Осень- прекрасное время года
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Наумова Татьяна Николаевна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки осени, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumova_konspekt_po_razvitiyu_rechi_seminar.docx161.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленка»»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Образовательная область “Речевое развитие” 

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое  развитие»

Тема: Осень - прекрасное время года

Возрастная группа: старшая

                 

                   

                                                               

                                                                Подготовила:

                                                             Воспитатель

                                                                                         Наумова Татьяна Николаевна

     МБДОУ «Детский сад «Аленка»

п. Тюльган – 2017 г.

Тема: Осень- прекрасное время года

Возрастная группа: старшая  (5- 6 старшая)

Цель: закрепить умение в составлении описательных рассказов по мнемотаблице, развитие устной речи детей.

Задачи:

Развивающие: развивать связанную речь; развивать активный словарный запас; развивать любознательность, память и мышление детей; развивать зрительное восприятие; развитие общей моторики, творческого воображения и координации движения с речью.

Образовательные: Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ. Закреплять умение составлять развернутые предложения. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.

Работа над словарем: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Материалы и оборудование: магнитная доска, 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок, проектор, экран, плакат с деревом.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:  
  3. Приемы организации практической деятельности детей:  
  4. Приемы поддержания интереса у детей:  
  5. Приемы оценки и самооценки.

Форма организации обучения детей:

- индивидуальная работа,

- подгрупповая работа.

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая: разгадывание загадок, дидактическая игра ,сюжет игровой деятельности

Коммуникативная: беседа об осени

Здоровьесберегающая.

Планируемые  результаты:

Личностные: умение  поддерживать беседу об осени, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками, расширение словарного запаса, умение действовать самостоятельно.

Интеллектуальные: высказывает свою точку зрения.

Критерии оценки деятельности детей в занятии

  1. Активность  
  2. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  3. Сопереживание.
  4. Эмоциональность
  5. Проявление волевых усилий
  6. Самооценка  

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Расширять знания о  времени года «Осень»

Принимать активное участие в образовательном процессе.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная «Подари свою улыбку»

Закреплять умение подчиняться правилам в  играх, вызывать эмоционально    - положительный отклик на игровое действие. Снятие напряжения.

Речевое развитие

Отгадывание загадок, словарная работа по мнемотаблице, составление рассказа по схеме

Формировать умение строить высказывания, поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.  Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Физическое развитие

Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Аннотация

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки осени, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

План занятия

  1. Вводная часть:  3 мин.

- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;

-  создание мотива для деятельности детей;

-определение цели.

  1. Основная часть: 20 мин

Проблемная ситуация

Работа с карточками

Физкультминутка

Составление рассказа об осени

Игра «Узнай по описанию»

Сюжет игровой деятельности с просмотром презентации

3. Заключительная часть: 2 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов занятия

Длительность занятия - 25  минут.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Психологический настрой на занятие, снятие напряжения.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

- Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Татьяна  Николаевна.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и  подарим,  друг другу свою улыбку добрую и красивую ((улыбнемся соседу справа и слева, кто позади вас, посмотрите вокруг себя)! А Давайте поздороваемся с нашими гостями, и подарим наши  улыбки им. Отлично! (дети выполняют упражнение в кругу)

Вот на такой ноте мы начнём наше занятие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

2.Основная часть.

Проблемная ситуация

Работа с карточками

Физкультминутка

Составление рассказа об осени

Игра «Узнай по описанию»

Сюжет игровой деятельности с просмотром презентации

 

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Да). Тогда  давайте сядем на стульчики (спинку держим прямо), ноги вместе. Открываю!

«Уважаемые ребята! В нашей стране Торопыжкиных совсем нет такого  времени года как Осень.  Я  слышал  что,  Осень -  прекрасное время года, а, правда это или нет, я не знаю. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, рассказали, что такое осень. С нетерпением буду ждать вашего ответа». Веселый человечек «Торопыжка».  

Вот ребята как выглядит человечек Торопыжка (слайд 2). 

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Торопыжке узнать, что такое осень. (Ответы детей)

Воспитатель: А помогут ребята нам в этом вот эти удивительные карточки

 (воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).

Воспитатель:

Первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).(слайд 3)

 Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю).

 Вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе? (ответы детей) (слайд 4)

Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное, чаще идут дожди).

Третья карточка - Что на ней изображено? (дерево, листья). Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей) (слайд 5)

Воспитатель: (листья на деревьях желтеют, краснеют, и опадают).
Четвертая карточка – животные. Кто придумает предложение, какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)
(слайд 6)

Воспитатель: (осенью дикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать) 

Пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об 
этом (ответы детей)
(слайд 7)

Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны).
Шестая карточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)
(слайд 8)

Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо, что вы вспомнили и рассказали все об осени. Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема (слайд 9)               

Воспитатель: А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком, но не забывайте, что у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа. (Далее  дети  составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).  (Спросить 1-3  ребенка).

Воспитатель: Ребята пока вы рассказывали про осень, я все ваши рассказы записывала,  и они мне очень понравились, и я думаю, Торопыжке они тоже очень понравятся.  

Воспитатель: Ребята давайте, и мы с вами подготовимся к зиме и сварим компот

Физминутка:

«Фрукты»

Будем мы варить компот (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и сахарный песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ (хлопать в ладоши)

Молодцы ребята.  

Воспитатель: А теперь предлагаю  вам поиграть  в игру.

 «Узнай по описанию».

(Показ слайдов или картин-схем  детям). Ребенок загадывает загадку:                                                                          

  1. Загадай загадку: (слайд 10)

(Это фрукт. Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)

Молодцы отгадали (слайд 11).                                                                                                                                                     

  1. Загадай загадку: (слайд 12)

(Это овощ. Он коричневого цвета, круглой формы, можно посолить, растет в земле, используется в вареном, печеном, жареном, сыром виде -картофель)(слайд 13)

Молодцы отгадали.

Воспитатель: Ребята, смотрите, дерево стоит, грустит, от того, что на нем нет (листьев) правильно, а давайте  вместе  с вами обрадуем дерево.

- Как это можно сделать?

А я предлагаю сделать это так, кому понравилось на нашем занятии  все было понятно, интересно - возьмите красный листочки, у кого,  что-то не получилось, возьмите  желтые, а кому было грустно – возьмите коричневый. (Спросить детей, почему он взял желтый листочек). (Дети наклеивают свои листочки на дерево). Ребята смотрите, какое красивое радостное осеннее дерево у нас получилось.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы. Ведь мы сегодня сделали полезное дело (Для кого? И что?)

Ответы детей - Торопыжке рассказали про осень и сделали для него картину.

- Ребята, почему нас это получилось? (Потому что мы были внимательными, рассудительными, активными, помогали друг другу)

Воспитатель: Теперь я  складываю  ваши рассказы об осени и картину  в конверт и отправляем по адресу в страну Торопыжкиных на ул. Лесную для Торопыжки (Воспитатель складывает все в конверт.) А теперь давайте  пойдем на прогулку  и отправим наше письмо Торопыжке. И будем ждать Торопыжку в  гости!

На этом наше занятие закончилось. Всем большое спасибо.

социально-коммуникативное развитие

Длительность занятия: 25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Зима-удивительное, прекрасное время года!"

Программное содержание: 1.Формировать у детей интерес к явлениям природы.2.Приучать к поэзии....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

"Прекрасное время года- "Зима"

Для Вас, Родители!!!Наступила прекрасное время года- Зима. Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше пров...

Лето - прекрасное время года

Проект «В гостях у лета». Данный проект позволяет в условиях летнего сезона расширить, обогатить, систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, в быту людей в летнее время. Форм...

Занятие в старшей группе детей на тему: "Весна - прекрасное время года".

Занятие в старшей группе детей на тему: "Весна - прекрасное время года"....

Презентация "Осень-прекрасное время года"

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе....

Осень- прекрасное время года!!!!!!

Очень яркая презентация на тему Осени!...