспитатель: Настало утро. Буратино вернулся домой. Он вместе с папой Карло и своими друзьями – куклами открыл золотым ключиком дверцу и нашел там чудесный театр, в котором куклы стали устраивать замечательные представления. А в театр Карабаса – Барабаса никто больше не ходил. Папа Карло следил, чтобы куклы не только выступали на сцене, но и ходили в школу. Ведь только тот, кто учится в школе, будет умненьким и благоразумненьким.

                          В исполнении детей звучит «Песня о школе».  

                К А Р Т А   С А М О А Н А Л И З А   З А Н Я Т И Я    ( Н О Д ).

Дата проведения занятия ________________________.

Возрастная группа ______________________________.

Количество детей _____________ чел.

Ф. И. О. воспитателя ____________________________.

Начало занятия ___________________. Окончание занятия ___________________.

  1. Характеристика элементов занятия.
  1. Характеристика программных задач.
  2.    В занятии прослеживалась интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

        Логоритмическое занятие составлено с опорой на лексическую тему. В сюжете занятия использована сказка зарубежного писателя, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.

  1.    В составлении данного занятия использовались фрагменты готовых занятий методических разработок М.Ю.Картушиной, вносились изменения , корректировались задачи и объем программного материала в соответствии с уровнем речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико- фонематической стороны речи детей.
  2.    Задачи ориентированы на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; увеличение объема памяти; развитие двигательного и артикуляционного праксиса; развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторный координаций; формирование двигательных навыков.
  3.    Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песенки с движением, пальчиковой игры проходит в ненавязчивой  игровой форме, без лишней дидактики. В занятие включены коммуникативные игры и танец. Поскольку они построены на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение  друг к другу, то в целом они дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце- игре.
  4. Характеристика деятельности воспитателя.
  5.    Воспитатель был эмоционален, доброжелателен, речь четкая. В играх принимал непосредственное участие. Когда дети ошибались, давал возможность исправиться самостоятельно.
  6.    На занятии использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.
  7.    Использовались приемы: игровые, наглядные, словесные. Многократное повторение изучаемого в играх способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. В ритмических играх с музыкальным сопровождением задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный.
  8.    Воспитатель помимо речевых задач уделял внимание этическим, развитию эстетического вкуса.
  9.    Степень коррекционной работы над произносительной стороной речи  варьировалась в соответствии с характером нарушений речи у детей.
  10.    Воспитатель создал условия для возникновения удивления, интереса детей; организовывал ситуацию успеха, поощряя любое усилие с их стороны, радуясь  творческим проявлениям.
  11. Характеристика  деятельности детей.
  12.    Игровое построение занятия создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждало каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает  познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
  13.    Дети с удовольствием принимали участие в речевых играх, легко переключались от одной части занятия к другой. Были внимательны, замечали и исправляли свои ошибки и ошибки своих друзей.
  14.    
  15. Характеристика условий проведения занятия.

  1.    Санитарно- гигиенические условия соблюдались:

- длительность занятия составила 25 минут, что соответствует санитарно- гигиеническим нормам;

- занятие проходило в проветриваемом помещении, перед занятием была проведена влажная уборка групповой комнаты;

- присутствовала смена деятельности детей в течение занятия;

- удовлетворенность двигательной активностью ( дети практически не сидели за столами, за исключением упражнений логопедической гимнастики, где приветствуется положение «сидя»).

  1. Характеристика связей между элементами занятия, их взаимодействие.

Содержание занятия усложняется по мере поэтапного усвоения речевого материала.

Занятие включает:

- артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Воробьевой.; чистоговорки для автоматизации звуков; пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

 - чистоговорку для автоматизации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- вокально- артикуляционные упражнения для развития певческих навыков и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- музыкальная игра, способствующая развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно- образного мышления;

- коммуникативный танец для развития динамической  стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия ОНР. В гости к бабушке Алене.

Дети отправляются в деревню к бабушке, чтобы познакомиться с домашними животными. По дороге  они посещают лес, где встречают диких животных.Закрепление лексических тем "Домашние животные", "Дикие...

Конспект логоритмического занятия (стертая дизартрия). Поездка в лес. Зима.

Цель: Закрепление лексической темы зима,образование притяжательных прилагательных,согласование существительных с прилагательными....

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Стойкий оловянный солдатик" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена

Логоритмические занятия - эффективная форма речевого развития детей. В конспекте указаны основные ключевые компетентности и интеграция общеобразовательных областей....

Конспект логоритмического занятия "Ежик и его друзья"

Конспект  занятия "Ёжик и его друзья" с элементами логоритмики для детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Во саду ли в огороде.

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Лимпопо (животные жарких стран)

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...