Организация речевой среды в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Мехоношина Валентина Сергеевна

Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rechevoy_sredy_v_dou.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.

2слайд:

Наш детский сад работает по программе "Мир открытий", программа направлена на формирование у детей социально-личностного развития,    Программы «Дорогою добра»Л.В.Коломийченко и «Развитие речи» О.С.Ушаковой направлены на развитие коммуникативной компетентности ребенка, взаимосвязи коммуникативных и речевых умений, развитие речи в общении, усвоение  социального опыта, познание, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие творческих способностей дошкольников.

     Программа «Развитие речи» О.С.Ушаковой помогает  педагогам решать задачи дошкольного образования по речевому развитию детей. Структура занятий по этой программе определяется принципом взаимосвязи  различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. На занятиях решаются и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.  

3 слайд:

Первым этапом моей работы стало создание предметно-развивающей среды в группе. Эта работа помогла уточнить мои знания по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста. Решая задачу, обогащения развивающей среды в группе  элементами для  развития речевой активности  дошкольников постаралась рационально и целесообразно расставить мебель, выделить различные «зоны» и «уголки».

4слайд:

Расстановка мебели такова, что позволяет найти каждому ребенку место удобное для занятий, игр и комфортная с точки зрения его эмоционального состояния: удаление от детей или наоборот позволяющее ощутить тесный контакт с ними.

В художественно-речевую зону вошли уголки:

- народно-прикладного искусства;

- «ряжения»;

- книжный;

- театральный;

- музыкальный

5 слайд:

Мной изготовлены дидактические материалы для данных уголков, подобран иллюстративный материал, книги, оформлены альбомы: «Потешки», «Загадки», «Чистоговорки».В группе имеется самовар, деревянные ложки, расписные тарелки, кувшины. Большую радость детям нашей группы приносят народные игрушки: матрешки, Буратино, Петрушка, коллекция народных игрушек сделанных руками детей.

Из подручных материалов изготовлены такие атрибуты как радио, телевизор, микрофон.

6 слайд:

Важной формой работы с детьми по речевому развитию является непосредственно образовательная деятельность. Практика показала, что успешность занятий  зависит не столько от формы, сколько от содержания применяемых методов  и стиля общения с детьми. Из опыта работы знаю, что если детям предложить что-то новое, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Поэтому не жалею сил придумывая  необычную мотивацию для активизации  речевой активности дошкольников в НОД

Например:

- получение письма, посылки

- использование игрушки, персонажей театрального уголка.

7 слайд:

Наибольшую радость детям доставляет приход Буратино. Буратино - представитель мира русской сказки.С помощью Буратино  стимулирую речевую активность детей: загадываю загадки, прошу помощи , изображаю непонятливость, рассказываю сказки или прошу чтобы дети рассказали сказку для Буратино. Буратино может начать сказку неправильно, что-то пропустить, что-то забыть. Тогда дети помогают ему вспомнить и рассказывают сказку правильно.

 Приход Буратино  помогает создать особую обстановку в ходе непосредственно образовательной деятельности. Дети включаются в игровую ситуацию, воспринимают Буратино как живое существо. В ходе НОД дети пользуются монологической  и диалогической речью, задают Буратино вопросы, рассказывают о событиях.

8 и 9 слайд:

Таким образом, поддерживается высокий эмоциональный настрой в течение всей непосредственно образовательной деятельности. Считаю, что высокий эмоциональный тонус – это не украшение НОД, а необходимое условие, которое помогает «разбудить» самых флегматичных детей. Поэтому  проведение НОД по восприятию художественно литературы провожу в театральной студии, где особенно ощущается сказочная обстановка и атмосфера праздника. Развивается  не только эмоциональная сфера ребенка, но и речевые умения. Кроме того осуществляется расширение словарного запаса и красочнее становится речь.  

Большое внимание в ходе НОД уделяю пересказу текста произведения с одной стороны и осознанию содержания прочитанного, его языковых средств, с другой.

Пересказ – это эффективное средство запоминания и развития  мышления. Наиболее успешно решаю задачи связанные с методикой работы  детей при пересказе  по следующей схеме:

1. помогаю детям сконцентрировать внимание и подготовить их к восприятию текста.

2. читаю текст (без установки на пересказ).его языкового выражения.

3. разбираю текст по вопросам так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы

4. повторное чтение текста (с установкой на пересказ).

5. пересказ текста детьми с опорой на наглядный материал.

6. упражнения на закрепление языкового материала

7. анализ детских рассказов.

10 и 11  слайд:

Успешнее всего дети моей группы с пересказом сказок. Довольно больших по объёму, если в тексте присутствуют повторяющиеся сюжетные моменты, события развивающиеся в логической последовательности, когда обязательно есть главный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.

Исходя из этого, разработала конспекты НОД с опорой на иллюстративное панно. 

Цель, которую я преследовала при создании данного пособия - это развитие речи; закрепление речевых умений полученных на занятиях по речевому развитию , а также как средство стимуляции к сам деят детей

Основные задачи кот  я решаю при помощи использования  панно на разные темы

  1. повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
  2. автоматизация звуков в словах, предложениях, связной речи;
  3. расширение словарного запаса, развитие связной речи, развитие грамматического строя речи;
  4. закрепление эмоциональных состояний;
  5. формирование правильной воздушной струи;
  6. развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных нарушений;
  7. развитие и совершенствование слоговой структуры слов;
  8. умение производить звукобуквенный анализ.

12 слайд:

Иногда у детей пропадает интерес к пересказу как к виду деятельности, снижается активность, уровень восприятия и понимания литературного текста, сказки. Чтобы решить данную проблему использую следующие виды заданий:

- пересказ по плану, составленному воспитателем или самими детьми.

- пересказ по частям, когда каждый ребенок рассказывает свой отрывок литературного произведения;

- пересказ в лицах (драматизация произведения).

На занятиях по пересказу обращаю внимание на точность, последовательность, связность и грамматическую правильность передачи содержания текста, добиваюсь яркости и выразительности речи. Таким образом художественно обогащенная речь становится достоянием самого ребенка.

13 слайд:

Рассказывание об игрушке – этот вид наиболее интересен детям .

Наиболее трудными для детей моей группы составление  рассказа из личного опыта и составление творческих рассказов. Поэтому в работе стараюсь использовать различные виды творческих рассказов:

- рассказывание из личного опыта;

-моделирование;

-по предложенным сюжетам;

-коллективное составление рассказа;

-по игрушкам и предметам

14 и 15 слайд:

Умение придумывать интересные и связные рассказы приобретается детьми не только в нод, но и в совместной деятельности воспитателя и детей. Привлекая детей к работе по созданию пособий, дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм и театральным постановкам, во время подготовки к утренникам – активизирую разговорную речь детей, поощряю желание рассказывать,  разыгрывать сценки, участвовать в концертах, развивая, таким образом устную речь, внимание, воображение.

16, 17 и 18 слайд:

Ввожу детей в сказочный мир. Учу слушать, смотреть и разыгрывать небольшие по объему сказки. Для этого в группе есть разные виды театра: театр теней, театр кукол, театр картинок, живой детский театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

19 слайд:

Знакомство со словом происходит во время «веселых минуток», которые организую в уголке книги. Отдыхая, дети приучаются на слух воспринимать интонационный строй родной речи. Знакомлю детей с колыбельными песенками, закличками, потешками, считалками, сказками. Дети не только слушают, но и сами поют, рассказывают наизусть. Во время таких «веселых минуток» расширяется активный словарь детей. Учитываю, что красота слова воспринимается при помощи музыкальных  и художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения воспитателя.

В детском саду не стоит задача научить детей читать. Но стараюсь к шести годам воспитать в детях отношение к книге. К чтению как к творческому, деятельному процессу. Уже в дошкольном возрасте дети моей группы не пассивные слушатели, надеюсь, что потом обучившись грамоте

не будут пассивными читателями.

20 слайд:

В группе есть дети, которые имеют недостатки звуковой культуры речи., что неблагоприятно отражается на проведении непосредственно образовательной деятельности. Составными частями ЗКР являются  речевой слух и речевое дыхание. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи, что впоследствии влияет на успеваемость в школе. Поэтому  в своей работе с детьми использую сказки –помощницы.

Особое внимание уделяю речевому дыханию , так как от умения правильно дышать зависит громкость звучащей речи. Поэтому  стараюсь научить детей :

- правильно дышать;

- чисто говорить: проговаривая буквы. Не «склеивая» и не « глотая» окончания слов;

- говорить, понижая и повышая тон голоса;

- говорить, убыстряя  и замедляя темп  произнесения фразы;

- говорить, выражая голосом свои чувства.

Для этого использую цикл упражнений «Учимся правильно дышать»,

Общаясь с детьми, стараюсь говорить выразительно и чисто, слежу за речью детей. Вырабатывая чистоту речи у детей, использую конкурсные задания, разыгрывание диалогов, скороговорки.

Так как эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных» слов, благодаря многократному повторению добиваюсь чистоты выговора.

Понимая как важно это для будущего школьника, учу детей своей группы говорить выразительно, ярко, образно. Это значит учу выражать свое отношение к тому о чем идет речь, подчеркивать самое важное главное в своем высказывании. Использую для работы с детьми цикл упражнений «Учим говорить выразительно», основу которых составляют пословицы. А также потешки и прибаутки – красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка. Они помогают детям увидеть смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений вопросов, предложений – стихия этих стихов и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интоннацию предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Они предлагают ребенку порадоваться и удивиться, если конечно он разгадает тайну стиха словесные и смысловые «проделки».

Известный исследователь  детской речи М.М. Кольцова считает: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.»

21 слайд:

Поэтому мной создана «Игротека» основанная на фольклорном материале, которая вызывает неизменный интерес у детей и помогает в развитии мелкой моторики.

Всегда помню, что игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Поэтому с успехом использую народные игры в развитии речи. Так как известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивают детей на игру.

Наблюдая за детьми, с удовольствием отмечаю, что дети моей группы часто самостоятельно рассматривают иллюстрации книг в «библиотеке», а уголок книги пополняется книжками-самоделками. Дети с удовольствием играют в кукольный театр, с удовольствием участвуют в играх-драмматизациях, самостоятельно организовывают русские народные игры. Постепенно атмосфера творчества воцаряется в группе.

22 слайд:

Беседуя с родителями воспитанников о необходимости развития речи, однако родители не всегда уделяют этому должного внимания, а порой даже желая развить речь, делают это неправильно. Поэтому работу с родителями веду систематически. Для этого разработала план мероприятий для детей старшей группы по развитию речи детей. В план включаю тематические вечера, родительские собрания, беседы, дни открытых дверей. Наиболее интересными на мой взгляд были тематический вечер «День семьи», родительское собрание на тему «…». Где обсуждали задачи развития речи детей, показ практических приемов, форм и методов работы с детьми с детьми по развитию речи в домашних условиях. Познакомила родителей с работой детей по созданию книжек-малышек, с рассказами составленными детьми. Эффективны и такие методы работы с родителями как проведение открытых занятий, консультаций.

Таким образом, решая задачу по подготовке дошкольников к обучению в школе средствами развития речи использовала все формы работы с детьми и родителями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Организация речевой среды

Обобщение педагогического опыта. Штриховка, как один из методов способствующий развитию мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста....

Зависимость развития речи ребенка от уровня организации речевой среды

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.Коммуникативная функция — самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного ...

Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»

Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...