Мир поэзии в жизни дошкольника.
статья по развитию речи на тему

Новикова Ольга Алексеевна

Эта статья о мировой поэзии, которую воспитатель детского сада может использовать на занятиях по развитию речи и в часы досуга. Известные произведения в стихотворной форме помогают детям овладеть своим родным языком, пережить и понять сымсл речи, обращенной к нему. выразить свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mir_poezii_v_zhizni_doshkolnika.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Новикова

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»

 структурное подразделение «Солнышко»

Мир поэзии в жизни дошкольника

Народ обладал педагогическим и литературным даром. Потешки, песенки, сказки, забавляя детей, блестяще решают многие трудные педагогические задачи. В них и знакомство с окружающим миром, и начало нравственного воспитания, и широкое знакомство с выразительностью художественного слова, и постижение богатства родного языка. Созданные народом пестушки, потешки, песенки и первые сказки помогают малышу овладеть родной речью. Это даёт ему ключ к познанию окружающего мира, человеческих взаимоотношений, к восприятию произведений художественного слова.

На занятиях в детском саду и в часы досуга мы часто используем различные потешки, небылицы, считалки, скороговорки и другие забавные произведения в стихотворной форме. С помощью этих весёлых и смешных стихов, словесной игры, которая в них содержится, дети овладевают своим родным языком, учатся выражать свои мысли, чувства, переживания, понимать смысл речи, обращённой к нему.

Научить детей играть в стихи и со стихами очень просто. Для этого их нужно читать и знать их наизусть. Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Своеобразными словесными играми являются скороговорки, считалки, дразнилки. Ив тоже врем всё это – стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатлённый в слове.

Детям очень нравятся произведений К. Чуковского, С. Маршака, Д.Хармса, А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Е. Благининой, Э. Успенского, Э. Машковской, Ю. Мориц, И. Токмаковой и другие. Оригинальная авторская поэзия захватывает детей своей неповторимостью, юмором, фантазией. Чем чаще мы повторяем стихотворение, тем больше видим в нём загадок, загадок, шуток, перевёртышей, звукоподражаний и других игр. Отсюда возникает и новое увлечение – сочинение собственных стихов.

Если ребёнку грустно, если он плачет от боли и обиды, весёлое стихотворение поможет ему улыбнуться, рассмешит его. Если ребёнок капризничает, балуется – рифмованные строчки пристыдят обидчика и забияку.

Воображаемую игру, необычность ситуаций, действий, поступков, вопросов, интонаций предлагают ребёнку детские поэты в шуточных стихотворениях. В прозаических, привычных, казалось бы, знакомых и неинтересных предметах и явлениях, поэты способны увидеть необычное, удивительное. Они приглашают ребёнка порадоваться и удивиться вместе с ними. В стихотворении Д. Хармса «Удивительная кошка»  автор предлагает в качестве чудодейственного лекарства для порезанной кошкиной лапы – воздушные шарики. Дети становятся непосредственными участниками интеллектуальной игры в нелепость предложения и его реальными последствиями. Развивается воображение, фантазия детей, которые представляют события в лицах, красках, шуме.

Особое значение имеют считалки. Когда их произносят дети, они звучат как весёлые, смешные стихи. Игровые считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями, это способ осуществления объективной справедливости. Ребёнок в игре становится находчивым, сообразительным, догадливым, ловким, добрым. Считалка увлекает ребёнка действием настолько, что ему самому хочется придумать строчку, предугадать, что будет дальше.

Скороговорки являются для ребёнка весёлой игрой в быстрое повторение труднопроизносимых стихотворений и фраз. Самое интересное, что с первого раза их не проговоришь. Чтобы запомнить скороговорку «Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки», нужно представить картинку знакомых реалий повседневного быта. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

Детские дразнилки прочно связаны с потешками, считалками, скороговорками.  Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны детям. В дразнилке С. Маршака «Ходит, ходит Попрошайка…»,  (где герой вымогает всё, что ему не нужно), создаются эмоции, осуждения, насмешки.

Загадки в детской литературе способствуют умственному развитию ребёнка. Всё, что раньше было для него предметом знакомства и стороннего наблюдателя, теперь выступает предметом загадывания. Играя в загадки, ребёнок как будто сдаёт экзамен на сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром, знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Загадки учат детей сопоставлять, нестандартно мыслить.

Детям очень нравятся игры в слова и со словами. Поэтическая литературная игра основана на знании родного языка. В неё можно играть, когда на улице идёт дождь, когда нельзя шуметь и т.д. Поэтические произведения ( К. Чуковский «Катауси и Мауси», Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» и др.)  способны привлечь внимание детей. В созданной игровой ситуации дети учатся выражать в словах переживания, наблюдения, отношения.

Сказк - потешки, сказки - шутки – удивительное создание детской поэзии, основанной на нравственных заповедях (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Б. Заходер «Кит и кот», Э Успенский «Жил - был один слонёнок» и др.). Они помогают ребёнку вырасти достойным человеком. В сказке зло всегда наказуемо и торжествует добродетель. Детская сказка - игра обращает мир ребёнка к родному дому, способствует пониманию связей и соотношений между человеком

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи ребенка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

 Детская поэзия  передаёт маленьким читателям  теплоту чувств, написанных языком легким, свободным, игривым, является одним из самых прочных оснований и самых действенных средств воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия в жизни ребенка

Поэзия входит в нашу жизнь с раннего детства. Играя с детьми взрослые постоянно проговаривают различные потешки и частушки. Они заинтересовывают и привлекают внимание ребенка и уже к двум годам ребено...

Фестиваль поэзии для старших дошкольников по произведениям К.И. Чуковского

Фестиваль поэзии для старших дошкольников по произведениям К.И. Чуковского...

Поэзия в жизни ребёнка

Поэзия входит в нашу жизнь с раннего детства. Играя с детьми взрослые постоянно проговаривают различные потешки и частушки.    ...

Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников

Поэтические произведения учат ребенка думать и чувствовать, любить родной язык, слушать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Надо научить ребенка любить стихи....

Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников

Поэтические произведения учат ребёнка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Слушая и читая стихи, ребенок учится творить. Стихи не только помога...

Воспитание интересов к поэзии ц старших дошкольников

Буклет "Воспитание интересов к поэзии ц старших дошкольников"...

Роль детской поэзии в развитии дошкольника.

На протяжении всего периода дошкольного детства, одной из главных задач, состоящих перед педагогами, встает задача по ознакомлению детей с художественной литературой.Художественная литература богата м...