Картотека " Развитие мелкой моторики пальцев рук"
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Трошина Елена Александровна

Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx697.77 КБ

Предварительный просмотр:

Застегни пуговку

 

 На одном кусочке ткани пришиты три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаны соответствующие петли.  Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую.  

 

 

 

 

Нанизывание

 

Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т.д. На каждую бусину проговаривается

поставленный

звук, слог с

определенным звуком.

 

 

 

Я сижу, но не скучаю, Бусы маме собираю. Нанизала бусы я - Рада мамочка моя

Выкладывание простых узоров на столе веревочкой 

 

Для этого необходимо взять веревочку длиной 0,5 м и выкладывать ее по схеме какого-либо узора, предмета. Суть упражнений заключается в том, что художественный образ следует создать или дополнить с помощью шнурков, нитей.

 

                      Узелки

 

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней несколько узлов. Ребенок развязывает узлы пальцами, на каждый узел называет поставленный звук. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.  

Перемотка ниток

 

Ребенку предлагается длинная толстая шерстяная нитка, которую нужно смотать в клубок. При этом проговаривать поставленный звук.  

 

Плетение косичек из веревочек 

 

Ребенок заплетает косички кукле из        веревочек, шнурочков.

 

 

 

 

Для своей сестрички я плету косички

Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

«Ручеек»

 

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку

«перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

 

Нанизывание на шнурок различных предметов

 

Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.). Можно называть и нанизывать картинки и проговаривать их, закрепляя звук в речи.

         

Прищепки как дополнение предмета

 

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Вместо бельвых прищепок можно использовать детские заколки-крабики.

                             

Помогаем маме развешивать белье

 

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

 

 

 

Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку.

 

Строим «сруб» из спичек

 

Строим "сруб" из спичек

(предварительно обломив головки) или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.  

                                 http://images.freeimages.com/images/premium/previews/1622/1622960-conceptual-house-from-matches.jpg

Выкладывание при помощи спичек, счетных палочек

 

с помощью спичек, счетных палочек выкладывать различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).  

     

               

Катаемся на «лыжах»

 

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: 

 

 "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, 

     Мы любим забавы холодной зимы".

 

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  

 

- Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Волшебный колодец

 

В коробке с горохом спрятать маленькие игрушки (из киндерсюрприза). Ребенок с закрытыми глазами перебирает горох руками, ищет, кто спрятался внутри.

 

В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Выкладывание рисунка косточками, семечками, скорлупками

По листу картона равномерно распределите пластилин, на котором выкладывается рисунок. Для упражнения используются  косточки, семечки, скорлупки. Ребенок составляет сюжетную картинку по теме, затем рассказывает, что получилось.  Цель упражнения – развивать воображение, фантазию, связную речь

Рисование на песке

 

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок, любую мелкую крупу. Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало.  

Игрушки из речных камушков

 

 Камушки представлены как части   животных, дети складывают хрюшку, мишку, лису и т.д., подбирая их по размеру.

Всасывание пипеткой воды

 

Ребенку предлагается накапать пипеткой воду из одной емкости в другую.

           

Обводка плоских фигур

 

Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.  

 

Рисование по опорным точкам

 

Предлагается контур предмета из точек, ребенок должен обвести его, чтоб получилась картинка.

 

                 http://img2.colorearjunior.com/dibujar-formas-geom%C3%A9trica_5289fc5333390-p.gif

Дорисовывание второй половины рисунка

 

Предлагается половина картинки, ребенок должен дорисовать ее, чтоб получился полноценный  предмет.

 

Трафареты

 

Для внутренней  и внешней обводки вырезаны трафареты  

Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками

 

   Массировать каждый пальчик снизу

верх,      с   сверху вниз круговыми вижениями;    Массаж ладоней круговыми вижениями, д  движениями вверх-вниз.

Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать!

 

Массажные щётки  или колючий мячик

 

 Ребёнок катает мяч или круглую щётку

для    

  волос между ладонями движениями    вверх-вниз сначала медленно, затем    увеличивает темп и приговаривает: 

 

 

У сосны, у пихты, ёлки  очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник,  вас уколет можжевельник!

 

                     

                       https://ortopediya24.ru/d/1120484/d/vega-164-8_gal_1.jpg

Массаж  горошинами

 

     Рассыпать на столе 10 горошин,     прижимать каждую горошину по очереди     к столу пальцами поочереди сначала     одной. Потом другой руки. Затем    прокатываем горошинку пальцем по    кругу, прижимая ее к столу:

 

Дома я одна скучала,  горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,  надо пальчику сказать:

«Пальчик, пальчик, мой хороший,  ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай  и другому передай 

                         

                    «Иголочки»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры:

ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:"У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

Картотека упражнений  на развитие мелкой моторики

http://fine-smolensk.ru/img/site/2017/09/preparing_for_school_children/09.jpg

             «Снег из салфетки»

 

Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму. Описание игры. Каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать еѐ на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку - тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем. Чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

    Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того,...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихо...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

Картотека игр направленных на развитиемелкой моторики пальцев рук детей раннего возрастаОчень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная ...

Картотека «Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста».

Картотека «Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»....