Технологическая карта НОД "Описание предметов по их признакам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Процун Ольга Валентиновна

Обучение  детей описывать предмет не называя его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_predmetov_po_ih_priznakam.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

ОО: «Р/Р»

Раздел:  развитие речи

Интеграция ОО:  «П/Р», «Ф/Р»

Тема: «Описание  предметов по их признакам»

Цель: обучение  детей описывать предмет не называя его.

Программные задачи:

Связная речь: Учить описывать предмет, не называя его.

Словарь: Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).

Звуковая культура речи: Продолжать знакомить с термином «слово» и учить детей вслушиваться в звучание слов.

Способы организации детей: (сидя  полукругом)

Оборудование: Буратино, ширма, игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина,

 кукла, корова, утенок.

Ход НОД

N п/п

Этап, его продолжительность

Длительность

Методы, формы, приемы

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин

Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент (в зависимости от возраста)

Организационный момент:

Приветствие:
Собрались все дети  в круг
Ты – мой друг и я - твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

2.

Вводно-организационный

1-2 мин

Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты

На столе перед детьми выставлены игрушки. 

Дети, посмотрите перед вами игрушки.

-Что это? (мяч)

-Мяч какой? (круглый, резиновый, маленький, красный, гладкий).

-Для чего он нужен? (играть, прыгать)

-Что с ним можно делать? (катать, играть, бросать, ловить).

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин

Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием «яркое пятно»

-Дети к нам в гости пришел Буратино. Он говорит, что будет  играть с друзьями  в  игру «Буратино, угадай мою игрушку». Но он расстроен, потому что у него не получается отгадывать, слова, которые  загадали его друзья. Как быть?

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6 мин

Активизация самостоятельного мышления: фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение с опорой на наглядный материал

-Дети,  давайте поможем Буратино.  Вы, дети  будете рассказывать все,  что знаете об игрушке, но не называйте ее, а Буратино спрячется за ширму и оттуда постарается узнать, о какой

игрушке идет речь.

(Буратино прячется за ширму).

Рита,  подойди к столу, возьми из коробочки любую игрушку и расскажи о ней.

Если ребенок затрудняется, оказываю помощь наводящими вопросами:

-Из чего сделана игрушка?

-Какой формы?

-Как с ней можно играть?  

Образец описания. («Это деревянная игрушка. Она веселая. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Это мама, внутри у нее спрятаны детки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Дети любят собирать и разбирать  эту игрушку»).

(3-4 детей описывают игрушку)

-А кто хочет рассказать о своей игрушке?

-Макар, о какой игрушке ты хочешь рассказать? Опиши ее.  Какого она цвета, какой величины, чем отличаются от других предметов или игрушек?

5.

Динамическая пауза

1 мин

Игровые приемы

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик, видно,  не нашел.

Чтобы ключик мог достать,

Надо на носочки встать.

6.

Практическая работа

8 мин

Выполнение практических работ

Групповые, парные способы организации деятельности

- Жили утенок и корова.

(Дать одному ребенку игрушку утенка, а другому - корову).

 -Однажды утенок пошел гулять, и первый раз в жизни увидел корову.

(Дети встают и подходят друг к другу). 

(Побудить детей   разыграть диалог: поздороваться, задать друг другу вопросы и ответить на них). 

Например, утенок говорит тонким голосом  -«Здравствуй, корова !»: -  а корова  отвечает грубым голосом –«Здравствуй, утенок! Какой ты маленький».

Буратино:  заметил, что вы много разных слов рассказали про игрушки. Буратино говорит, что он заметил, что слова звучат по-  разному, послушайте: У-те-е-енок, ко-ро-о-ва, ку-у-укла. 

-Вы заметили, ребята,  как я произнесла эти слова протяжно, как будто пела?

А теперь вы, произнесите  имя Буратино  так же протяжно.

 (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

 «Бу-ра-ти-но»

-Спасибо, ребята, что вы так хорошо произнесли  у Буратино имя.

 Буратино, говорит, что еще хочет  вам  сказать, что слова бывают короткие и длинные.

-Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово «кот», отведите  одну руку.

-Теперь скажем слово «ко-те-нок»- еще дальше  отодвинулась рука.

-А сейчас скажем слово «ко-те-но-чек» и понаблюдаем за рукой.

-Какое слово самое длинное?

-Варенька, я тебе на ушко скажу задание, а ты покажи его ребятам.  Они постараются отгадать, что я тебе сказала  (шепчу на ушко)  (котенок моет лапкой мордочку, мурлычет).

-Дети, отгадайте кто это?

-Да, это котенок.

Вызвать еще несколько детей и дать это же задание.

-А теперь кто у нас? (Котята).

-Котята испугались и убежали. Кого не стало? (Котят).

Маша, я тебе на ушко скажу задание, а ты покажи его ребятам.  Они постараются отгадать, что я тебе сказала  (шепчу на ушко)  (утенок щиплет травку и крякает).

-А теперь, кто у нас? (утенок)

-Да, это утенок.

Вызываю несколько детей, даю такое же задание: (утята щиплют травку, крякают).

-А теперь, кто у нас? (утята).

-Утята испугались и убежали. Кого не стало?

(Утят).

-Молодцы, дети, правильно выполнили задание Буратино.

7.

Открытый выход из деятельности

2 мин

Обсуждение результатов

Мотивация на другой вид деятельности.

-Чем мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось и запомнилось?

-Кто из детей описал игрушку лучше и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Технологическая карта занятия в младшей группе "Признаки весны"

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим миром» в младшей груп...

ТРИЗ.Технологические карты по ознакомлению с именами признаков

Технологические карты помогают познакомить дошкольников с именами  признаков. Цель: сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. ...

Технологическая карта по эксперементированию Плавающие и тонущие в воде предметы. Свойства предметов.

Технологическая карта по эксперементированию Плавающие и тонущие в воде предметы. Свойства предметов....