Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе" Птицы зимой"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Елизарова Ольга

Закрепить название птиц прилетающих на участок,  учить видеть их различия и сходства ,воспитывать заботливое отношение к животному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy_zimoy_2.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми первой младшей группы с использованием игровых, коммуникативных технологий «Птицы зимой»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. 

Цель: Цель: Формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела и их повадки.

Задачи:

1. Формировать позновательный интерес, используя сюпризные моменты           2.  Продолжить воспитывать заботливое отношение к живому миру, чувство доброты                                                                                                                         3. Наблюдать за птицами, прилетающими на наш участок.                                    4. Учить узнавать ворону, воробья, голубя, синицу, снегиря и т.д.                                                                        5. Закрепить название птиц.                                                                                              6. Обратить внимание на их поведение у кормушки: клюют, перелетают с ветки на ветку, улетают.                                                                                                                    7. Развивать коммукативные способности детей, вызывать положительные эмоции при встречи с птицами                                                                                               8. Развивать творчество и фантазию

Материал  и оборудование: иллюстрации на тему «Зима», картина « Кормушка для птиц», иск. «Елки», деревянная кормушка, игрушки-птицы, корм: семечки, крупа, хлеб; ковралин, картинки птиц, дерево на липучки

Ход занятия

Организационный момент

В игровой комнате на столе стоит кормушка накрытая платком.

Сначало детям демонстрируется картина, на которой нарисованы птички, клюющие корм с кормушки. Воспитатель задает следующие вопросы:  

- Что нарисовано на картине? (Кормушка)

- Что делают мальчик и девочка? (Кормят птиц)

- Марина, покажи мальчика, который кормит птичек.

- Юра, покажи девочку, которая кормит птичек.

- Коля, покажи воробья.

- Юля, покажи ворону.

- Дина, покажи всех птичек которые клюют корм из кормушки.

Воспитатель объясняет, что зимой им холодно и голодно. Мы должны заботиться о них, подкармливать их. Снимает платок с кормушки и спрашивает у детей: «Что это?» (Кормушка)

- Кого же мы будем кормить? (Птиц)

- Ребята, а вы знаете, что кормушка пустая? (Да)

- А что едят птички, кто знает? (Зернышки)

- Давайте сейчас насыпем зерен.

- Катя, дай баночку с кормом. Что вы здесь видите? (Зернышки)

- Посмотрите, все ли зернышки, одинаковые? (Нет)

- Правильно, зернышки все разные, круглые, длинные это рис, черные — это семечки. (Дать детям в ладошку)

- Пощупайте их, какие зернышки? (Твердые, круглые, мелкие, крупные)

-  Корм будем насыпать ложечкой и посмотрим какие птицы к нам прилетят.

- Артем, возьми ложечку и насыпь корм в кормушку. (Насыпает в кормушку корм)

Воспитатель по очередно достает игрушки-птиц и выставляет на стол к кормушке.

- Что за маленькая, птичка прилетела на кормушку? (Правильно, это воробей)

- Расскажи, какой он? (Маленький, коричневый)

- Ребята, покажите, как воробьи прыгают? Как они кричат? Как зернышки клюют? (Дети показывают) П/игра «Птички летают»

- А это что за птица прилетела? (Ворона)

- Скажите, она больше или меньше воробья? (Больше)

- Это ворона. Ворона большая, черно-серая. Летает чаще одна, ходит по снегу важно. Покажите. (Дети показывают)

- Кто еще подлетел к кормушке? (Сорока-белобока, голуби, снегири, синички)

Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»

- Что делают птицы на кормушке? (Клюют зернышки и хлеб).

Воспитатель.   Зимой хлебных крошек не жалей,

                          Птичек ими угости скорей.

- Дети, почему мы подкармливаем птиц? (Холодно)

Воспитатель.

- Правильно, сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. За птицами очень интересно наблюдать. Внимательно посмотрите на птиц. Что они делают на кормушке. Сейчас мы пойдем на участок, повесим новые кормушки для птиц,  поиграем в игру «Птицы на кормушке», и понаблюдаем как они разговаривают друг с другом.

Проект «Птицы зимой»

Цель: Формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела.

Задачи: Наблюдать за птицами, прилетающими на наш участок.

Учить узнавать ворону, воробья, голубя.

Закрепить название птиц.

Обратить внимание на их поведение у кормушки: клюют, перелетают с ветки на ветку, улетают.

Воспитывать заботливое отношение к живому миру.

                         Наблюдение за птицами

Познокомить детей с новыми обитателями природы — птицами, которые живут на улице. У них есть туловище, голова, хвост. Лапки, на голове глаза, клюв. Все тело покрыто перьями, они красивые.

 Выходя на прогулку, обратить внимание на зимующих птиц, что зимой им голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

 Стих. М. Пожаров

У нас такой обычай:           Дощатый домик птичий

Чуть выпадет снежок,         Повесить на сучок.

                      Кто прилетает на кормушку?

Наблюдать за птицами, которые садятся на кормушку или ожидают корм вблизи нее. Вызвать интерес к поведению птиц — клюют, перелетают с ветки на ветку, улетают. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

П/игра «Птички летают»

Д/игра «Кто у кормушке?»

        На кормушку прилетели голуби

Голуби — они большие, сизые, крупнее воробья. На кормушке клюют корм, воркуют.

И. Токмакова «Голуби»

Голуби, голуби, раз, два, три …      Сели и нахохлились у дверей,

Прилетели сизари.                            Кто накормит крошками сизарей?

                   Какие воробьи, какие вороны ...?

Знакомим детей с воробьем и вороной (голубем, синичкой, сорокой-белобокой, снегирем). Учим различать их по размеру и окраске. Поддерживать интерес к жизни птиц.

Расмотреть следы, большие — вороны, маленькие — воробья и т.д.

Чем мы угощаем птиц?

Знакомим  с тем, что птицы — живые. Зимой им голодно и холодно. Мы должны заботиться о них, кушать им надо каждый день, как и нам. Поэтому их нужно подкармливать. Птицам мы даем разные зерна, кусочки белого хлеба.

Стих. Г. Ладонщиков

Зерен хочется синице,                   «Будь смелее, не робей!» -

Но в кормушку сесть боится.        Приглашает воробей.

Отличие живой птицы от игрушечной

  Живая птица сама двигается (скачет, летает), сама клюет зерно, пьет воду — о ней надо заботиться (кормить, изготавливать кормушки, скворечники), на нее интересно смотреть — она скачет, поет, чистит перышки.

  Игрушечная птичка — неживая, она сама не скачет, не клюет, не поет. Ее можно брать в руки и поиграть с ней — кормить понарошку, летать и скакать с ней, укладывать спать.

Художественная литература

Потешка «Сорока-белобока»

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Работа с родителями

«Делаем кормушку для птиц»

Загадка

Что за стол среди деревьев

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом    (Кормушка)

Фото - кормушки

Проект «Птицы зимой»

Елизарова Ольга Ивановна
Проект «Птицы зимой»

ГБДОУ №56 г. Санкт-Петербург

ЦЕЛЬ: Формировать экологическую культуру детей, заботливо относиться к птицам.

Задачи проекта: Расширить представления детей о зимующих птицах 

- привить навыки поведения в природе;

- развивать у детей способность делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;

- воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций; сочувствие к нашим пернатым друзьям, воспитывать любовь к родному краю и птицам.

Реализация проекта включает: беседы, практическую деятельность (опыт, чтение  произведений о птицах,

Разучивание песен, стихов, загадок о птицах, аппликацию, конструирование, прослушивание записей пения птиц, просмотр картинок с изображением птиц, работа с родителями (изготовление кормушек)

Реализация проекта предусматривает: Оформления альбома художественного слова о зимующих птицах. Презентация проекта

Предварительная работа: чтение произведений о птицах

Этапы содержание работы воспитателя с детьми.

Работы с родителями

I этап — подготовительный                                                                        Цель: вызвать у участников проекта интерес к исследовательской деятельности. Создать условия для принятия проблемы

II этап основной                                                                                                     Цель: расширить представления детей о птицах.

III этап заключительный                                                                                    Подвести итог работы, продемонстрировать собранный материал.

1. Обеспечение предстоящей деятельности.

2. Подготовка рассказа птички.

3. Довести до сознания детей и обеспечить принятие проблемы

4. Составление плана работы (обсуждения с детьми того, что надо сделать, что изготовить, какую информацию собрать)

1. Наблюдения за птицами на прогулке

«Кто такие воробьи и вороны»

Цель – наблюдение за птицами, учить различать их по размеру, окраске, характерным признакам, вызвать желание наблюдать за поведением птиц и заботиться о них.

Организую последовательную работу по расширению знаний детей о зимующих птицах, формировать заботливое, доброжелательное отношение к птицам

2. Познавательное занятие «Птицы»

Цель: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц, их отличии от животных. (наличие перьев, крыльев, клюва). Что помогает птицам летать (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями)

3. Чтение произведения «Синичкин календарь»

Цель: познакомить детей с повадками птиц характерными особенностями их повадок

4. Беседа «Помоги птицам зимой»

Цель: пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства сопереживания и желания помогать зимующим птицам.

5. Помоги зимующим птицам»

(комплексное занятие-открытое занятие для воспитателей)

6. Наблюдения за птицами на прогулке

«Кто прилетает на кормушку?»

Цель: Познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке. Вызвать интерес к поведению птиц. Привлекать к подкормке зимующих птиц.

Игра «Зимующие птички»

Цель: познакомить детей с правилами игры. Наглядно показать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц до весны.

7. Ручной труд и изо деятельность (Дорисуй птицу, лепка птиц.) Цель: познакомить со способом складывания бумаги (техника оригами, развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.

8. Физкультурное занятие (птицы)

П/игра «Птицы летают»

Цель: развитие двигательной активности детей, быстроты реакции, координации движений, внимания. Укрепление физического и психического здоровья, снятие эмоционального напряжения.

9. Отгадывание загадок по теме: птицы

10. Наблюдения за птицами.

«Чем мы угощаем птиц?»

Цель: Продолжать формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому о них нужно заботится, подкармливать зернышками, хлебом.

11. Беседа «Зачем птице клюв»

Цель: уточнить представления детей о назначении клюва у птиц (орудие питания, орудие при постройке гнезда)

12. Д/и «Отгадай, что за птица» (по описанию)

Д/и «Назови птицу, которой не стало»

13. Прослушивание записей пения птиц, разучивание песен о птицах.

Подготовка и организация презентации проекта.

Рассказ птицы синицы: «Здравствуйте! Я слышала, что в этот детский сад ходят заботливые и добрые ребята. Я прилетела к вам за помощью. Есть люди, которые не любят нас. Обижают, ловят в лесу и сажают в клетку, разоряют наши гнезда или просто стреляют в нас из рогаток ради забавы. А сейчас, зимой, когда на улице холодно, нам приходится еще труднее. Без вашей помощи нам тяжело пережить суровую зиму. Помогите нам!

Воспитатель: Ребята, а что случится, если птиц вдруг не станет? Может быть, мы сможем прожить без них? Для чего нам нужны птицы? (ответы детей)

Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и их тайны. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Гусеницы погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. А чтобы этого не случилось, мы должны заботиться о птицах.

Ребята, чем же мы с вами можем помочь птицам?

Как мы можем больше узнать о птицах, об их повадках, жизни, особенностях?

(Из рассказов, стихов, загадок о птицах, наблюдать за птицами на улице, спросить у родителей).

Чем мы можем помочь птицам зимой?

(Заготовить корм, сделать и развесить на нашем участке кормушки, подсыпать в течении все зимы в кормушки корм) .

Воспитатель подводит итог всему сказанному и предлагает создать альбом художественного слова о птицах, куда будут записываться стихи, загадки, поговорки, которые найдут дети о птицах.

Наблюдение за птицами.

Придя на участок, воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц. Спросить: кто знает, как эти птицы называются (воробьи, сороки, вороны, голуби, снегири).

Что за маленькая, серенькая птичка прилетела на участок? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи.

А это, что за птица прилетела? (Предположения детей). Она больше или меньше воробья? (Больше). Это ворона. Ворона большая, черно- серая. Летает чаще всего одна. Ворона важно шагает. Покажите, как шагает ворона.

А это что за птицы? Верно, это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби – сизые. послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Правильно они воркуют.

Работа в группе

После экскурсии воспитатель предлагает детям при помощи родителей собрать информацию о какой- то птице (по желанию). Это могут быть загадки, стихи, рассказы, иллюстрации, фотографии, записи пения птиц, видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимующие птицы»

Цель: закреплять знания детей о некоторых видах птиц (ворона, воробей), звукоподражать им....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе«Вот она, какая зима!» Обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как о времени года....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!»...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!»

Конспек занятия по развитию речи "Вот она какая зима"...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Вот она, какая зима!»

Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Вспомнить признаки зимы. Рассмотреть с детьми снежинку (легкая, воздушная, белая).Уточнить понятия «выс...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимой на прогулке»

Цель: обогащение и закрепление у детей знаний о зимних развлечениях....