Деловая игра по развитию речи детей "Педагогический экспресс"
материал по развитию речи на тему
Цель методической игры:Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_po_razvitiyu_rechi.docx | 397.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель игры:
• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
Карточка №1
Теоретическая часть. Выбрать правильные ответы.
1 | Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад). |
2 | Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения). |
3 | Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя). |
4 | Назовите типы высказываний (описание, предположение, повествование, рассуждение, доказательство) |
5 | Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение |
6 | Как называется текст , в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение) |
7 | Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение) |
8 | Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство) |
Карточка №2
Придумать загадки, пользуясь моделями составления загадок и загадать их второй команде участников.
Модель 1.
Для составления загадки выбран объект (самовар).
Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
САМОВАР | |
Блестящий. | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). /Что бывает таким же?/
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
ЁЖИК | |
Ёжик пыхтит, | Как новенький паровоз Как сломанный чайник |
собирает | Как хорошая хозяйка Как жадина |
семенит | Как ребёнок, который учится ходить Как старый гном |
Протокол составления загадки про ежика
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как сломанный чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый гном (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение":
"Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение":
"Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Карточка №3
Раздать заготовленные модели – листы для составления загадки.
ОЧКИ, БУДИЛЬНИК, ПЕТУХ, УТЮГ. | |
|
|
|
|
|
|
Карточка № 4
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
Карточка № 5
Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом:
«Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
Карточка №5 Скороговорки
Предлагаю выйти по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
РЕФЛЕКСИЯ.
Котко Л.Н. – старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №6 станица Старощербиновская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по развитию речи
Цель мероприятия: активизировать деятельность педагогов....
деловая игра по развитию речи
приемы по развитию речи...
Деловая игра по развитию речи.
Цель. Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать н...
Деловая игра по развитию речи
Цель: Способствовать приобретению опыта коллективной работы; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще....
Деловая игра по развитию речи для педагогов «Путешествие в страну Речезнай-ка»
Деловая игра по развитию речи «Путешествие в страну Речезнай-ка»Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в ко...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ?
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ?...
Деловая игра Тема: «Развитие речи дошкольников»
ЦЕЛЬ: формирование педагогической компетентности педагогов, развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, уточнение знаний и умений педагогов по п...